Нехватка квалифицированных кадров на рынке труда заставляет украинских работодателей самим находить способы, как изменить ситуацию с их подготовкой. Павел Штутман, известный промышленник с Кировоградщины, причастен к запуску уже двух проектов по внедрению немецкой – «дуальной» – системы образования для будущих рабочих и инженеров.
Он рассказал «УЦ» о том, почему у бизнеса сегодня нет другого пути, что думают по этому поводу в Министерстве образования и какие перспективы открывает участие в экспериментальной программе его выпускникам.
Зачем?
По словам нашего собеседника, суть проблемы заключается в том, что инвестор, работодатель, обладая машинами, технологиями, ноу-хау и финансовыми ресурсами для того, чтобы организовать производство, не владеет какими-то тайными знаниями, которые позволяют использовать неподготовленных людей для работы на современном производстве.
— Мы можем задействовать в производстве только тех работников, которые имеют качественное образование, – констатирует Штутман. – Этим определяется конкурентоспособность как отдельной компании, так и всей страны. Мы отвечаем за ту часть обучения, которая начинается с момента поступления работника на предприятие. Инженер-механик, к примеру, который имеет качественную базовую подготовку, приходит к нам на работу, затем выясняется, что он имеет недостаточные знания о гидравлических машинах, – мы дадим ему эти знания. Но нельзя сделать инженера из человека, который не получил академического инженерного образования.
По словам Штутмана, на предприятиях «Гидросила ГРУП» и «Эльворти ГРУП» сегодня дефицит квалифицированных специалистов, и, в частности, инженерных специальностей, составляет 180 человек. Именно столько компании готовы нанять на работу, но на рынке труда их нет.
— Несмотря на то, что сегодня государство выделяет значительные средства на так называемый госзаказ одному из местных университетов, – отмечает Штутман, – подавляющее большинство тех молодых людей, которые приходят оттуда на собеседования, к сожалению, не могут продемонстрировать хотя бы минимальные знания, с которыми они могли бы работать инженерами. Согласно закону Украины о высшем образовании, наши студенты ничем не отличаются от европейских студентов, которые для получения степени бакалавра должны отучиться 180-240 кредитов, и каждый кредит составляет 30 часов. Если студент столько не учится, но получает диплом – это уже фактически является мошенничеством. Естественно, мы обеспокоены такой ситуацией и в поисках решения кадровой проблемы обратились к теме дуального образования.
Проблема в системе?
Классическая система высшего образования была ориентирована на преподавателя, который передавал студентам собственные знания. Вопрос о том, нужны ли экономике сегодня эти знания, не ставился. В результате дипломированный инженер приходил на завод и 3-5 лет адаптировался, прежде чем начать приносить предприятию и отрасли какую-то пользу. Сегодня мейнстрим в европейском образовании – ориентация на студента, на то, какими компетенциями он должен обладать: что должен знать, что понимать, а что уметь после выпуска. Дуальная система обучения – без отрыва от производства – позволит будущему выпускнику-инженеру полноценно выполнять свои должностные обязанности без адаптации в 3-5 лет, считает Штутман.
Ее суть состоит в том, что часть учебного времени студенты проводят в университетах, занимаясь по согласованной с будущим работодателем программе, при этом количество учебных часов – аудиторных занятий и часов самостоятельной подготовки – остается на прежнем уровне. А часть учебного времени – непосредственно на предприятии, работая по специальности и получая зарплату.
— Если это дуальный университет, а подготовка ведется, например, для «Фольксвагена», то «Фольксваген» вставляет в учебную программу те компетенции, которые необходимы для эффективной работы на их предприятиях, исключая те, которые там не понадобятся. Может, надо, чтобы соискатель месяц поработал на одном станке, месяц – на другом, может, ему нужно ознакомиться с тем, как осуществляется управление качеством – кадровая служба такого предприятия готовит для студентов индивидуальный план. Он действительно выполняет там конкретную работу, это не хождение с папочкой по отделам: «подпишите практику», как это часто делается у нас. В этой системе появляются специалисты, которые максимально соответствуют данным рабочим местам, – поясняет наш собеседник.
Сегодня около 90% профессионально-технического образования в Германии – дуальное, а высшее дуальное образование с каждым годом занимает все более заметное место. Работая, студент получает заработную плату. Иногда работодатель платит еще и стипендию, это зависит от взаимоотношений предприятия с учебным заведением.
Наш проект
На днях в Федерации работодателей Украины прошел круглый стол на тему «Система высшего дуального образования в Германии и ее опыт для Украины».
