В начале ноября Верховная Рада проголосовала за сокращение срока искусственного прерывания беременности. 281 статья Гражданского кодекса предусматривала для этого срок в 28 недель. Но после принятия соответствующего законопроекта этот срок сокращен до 22 недель. В чем суть этого новшества, что он даст нашим женщинам, любезно согласилась разъяснить акушер-гинеколог кировоградской ЖК №3 Татьяна МИТЬЕВА.
— Во-первых, давайте внесем некоторую ясность в то, о каком типе прерывания беременности мы говорим. Итак, прерывание беременности в сроке до 12 недель — аборт — осуществляется по желанию женщин. Прерывание же беременности на сроке 28 недель фактически является искусственными родами, которые разрешаются по социальным и медицинским показаниям.
К социальным показаниям относятся: решение суда о лишении женщины родительских прав, прерывание беременности, наступившей в результате изнасилования, пребывание женщины в местах лишения свободы, наличие у мужа женщины инвалидности I-II группы, развод супругов или смерть мужа во время беременности, наличие у женщины трех и более детей или ребенка-инвалида.
По медицинским показаниям причиной прерывания беременности могут стать определенные инфекционные и паразитарные болезни, новообразования, тяжелые заболевания эндокринной системы, психические расстройства и т.д., а также состояния, несущие угрозу для жизни женщины.
Что касается сокращения срока до 22 недель, то специалисты давно уже поднимали эту тему. Во-первых, проведение подобных медицинских манипуляций довольно часто грозит женщине бесплодием, тяжелыми воспалительными процессами, осложнениями следующей беременности и родов, которые нередко приводят к смерти или нарушению здоровья новорожденного. Экономический фактор в наших условиях также, думаю, играет роль. Но самое страшное — это психологическая травма, которую переживает женщина.
Прерывание беременности на сроке 28 недель производится, конечно, не на ребенке. Это еще плод — незрелый, нежизнеспособный. Но уже практически возможно рождение с признаками жизни (плод может издавать какие-то звуки). Кроме того, женщина ощущает все моменты родов, видит собственное нерожденное дитя… После пережитого женщине необходима длительная психологическая реабилитация.
Сущность нашей работы — в оказании женщине помощи в рождении здорового ребенка, а фактически мы оказываемся соучастниками, не побоюсь этого слова, преступления. Я уже не говорю о Боге и о том, что чувствует и переживает сам врач. Поэтому все чаще медики поднимают вопрос о моральной и юридической ответственности женщины за подобный исход беременности.
Сокращение срока прерывания беременности до 22 недель — уже какой-то шаг вперед в решении проблемы, но исчезнет она лишь в том случае, если наше общество кардинально поменяет свое отношение к планированию семьи, вынашиванию беременности и рождению детей.