«Он ушел…»

На сороковой день после смерти Виктора Петракова в Кировоградском областном художественном музее открылась выставка «Он ушел…». В экспозиции — фотографии разных лет, книги Петракова, картины, которые меценат передал художественному музею.


На открытие собрались люди, которые знали и любили Виктора Васильевича. И мероприятие получилось очень теплым и каким-то даже веселым, несмотря на то, что у большинства присутствующих в глазах стояли слезы. Он ушел… Но все вспоминали какие-то смешные и веселые истории.

Много говорили об удивительном чутье Петракова, о том, что он, как никто, умел увидеть ценность в самых простых вещах. Все, например, знают, что Петр Павлович Оссовский очень любил виски. В его первый после большого перерыва приезд на родину он тоже пил виски и шутил «Я из Виски, и пью виски». На следующий день утром Виктор Васильевич принес в художественный музей этикетку от распитой вчера бутылки с тем же текстом, записанным рукой великого художника из Виски. Правда, замечательная идея и замечательная история? Этикетка хранится в фондах художественного музея.

Но Петраков передавал в кировоградские музеи и другие, гораздо более ценные экспонаты. Абсолютно во все: в художественный, в краеведческий, в литературный, в музей Нейгауза. И в каждый свой приезд! Так, на выставке в художественном музее можно увидеть его последний подарок — уникальную икону с надписью «Твое сердце оружием пробьет». В последнее время он занимался подготовкой передачи в наш музей картин Бориса Вакса. Вакс — не наш земляк, он родился в Житомире, но Виктор Васильевич договорился с его дочерью Полиной Бапковой, что его работы будут переданы именно в наш музей.

За день до смерти, 17 декабря, когда художественный музей поздравил Петракова с днем рождения, Виктор Васильевич поблагодарил и спросил: «Приедет ли Валентина Григорьевна по поводу Вакса? Я помогу» (имеется в виду хранитель фондов художественного музея Валентина Ноженко).

Оказывается, Петраков помогал всегда! Даже после того, как ушел с государственной службы. Вывезти произведения искусства из России в Украину не так-то просто. Поэтому все кировоградские музейщики и многие украинские обращались за помощью к Петракову. И он никогда не отказывал. С 1998 года, когда Андрей Надеждин ездил в Москву за переданными нашему городу картинами Александра Осмеркина, и по сей день. Татьяна Ткаченко рассказала, например, как сложно было везти работы Петра Оссовского, подаренные самим художником для галереи в 2007 году. Их оценили в три миллиона долларов! Поэтому российские таможенники отнеслись к музейщикам более чем подозрительно. Но Виктор Васильевич не просто подготовил все документы так, чтобы придраться было не к чему, но и лично контролировал процесс прохождения двух таможен по телефону.

Невозможно даже сосчитать, сколько культурных ценностей было возвращено украинским музеям или получено ими в дар при непосредственном участии Петракова!

Мы очень много писали о Викторе Васильевиче, публиковали его статьи и интервью с ним. Повторяться не будем. Но, слушая друзей Петракова, выступающих на открытии выставки, мы вспомнили еще об одном его качестве. Когда-то приходилось читать, что Эйнштейн был не просто снисходителен к другим, его, умнейшего человека, нисколько не раздражала чужая глупость, и он приходил в искренний восторг от любого меткого замечания собеседника. Пожалуй, подобное отношение к окружающим вообще свойственно мудрым людям. И именно так относился к людям Виктор Васильевич. Сам он, например, никогда не позволил себе использовать какую-то информацию, даже фотографии, не сославшись на источник. Публикуя фотографии предметов из чужих коллекций, он обязательно подписывал «из коллекции Х». И при этом совершенно спокойно и даже с юмором относился к тому, что кто-то дословно перепечатывает его статьи, не только не ссылаясь на него, но и подписывая статью своим именем.

Директор художественного музея, организатор мероприятия Татьяна Ткаченко, выступая на открытии выставки, сказала, что вот уже пятнадцать лет хочет попросить прощения у Петракова. Дело в том, что в 2002 году, когда она стала директором музея, знакомые из СБУ рассказали ей о том, что в Украину приезжает время от времени такой человек, и предупредили: «Смотрите, чтобы у вас ничего не пропало».

— Мне так и не удалось выяснить, откуда тогда взялись эти подозрения, - говорит Татьяна. - Какая-то анонимка была. Больше я такого о нем никогда не слышала. Но тогда… Сказать, что я вела себя настороженно и сурово, это ничего не сказать. Я встречала их с Оссовским и искренне считала, что к нам приехал великий художник и с ним монстр! Потом мне было очень стыдно перед Виктором Васильевичем за это первое знакомство, но он об этом никогда не вспомнил…

Он ушел… Хороший, добрый, умный, интересный, очень щедрый человек, который никогда не помнил плохого. Очень хочется, чтобы мы его не забыли. Безусловно, навсегда останется с нами его книга «Маленький Париж. Елисаветград в старой открытке» — говоря о любом аспекте истории нашего города, ее сложно не цитировать. Но на самом деле эта книга — далеко не главный его вклад в изучение истории нашего города.

Татьяна Ткаченко рассказала о новом проекте музея: на сайте будет создана отдельная страничка Петракова, на которой можно будет увидеть все экспонаты, которые он передал музею, письма, фотографии, книги. Татьяна Ткаченко пригласила присоединиться к проекту директоров других кировоградских музеев и всех, кому есть что рассказать о Петракове. И это прекрасная инициатива. Потому что сегодня нам сложно оценить масштаб всего, что он сделал для города, тем более что сам Петраков о том, что уже сделано, говорить не любил, больше о планах, которых было еще очень много…

Ольга Степанова, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 06

Добавить комментарий