Между первой и второй

В первом туре я и моя команда играли на чужом поле.
В.Янукович.

Если в России существует, по признанию классика, две беды, то в Украине образца осени 2004 года есть два национальных интереса: выборы и футбол. Наверное, не зря при выборе цветов президентских кампаний двух основных кандидатов в мозгах политтехнологов подспудно всплыли именно оранжевый и бело-голубой. Для людей, далеких от футбола, напомню, что именно в футболках этих расцветок играют два основных антагониста украинского соккера: “Шахтер” и “Динамо”. Сегодня, когда к результатам первого тура выборов максимально подходит спортивный термин “ничья”, попробуем рассмотреть возможные действия двух основных команд электорального соревнования в преддверии финального выяснения отношений.

Защита

Любой футбольный тренер, да что там тренер, простой болельщик знает тривиальную истину: чем меньше команда пропускает, тем чаще она выигрывает. Задачи в защите для команд Ющенко и Януковича были абсолютно разными. Если для команды оппозиции главной целью являлось сохранение голосов своих сторонников при подсчете и недопущение фальсификаций выборов на всех этапах, то для команды действующего премьера главное задание было в сохранении имиджа относительно честных выборов и обеспечение легитимности полученного результата.

Насколько соперники справились с этим заданием? Настроение в штабе Ющенко после первого тура если не благостное, то весьма приподнятое. Несмотря на то, что в ходе подсчета голосов, особенно в начале этого процесса, некоторые первые лица этой команды указывали на победу Виктора Ющенко уже в первом туре, полученная (хотя еще официально не закрепленная Центральной избирательной комиссией) ничья, похоже, вполне устроила “оранжевых”. Силам оппозиции удалось обеспечить победу Виктора Ющенко в центральных областях Украины, которые почти единодушно назывались специалистами-политологами как ключевой плацдарм для будущего успеха. В то же время широко анонсированный, в частности Юлией Тимошенко, прорыв в областях восточных так и остался голословным заявлением. Результаты волеизъявления граждан в Донецкой, Луганской, Харьковской областях и Республике Крым выглядят для коалиции “Сила народа” удручающими. На сегодняшний день вряд ли можно говорить о том, что в этих регионах произошла масштабная фальсификация. Вернее всего, можно констатировать факт недостаточной действенности как пропаганды, так и организационной работы оппозиции в русскоязычных областях. С одной стороны, это дает сторонникам Ющенко возможность поработать на почти невозделанной электоральной целине, с другой стороны — времени для такой работы практически нет.

В целом же по Украине сработала программа по привлечению добровольцев для контроля за результатами голосования и выборов. Шокирующие для власти результаты в Сумской, Черкасской и Кировоградской областях вызваны не только истинным положением настроений среди электората, но и отчаянным сопротивлением сторонников Ющенко при попытках их оппонентов фальсифицировать процесс.

Судя по всему, эта тенденция не только сохранится, но и усилится во втором туре. Ведь полученные результаты не только не вызвали уныния среди, как было принято говорить раньше, широких народных масс, но и пробудили у простого гражданина столь забытое ощущение того, что с властью бороться можно. При этом нельзя сказать, что действия большинства региональных штабов Виктора Ющенко были уж очень слаженными и профессиональными. Скорее, наоборот. Таким образом, сегодня можно говорить о доминирующем влиянии такого не просчитанного властью фактора, как позиция украинского народа. И, по большому счету, власти трудно упрекнуть себя в просчете. Ни в 2002-м, ни тем более в 1999-м такого массового народного движения в защиту честных выборов и близко не было.

Как ни странно, счет на табло после первого тура вполне устраивает и команду власти. И дело даже не в том, выигрывает или проигрывает Виктор Янукович десятые или сотые доли процента Виктору Ющенко. Ведь почти сорок процентов голосов, отданных премьеру или записанных на его счет, — это весьма неплохой результат. Естественно, рассчитывали на большее, но, думаю, в глубине души боялись худшего расклада.

