Одним из тех, кто во время президентских выборов в Кировограде отстаивал интересы Виктора Ющенко, был народный депутат, глава подкомитета Верховной Рады по вопросам свободы слова, глава Союза писателей Украины Владимир Яворивский. В прошлую пятницу в областном штабе блока “Наша Украина” состоялась пресс-конференция с участием Владимира Александровича.
Конечно же, большинство вопросов так или иначе затрагивали главную причину визита Яворивского в наш город, но к моменту выхода этого номера “УЦ” они уже утратили актуальность. Поэтому мы приводим только те кусочки беседы, которые не были напрямую связаны с выборами президента (по крайней мере, с первым туром этих выборов).
Один из самых насущных вопросов — ситуация со свободой слова в Украине.
Владимир Яворивский:
— Вы знаете, в 90-м году свободы слова было намного больше, чем сейчас. Даже при той административной машине я как народный депутат СССР мог прорваться на центральный телеканал, сделать там какие-то заявления. Сегодня ничего такого сделать просто невозможно. Если разбираться в причинах, почему так получилось, нужно искать первоисточник, откуда вышли все эти “темники”. Все это пошло из Администрации Президента. Какого бы мнения мы ни были о Медведчуке, который разработал эту ужасную машину, нужно признать, что его система сработала. То, в каком виде существуют Первый канал, “Интер”, “1+1”, — его заслуга. В этом отношении он человек гениальный, но беда в том, что его гениальность — со знаком минус.
Журналистов не нужно учить — люди, будьте независимыми и т.д., они и так все прекрасно понимают. Прессе просто нужен сигнал — вы свободны, не бойтесь, “темников” нет, пишите то, что считаете нужным. И Ющенко так и сделает… Если вы помните, Виктор Андреевич был единственным премьером, который не препятствовал работе СМИ, которые его критиковали. Он продемонстрировал, что власть должна быть терпимой к тому, что пишет пресса, нравится ей это или нет.
Также кировоградским журналистам, что называется из первых уст, была рассказана история противостояния в Союзе писателей Украины.
— Союз писателей всегда был очагом сопротивления криминальной власти. Я ожидал, что реакция на мои письма, на все наши выступления обязательно будет. Я ждал финансового давления, проверок, но никак не ночного штурма Союза писателей…
Недовольные есть всегда, тем более сейчас, когда большинство писателей живут бедно. Книги не издаются, гонораров практически нет. Вы не поверите, если я вам скажу, что до последних дней Павло Загребельный получал пенсию 178 грн. Ему гонорары выдают книжками! Вы себе можете представить, что Загребельному — человеку, который создал целую библиотеку, — нечем заплатить за коммунальные услуги?..
Так вот, начали искать недовольных, собирать подписи против Яворивского. В Киеве это не прошло, тогда они пошли по областям — наобещали издать книги и собрали таким образом со всей Украины 40-50 человек, которые имели в Союзе писателей право голоса. Они за полчаса приняли решение уволить Яворивского, и вечером эту новость крутили уже по всем телевизионным каналам.
Сначала на эти манипуляции я смотрел с удивлением, но потом, когда была дана команда судьям и суд, не выслушав ни меня, ни кого бы то еще, принял решение признать то устное собрание легитимным, мы поняли, что ситуация серьезная. Завтра могут забрать печать, средства, а главное — здание, в котором находится Союз (этот дом на Банковой пришелся по душе Кучме, там он планировал открыть свой Фонд). После того, как я узнал о постановлении суда, я приехал в Киев, по дороге подняв на ноги коллег-депутатов, кого только мог. Вместе нам удалось отстоять здание.
Затем было принято решение собрать нормальный, легитимный съезд. Я обратился к писателям-членам Союза: приезжайте и сами решайте судьбу Союза (хотя от имени нового руководства им всем разослали телеграммы с предложением не приезжать на съезд, даже я ее получил). Заседание пришлось проводить под открытым небом — уникальный в истории литературного движения случай. Из 1470 человек, имеющих право голоса, на съезд собралось 984. И они все расставили по своим местам. Точку в деле поставил Верховный суд, принявший решение в нашу пользу.
Еще на двух вопросах, озвученных в ходе пресс-конференции, хотелось бы остановиться подробнее: использование админресурса и повышение цен в канун выборов. Вот что по этому поводу думает Владимир Яворивский:
— Использование админресурса неизбежно, мы все об этом знаем. Для чиновника что главное? Продержаться до последней возможности. Но наступит момент выбора, когда эти люди скажут: “Сколько ж можно, да пропади оно все пропадом…” Даже психологически будет другое отношение к указаниям, давлению сверху…
Вы сами понимаете, что сейчас в стране уровень инфляции сдерживается искусственно. Это будет колоссальной проблемой для нового правительства. Союз писателей расположен возле Нацбанка, и я с ужасом смотрю на те колонны “деньговозов”, которые стоят возле банка. Маховик инфляции раскручен. Ведь “пустые” деньги выпущены не просто потому, что Тигипко хочет остаться в истории, поставив свою подпись на этих купюрах. Они нужны для других целей… Сейчас в Киеве купить валюту невозможно. На один обменный пункт в день выделяется 100 долларов, и только для продажи иностранцам. То, что они сделали, — это преступление против экономики. И еще хватает наглости сваливать всю вину за повышение цен на “спекулянтов”…