«УЦ» продолжает серию публикаций об обучении украинских студентов в европейских вузах. Именно этот процесс, а не занудные речи наших чиновников, мы считаем реальной интеграцией Украины в Европу. Наша соотечественница Татьяна Д. уехала в Германию по программе студенческого обмена, после года работы в семье решила остаться и поступила в немецкий институт. На прошлой неделе Таня приехала в Кировоград на каникулы и поделилась с корреспондентом «УЦ» подробностями своего студенческого быта и некоторыми особенностями жизни в Германии. Оговоримся сразу, ее рассказ не касается всех немецких высших школ — наша собеседница говорит лишь о том, с чем сталкивалась в конкретном учебном заведении.
Татьяна учится в институте Брауншвейга, Вольфсбурга (города, где находится знаменитый завод по производству «Фольксвагенов») и Вольфенбюттеля. В основе столь сложного названия этого вуза, как, впрочем, и многих других институтов Германии, лежит территориальный принцип. Учебное заведение именуется по названию трех городов, где расположены корпуса. По спектру факультетов этот вуз приравнивается к нашему классическому: в одном населенном пункте изучают социально-гуманитарные науки, в другом — точные, в третьем — все, что касается экономического направления. Татьяна живет в Брауншвейге, для себя приоритетными выбрала математику и информатику. Не только потому, что системные администраторы и программисты востребованы в Германии, но и потому, что до отъезда училась на физмате в Кировоградском педуниверситете. Сейчас девушка заканчивает 6 семестр и к Новому году станет дипломированным бакалавром. Параллельно работает — «для стажа и чтобы иметь возможность оплачивать учебу».
Стипендию получают очень немногие Танины сокурсники — только те, кто «очень хорошо учится». А «хорошо учиться» могут себе позволить единицы счастливчиков, кому не надо подрабатывать, чтобы прожить. Иначе на учебу остается очень мало времени, как тут станешь отличником?! «Среди моих знакомых нет никого, кто бы получал стипендию», — говорит девушка. Получается замкнутый круг — работать, чтобы учиться, и учиться, чтобы работать.
Система учебного процесса в Германии очень похожа на нашу — лекции и практические занятия (тоториумы). Но практика вводится в программу только по тем предметам, в которых без нее не обойтись. Историю, философию студенты учат по бОльшей части самостоятельно, перед экзаменами. В этом плане Германия не очень отличается от Украины — там тоже от сессии до сессии живут студенты весело.
«Случается, на экзамене тебе надо знать то, чего вообще профессора не рассказывали, — говорит Татьяна. — Для этого студенты собираются вместе и группами, обмениваясь информацией, готовятся к контрольному опросу. Групповые занятия в Германии вообще приветствуются, зачастую многие задания даются нескольким студентам одновременно и под одной работой стоит коллективная подпись». Такие «умные посиделки», по словам Татьяны, ребят сближают, но только на время учебы.
Каждый семестр студенты меняют курс лекций, сами выбирают, что им в дальнейшем пригодится. «В Германии вообще вся учеба ориентирована на практическое применение знаний на работе, — говорит наша собеседница. — Во время учебы студенту, как правило, начинает нравиться какое-то конкретное направление, и он решает связать свою карьеру с этой областью наук». Для немецких работодателей, в первую очередь, имеют значение знания и опыт, а не протекция и знакомства, у нас. Яркий пример — сама Таня, которая без «мохнатой руки» смогла сама найти себе работу и прилично зарабатывать. Единственная проблема, с которой столкнулась девушка в первые месяцы учебы, — это незнание в совершенстве немецкого языка. Но сейчас все сложности позади — девушке даже сны снятся на смешанном русско-немецком.
Студенты Германии, как и украинские, живут в общежитиях при институтских городках. Наша собеседница — в католическом общежитии. На каждом этаже 7 нормально обустроенных комнат, 2 туалета, 2 душа и одна кухня. В среднем на каждый корпус приходится по 1-2 иностранца. Право жить в общежитиях предоставляется местным «студпрофкомом», преимущество, как и у нас, отдается иногородним. Если у студента есть средства, можно снять неподалеку от института квартиру. Однокомнатную «студио», в которой в одном помещении и спальня, и гостиная, и кухня, можно снять за 130-140 евро. Для сравнения — средняя зарплата в Германии состаляет 1500 евро.
Питаться Таня предпочитает в институтских столовых — в ресторанах и кафе, говорит, дорого. Меню здесь разнообразное: каждый день по три блюда. Салат, к примеру, стоит 50 центов, картошка фри — столько же, мясо — чуть дороже. В общем, полноценный обед немецким студентам обходится в 2,5-3 евро.
Традиционные немецкие блюда — тушеная капуста и жареные сосиски — местные жители действительно любят. А еще немцы очень положительно относятся к вермишели, пицце (сказывается влияние Италии) и турецким дюнерам (типа нашей шаурмы). От калорийной и жирной пищи молодежь в Германии быстро полнеет, а вот пожилые люди там достаточно миниатюрные и сухонькие.
Пиво немцы пьют. Много. И неудивительно — мало того, что оно вкусное и прославилось своим качеством на весь мир, так еще и недорогое. Самое дешевое пиво стоит 50 центов, есть и подороже — полтора евро.
Крепкие спиртные напитки в Германии намного доступнее, чем в той же Исландии или Англии. Одна бутылка водки стоит около 8 долларов. Именно столько надо заплатить за достаточно популярные марки «Горбачев», «Пушкин», «Ельцин».
Татьяна отмечает, что немцы и правда педантичны, отличаются характером «ровным», «нордическим», скрупулезно соблюдают все государственные законы, и одной из основных ментальных черт жителей Германии является их вежливость. На улице никто к девушке никогда приставать не будет, знакомство заводят в основном на дискотеках и по Интернету. И это, в отличие от украинских реалий, зазорным не считается.
«Женщины там не стремятся любой ценой выйти замуж. Встречаться — да, встречаются, а оформляют отношения после 30 лет. Не так как у нас — первый вопрос, который задают тебе люди после долгой разлуки: “А замуж не вышла?” Если говоришь “Нет” — вроде как неполноценный человек. Там не так. Мне вообще нравится, что в Германии роль женщины не преуменьшается, как в Украине, где главным есть, был и будет мужчина. В немецком обществе равенство полов не декларативное, а реальное», — утверждает не чуждая феминизму Татьяна. Она считает, что гендерное равенство присуще всем по-настоящему европейским культурам.
«В Германии жизнь спокойная, консервативная. Без потрясений, неприятных неожиданностей», — резюмирует наша собеседница. Немцам было бы дико, если бы утром они открыли кран и обнаружили, что нет воды. Или если бы гражданин Германии попал на кировоградские улицы после дождя, когда лужи стоЯт по щиколотку. Там для этого оборудованы специальные стоки, по краям проезжей части обязательно дорожки для велосипедистов и колясочников. А еще в немецких городах нет пивных палаток. Только летние увитые зеленью кафе.
В крупные города, тем более в столицу, никто не стремится. В первую очередь потому, что в мегаполисах сейчас очень трудно найти работу. В Берлине, например, самый высокий уровень безработицы — 15 процентов при среднем по стране 7-8%. Самым дорогим считается Мюнхен, а красивым — Бонн.
Татьяна говорит, что в Украину ее не тянет, девушка скучает только за родными. Говорит, что вернуться в Украину всегда успеет, а европейское образование даст очень хорошую платформу для будущей жизни в Германии, о которой у нее сложилось «только положительное мнение».
Приятно читать такие впечатления.
Счастливой тебе жизни в Германии, Танюша.
Semen