Из безусловных плюсов действий команды Януковича можно признать удачную игру по защите собственного результата. Для этого был выбран достаточно новый стратегический прием, основанный на биологическом понятии “мимикрия”. Это когда растение или животное принимают форму окружающей среды. Посмотрите, как здорово были нейтрализованы такие, казалось бы, глобальные и незыблемые понятия демократического волеизъявления, как экзит-пол и независимые международные наблюдатели. Реальная угроза экзит-пола для власти существовала, исходя из опыта 2002 года, когда социологи уже через минуту после окончания голосования дали стопроцентно точный итог выборов, зафиксировав в том числе и блестящую победу блока “Наша Украина”. Правда, тогда экзит-пол был один. Теперь их было много. Конечно, можно усомниться в наличии такого количества профессиональных структур, проводящих опросы на выходе с избирательных участков, но, тем не менее, следует признать: приникший к экранам телевизоров в первые послевыборные часы избиратель просто запутался в ворохе цифр, подаваемых различными социологическими и псевдосоциологическими службами. В итоге действия экзит-пола были полностью нейтрализованы в глазах электората. Конечно, для первого тура это небольшое достижение, но с прицелом на тур второй, когда вопрос будет стоять ребром, хроническое недоверие простого украинца к любого вида социологии может иметь для команды власти если не решающую, то весьма значимую роль.

Тот же фокус (или, если слово “фокус” обидное, скажем так, тактическую задумку) удалось провернуть и с международными наблюдателями. И добро бы, выборы были признаны “честными и прозрачными” только лишь бригадой наблюдателей от СНГ под руководством бывшего главного милиционера России Владимира Рушайло. Он до этого и белорусский референдум по предоставлению Александру Лукашенко царских полномочий признал честным и прозрачным. Однако и ряд западных наблюдателей признал украинские выборы вполне легитимными. Правда, на реакцию таких влиятельных в мире фундаций, как Совет Европы или Госдепартамент США, это не повлияло — критика действий украинской власти была весьма решительна и незавуалирована. Но, опять же, для местной отечественной телекартинки несколько солидных американских сенаторов, благословляющих демократический процесс, выглядели внушительно.

Ну а то, что власть пытается окончательно мимикрировать под оппозицию, доказали уже послевыборные заседания в Верховной Раде, когда депутаты бывшего пропрезидентского большинства облачились в легкомысленные бело-голубые шарфики. Этот фрондерский предмет одежды, конечно, весьма плохо гармонировал с дорогими костюмами, зато окончательно продемонстрировал: победа на выборах достойна любых жертв, в том числе и собственного солидного имиджа. Возможно, вскоре мы увидим, как металлургические короли и навороченные банкиры начнут отращивать длинные волосы, носить джинсы и ездить в Верховную Раду на общественном транспорте. Впрочем, последнее совсем уж из области фантастики.

Нападение

Прочитав ворох политических обозрений первой послевыборной недели, ловишь себя на мысли, что журналисты в Украине крайне неадекватно оценивают расклад сил перед вторым туром. Лейтмотив анализа коллег таков: результат Ющенко дался его команде без каких-либо сверхусилий, а власть практически полностью использовала весь имеющийся у нее потенциал. Поэтому стоит лишь немножечко напрячься, и победа у народного кандидата в кармане.

Напрягаться, безусловно, надо. Притом и тем, и другим. Сейчас многим становится ясно, что, например, фактор запугивания силовиками у власти не прошел. Демонстрация мощи перед зданием Центральной избирательной комиссии прошла впустую. Да и рассказы об огромных бандах бритоголовых юношей не охладили желание избирателей голосовать 31 октября. Впрочем, подозреваю, что вся мощь силовой аргументации 31 октября продемонстрирована не была. Власть, скорее, предприняла всеобщую мобилизацию в целях смотра своих сил и средств перед вторым туром. Так что фактор, говоря футбольным языком, “мощного таранного форварда” у власти, конечно, остается. Атакующие действия команды Ющенко вновь находятся в секторе повышения самосознания масс. Такое ощущение, что народному кандидату не на что надеяться, кроме собственного народа. Несмотря на уверения Виктора Януковича в том, что местные власти смогут исправить бесчисленные ошибки в списках избирателей, в штабе Ющенко, уверен, отдают себе отчет в том, что это сделано не будет. Еще одна опасность, связанная со вторым туром, — это дезорганизация работы комиссий, из которых люди бегут, как из чумного города. Да и беспрецедентно противозаконные решения ряда территориальных комиссий об изгнании оппозиционеров с участков, имевшие место в Кировограде, Одессе и Днепропетровске, могут в ходе второго тура выборов повториться уже на большей территории.

Наверное, многих, внимательно следивших за политической жизнью страны в последние годы, удивило отсутствие стреляющего “бомбового” компромата перед 31 октября. Вероятно, в штабах основных кандидатов вариант второго тура рассматривался весьма серьезно, и “бомбы” решили оставить, что называется, “на потом”. Ведь расстояние между первым и вторым этапом президентских выборов в Украине молниеносно, и резко изменить общественное настроение в ту или иную сторону архисложно.

