40% населения Украины живет в малых городах. Всего в стране таких городов около трехсот. Эти цифры были озвучены на встрече премьера Юлии Тимошенко с мэрами малых городов Украины весной этого года. Кировоградщина на общеукраинском фоне не выглядит исключением. Большая часть ее райцентров — это малые города. Что им по собственным силам, а в чем и какая требуется помощь, чтобы жители маленьких городов не чувствовали себя обделенными и не рвались на поиски лучшей доли в большие города, либо вообще в ближнее и дальнее зарубежье? Начать разговор на эту тему редакция решила на примере Бобринца, райцентра с населением около 12 тысяч человек, и пригласила к этому разговору мэра города Леонида Кравченко.
Одним из показателей возможностей города может служить его годовой бюджет. В Бобринце он, рассказывает Леонид Григорьевич, составляет 2 млн. 400 тыс. грн. В пересчете на душу населения — 200 грн. в год. И мэр признается откровенно: такого бюджета городу не хватает. Поэтому первое, о чем должна болеть голова у городской власти (в любом городе!), — это увеличение доходной части бюджета. Прежде всего — за счет местных налогов и сборов. Городская власть Бобринца, например, снизила рыночный сбор с 2,50 до 1,50 грн., плату за парковку установила в размере
1 грн., а при этом усилила контроль — в частности, директор рынка не получает премию, если не выполнен план по рыночному сбору и парковке. Но при этом поступления по этим двум пунктам доходной части бюджета выросли, соответственно, в два и три раза. Наведен порядок и с платой за землю: «Заставили всех платить», — уточняет мэр. Дотаций и субвенций в городской бюджет город не получает, хотя они и не были бы лишними.
— Формульный подход, — поясняет Л. Кравченко, — не в полном объеме учитывает финансирование делегированных полномочий: содержание дошкольных учреждений, фельдшерско-акушерского пункта (в селе, отданном под юрисдикцию города), учреждений культуры и спорта. Даже на зарплату, энергоносители и питание формула недосчитывает около полумиллиона гривен. То есть мы должны использовать средства из так называемой второй корзинки — те, что должны вкладываться в городское освещение, ремонт дорог и учреждений соцкультбыта, на посуду в детских садиках и тому подобное. Не учитывается в формуле и ЖКХ. Хотя, например, в малых городах даже себестоимость водоснабжения намного выше, чем в больших. У нас на километр водопроводной трассы приходится 20-30 жителей-плательщиков, тогда как в крупном городе на таком же участке может быть подключено несколько многоэтажных жилых домов. Нашему водопроводу уже 40 лет, а денег на его полноценный ремонт и обновление у города нет. Требует субвенций из городского бюджета и жилищно-коммунальная сфера. Но в этом году денег хватило только на то, чтобы на 50% закрыть зарплату и энергоносители.
Отдельного разговора, — продолжает мэр, — заслуживают дороги: на сто километров внутригородских дорог в бюджете городская власть смогла заложить только 100 тыс. грн. При нынешней стоимости дорожных работ на их ремонт потребуется …более ста лет.
Словом, на встречу с Юлией Тимошенко этой весной Леонид Кравченко поехал с конкретными предложениями, которые актуальны не для одного Бобринца, но и для всех малых городов Украины.
По мнению мэра, необходимо хотя бы вдвое увеличить остающуюся в городском бюджете долю налога на доходы граждан, которая ныне составляет 25%, и направить эти деньги целевым назначением в бюджет развития города. Это было бы справедливо: ведь деньги, с которых платятся эти налоги, зарабатывают сами горожане, а налоги собираются на территории города. Кроме того, следовало бы, чтобы банки (а в Бобринце, например, работает пять филиалов банков), заправочные станции и прочие учреждения со статусом филиалов платили налоги по месту их нахождения, а не ограничивались только платой за землю.
Второе — нужно немедленно ввести налог на недвижимость: магазины, банки, предприятия, но только не на жилье граждан.
Третье — дорожный сбор. Целесообразно, чтобы в городском бюджете оставалось не 50%, как сейчас, а 100% собранных денег. Образно говоря, Бобринец сможет «отремонтировать» свои дороги не за 100, а за 50 лет, что сути дела существенно не меняет. Поэтому параллельно государству необходимо предусмотреть и целевые субвенции на дороги.
Четвертое — необходим целевой налог на мусор, пусть совершенно небольшой, но в Бобринце иного решения проблемы не видят. Трудно переучить горожан, которые привыкли вывозить мусор в посадки или бросать на обочинах проезжей части. Централизованный вывоз мусора в Бобринце налажен, но… скажем, договорами охвачено лишь 2660 пользователя этой услугой — «неохваченные» уклоняются от заключения договоров любыми способами…
Пятое — земельный налог. Хотя бы 80% (а не 60%, как сейчас) этого налога должны остаться в городском бюджете. И это справедливо, т.к. земля принадлежит территориальной общине. В этой связи немаловажно и то, чтобы выделение земли осуществлялось только через аукционы. Кстати сказать, Бобринец в этом отношении не стал дожидаться указа Кабмина, а за счет конкурсов сумел пополнить доходную часть бюджета еще примерно на полмиллиона гривен. Эти деньги пошли на городское освещение, благоустройство городского парка, на помощь жилищно-коммунальной сфере и т.д.
— Да, — говорит мэр, — все эти нововведения не решат наших проблем немедленно. Под те же дороги, под реконструкцию ЖКХ, освещение, благоустройство, на строительство жилья для молодых специалистов все равно понадобятся дополнительные деньги. Субвенции, а еще лучше — целевое финансирование в рамках общегосударственных программ. Но, по крайней мере, это позволит сделать для города значительно больше, чем нам удается делать сегодня, причем ценой весьма немалых усилий. И еще: любую копейку, которую сможет дать государство, нигде не оценят так, как в малых городах…
По оценке Л. Кравченко, Юлия Владимировна очень внимательно выслушала все предложения, которые озвучили мэры малых городов, встреча продолжалась три часа вместо запланированного часа. Пообещала, что при корректировке госбюджета на второе полугодие на нужды малых городов будет выделен целевым назначением миллиард гривен. Бобринец из этой суммы на свои насущные нужды мог бы получить около 2,2 миллиона. Но, к сожалению, не сбылось: запланированная корректировка не прошла в Верховной Раде…
Однако, как говорится, все это день сегодняшний. А можно ли изменить ситуацию, что называется, снизу? Что могло бы повлиять на нее кардинальным образом? Может быть, строительство какого-то крупного, градообразующего и бюджетонаполняющего предприятия?
Леонид Григорьевич убежден, что мечтать о чем-то подобном, например, ВАЗу или КамАЗу, в Бобринце было бы нереальным. Городская власть должна отталкиваться от сегодняшних возможностей, а не ловить журавля в небе либо сидеть и ждать милостей от государства. Сегодня у городской власти есть несколько проектов, которые могут дать результат. Первый — разработка гранитных карьеров. Инвестор уже есть, договоры с ним — с пользой для города — заключены. Намерения самые серьезные. Далее — возобновление работы кирпичного завода. Спрос на его продукцию будет. Еще два проекта — строительство мини-консервного и молочного заводов. Мэр убежден: инвесторы придут, если будут видеть заинтересованность и готовность к сотрудничеству со стороны городской власти. По двум последним проектам высказали заинтересованность инвесторы из Турции. Возможно, не столь грандиозны эти планы в общеукраинском масштабе, однако редакция планирует и далее рассказывать о жизни и делах Бобринца. Причем не только о проблемах, но, верим, и о достижениях.