В нем приняла участие министр образования Лилия Гриневич, и было принято решение об организации рабочей группы по созданию и развитию дуального высшего образования в Украине, в которую войдут представители профильного министерства и работодатели. Кроме того, дан старт проведению эксперимента по созданию системы дуального образования на базе предприятий «Гидросила ГРУП», «Эльворти ГРУП» и Национального технического университета Украины «КПИ», с которым кировоградские машиностроители давно сотрудничают.
— Планируем готовить группы не меньше 30 человек в год, – говорит Павел Штутман, который на упомянутом выше круглом столе был одним из основных докладчиков. – Мы создаем для этого все – самые современные лаборатории, классы, закупаем компьютерные программы, мы готовы оплачивать дополнительные знания, приглашать интересных лекторов. Мы хотим внести свой вклад в экономику Украины, в ее будущее, чтобы это стало примером, толчком для всей страны, всех вузов и предприятий. Пока в нашей стране нет опыта создания учебных планов для таких систем. Мы сейчас договариваемся поехать в Германию, чтобы ознакомиться с их наработками, они нас принимают, они сами заинтересованы, даже гранты выделяют на то, чтобы популяризовать дуальное образование в Украине.
По его мнению, внедрение новой системы даст работодателям уверенность, что выпускник качественно подготовлен и сразу готов выполнять инженерную работу. А сам выпускник уже на первых этапах сможет претендовать на более высокую зарплату, чем если бы пришел и пять лет разбирался, что к чему…
Андрей Трубачев, «УЦ».
Насправді гарна ініциатива! Треба брати приклад з кращих… а рівень у Німеччини завжди високий!
Думаю, студенты только рады будут стать настоящими профессионалами в своем деле. :good:
Цитата: » Инженер-механик, к примеру, который имеет качественную базовую подготовку». Что тут имеется в виду? Знания базовых инженерных дисциплин, типа сопромат, теормех и т.п.? Любопытно было бы сравнить, сколько часов отводилось на них во времена КИСМа и сколько сейчас, в ЦУНТУ. Отсюда и вторая цитата: » Но нельзя сделать инженера из человека, который не получил академического инженерного образования.» Поддерживаю оба высказывания на все сто! Только тут нас ждет большое разочарование. В Минобразовании планируют объединить шесть (!) школьных дисциплин в одну. А именно — физика(!), химия, биология, астрономия, география, экология в одну. С объемом преподавания ТРИ ЧАСА В НЕДЕЛЮ! И так нынешние выпускники школы имеют весьма слабые знания в точных науках. А после такого «покращення» никакое «дуальное» и даже «триальное» образование не даст нам инженера. Грузчика — запросто. Инженера — никогда!
У нас не только минус 180 инженеров, но и минус 180 агрономов и тд., и тп.
Требовать от системьі образования срочно перестроиться и давать на гора спецов-наивно.
Хотите специалиста, покупайте его хоть в США, хоть на Азорских островах. Не хотят ехать в наши трущобьі?
Делайте страну комфортнее, требуйте от государства, вьі же крупньій собственник, у вас столько козьірей в руках!!!
А ведь действительно, если посмотреть на это с глобальной точки зрения, то на этапе формирования специалиста инженерного характера будь то техногол, агроном, машиностроитель образовался ступор и нужны перемены.
Сам помню как пришел на практику на производство, меня спросили, что тебе надо, вот на, иди не мешай работать, за пару часов провели короткий экскурс, разрешили взять информацию для отчета, подписали бумаги и отправили домой, тогда как для молодого зелёного это было клёво, а сейчас я бы по упирался и потребовал все как положено.
Первую практику проходил на Красной Звезде. 1971 год. Месяц в метизном цеху таскал заготовки в тележке. Как будущему инженеру она мне много не дала, но главное я понял — лучше сидеть за кульманом и получать 100 рублей, чем за 70 таскать железо в три смены! То есть — надо учиться! Вторая практика — ЗОР (завод октябрьской Революции, Одесса). Месяц на прессе обрубал скос лемеха. Норма — 2000 лемехов в смену. Вес лемеха — 8 кг. Убедился еще раз, что учиться гораздо полезнее.
Работа дураков любит, особенно низкооплачиваемая, грязная и вредная.
© Б.Ревчун
І все ж пан Павло Штутман закінчив КІСМ. Не КПІ.
Чому ж таке несприйняття рідного ВУЗу?
Чому ці всі прекрасні сучасні лабораторії будуть призначені тіки для студентів КПІ?
Звідки переконання, що з тих 30 випускників КПІ всі 30 будуть щасливі працювати в Кіровограді?
Таки пиво без водки — гроші на вітер.
Працювати то таке. А ось де вони житимуть? В гуртожитку? До пенсії? А потім? Може пан Штутман будує особливий будинок для випускників КПІ?