Конечно, это могли бы сделать открытые телевизионные дебаты. Но, судя по всему, команда Виктора Януковича не надеется на ораторские таланты своего лидера и под любыми предлогами старается избежать участия в таком процессе. Впрочем, последнее заявление телевизионного холдинга, включающего ICTV, “Новый” и СТБ и принадлежащего зятю Леонида Кучмы Виктору Пинчуку, о желании провести такие дебаты может быть не только сохранением хорошей мины при плохой игре, но и желанием команды Януковича рискнуть на этом совсем уж чужом для них поле. Ведь, хотят они того или нет, агитационной аргументации у соратников премьера в загашниках крайне мало.

Еще одним фактором усиления нападения той и другой команды может стать внешнее влияние. Хотя, например, предвыборная агитация Владимира Путина, уж очень тщательно подбирающего слова во время прямого эфира для Украины, вряд ли возымела какие-то видимые плоды, тем не менее, уверен, эти попытки будут продолжены. Наверняка ожидается и какое-то “слово об Украине и выборах” от лица свежепобедившего в Соединенных Штатах Джорджа Буша.

Безусловно, обе команды имеют мощное, хотя и по-разному построенное нападение, тем не менее, его усиление — главная задача как штаба Ющенко, так и штаба Януковича.

Скамейка запасных

Конечно же, очень серьезную роль в будущем процентаже второго тура может сыграть позиция левых кандидатов в президенты, сошедших с дистанции после 31 октября. Естественно, “золотой фишкой” остается позиция лидера социалистов Александра Мороза. В общем-то склоняющиеся к поддержке Виктора Ющенко Мороз и его партия выдвинули возможным союзникам ряд условий. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что практически все эти условия давно прописаны… в предвыборной программе самого Ющенко. Это и немедленный вывод украинского контингента из Ирака, и отмена приватизации крупнейших стратегических объектов украинской промышленности, и тесные добрососедские отношения с Россией. Наиболее спорный вопрос — судьба политической реформы, ярым приверженцем которой Александр Мороз остается даже в условиях дискредитации этой идеи со стороны администрации действующего Президента. Впрочем, Ющенко тоже всегда говорил о необходимости такой реформы. Заминка только в сроках. Социалисты настаивают на ее немедленном проведении сразу после президентских выборов, “нашеукраинцы” склоняются к проведению таких действий после парламентских выборов 2006 года. Время для переговоров и компромисса у Ющенко и Мороза есть, но его немного.

В сложное положение попал лидер коммунистов Петр Симоненко. Во-первых, проиграл, пусть и немного, Александру Морозу. Во-вторых, коммунистический электорат оказался в этот раз очень мал (впрочем, не исключено, что это произошло искусственно). Что делать лидеру коммунистов? Похоже, что одна часть коммунистов не простит Петру Николаевичу поддержку Ющенко, а другая — аналогичные действия в адрес Януковича. Остаться же над схваткой означает для КПУ окончательную потерю политического темпа и медленный, но печальный уход в небытие. Пока же со своим выбором во втором туре определилась лишь Наталья Витренко. Она — за Януковича. Что и требовалось доказать.

В общем-то, людям, искренне исповедующим левые взгляды и ценности, предстоит сделать весьма сложный выбор. Ведь, как ни крути, обе главные действующие силы процесса исповедуют две, хотя и очень далекие друг от друга, формы капитализма — либеральный западного образца и олигархический — российского. Но думать о том, что традиционно активный левый электорат не примет участия в голосовании 21 ноября, по меньшей мере, наивно.

Вместо послесловия

Футбол — очень сложная игра, в которой не все решается простым столкновением сил двух команд на поле. Одной из важнейших на поле является фигура арбитра. Некоторые видят в таком качестве Леонида Кучму, некоторые — председателя Центризбиркома Кивалова. Кто-то уповает на министра внутренних дел, а кто-то — на мнение Запада или Москвы. Однако стоит внимательно читать свод правил этой игры — Конституцию Украины, где черным по белому написано, что главный арбитр — это мы, украинский народ. А все остальные “серьезные люди” — не более чем боковые арбитры. Именно от нас зависит, будет ли состязание 21 ноября честным. И горе тому, кому народ покажет красную карточку. Политическая дисквалификация будет длительной и суровой. Впрочем, разговоры о честности в футболе ведутся с таких же незапамятных времен, как и о честности в политике. Все зависит от принципиальности арбитра.

Добавить комментарий