Гордость и главная перспектива атомной энергетики Украины — «Новоконстантиновская» шахта в Маловисковском районе — выдала на-гора первый миллион тонн руды. Журналист «УЦ» присутствовал на глубине 300 метров под землей в момент загрузки юбилейной вагонетки.
Новоконстантиновское месторождение урановых руд является крупнейшим в Европе. И хоть содержание ценного радиоактивного элемента в рудах Кировоградщины не самое высокое (в месторождениях Канады и Казахстана процент в разы больше), добыча его выгодна, и самое главное — стратегически важна для страны. Все атомные станции Украины работают на топливе, произведенном из кировоградского урана.
На «Новоконстантиновскую» шахту все возлагают большие надежды. Уже сейчас, несмотря на то, что шахта еще строится, находится в опытно-промышленной эксплуатации, она дает третью часть всей добычи урановой руды Восточного горно-обогатительного комбината, в состав которого входит.
И все еще впереди. Многое еще надо достроить, выкопать, извините за термин, который настоящие горняки не употребляют. Государством в бюджете предусмотрено 30 миллионов гривен инвестиций в шахту в течение ближайших лет. Заинтересовались объектом и иностранные инвесторы. Таких интересующихся было несколько в последние годы, но самый серьезный интерес проявили китайцы. Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить, но, возможно, уже в этом году с Китайской Народной Республикой будет подписано соглашение на 150 миллионов долларов. Китайцы дают эти деньги, взамен хотят сырье, урановый концентрат. Об этом рассказал в день подъема вагонетки с первым миллионом тонн Сергей Дробот, генеральный директор государственной компании «Ядерное топливо». Будем надеяться — такие вложения дадут солидные поступления в бюджет области, Маловисковского района, будут созданы сотни новых рабочих мест. Будет построена жизненно важная для будущего шахты железнодорожная ветка - сегодня руду вывозят с шахты самосвалами.
У руководителя такого ранга журналисты не могли не спросить: какое будущее у завода по изготовлению ТВЭЛов — топливных элементов для атомных станций (в 2012 году около Смолино начались подготовительные работы по строительству этого завода совместно с российским «Росатомом»)? Сергей Дробот поведал, что проект не закончен, не закрыт, пока приостановлен. Понятно, по каким причинам, — с Российской Федерацией у нас не те отношения. Но Сергей Анатольевич надеется, что до 2020 года вопрос будет решен.
Все три наши кировоградские урановые шахты являются важными плательщиками налогов на Кировоградщине. Некоторые сетуют — мол, уран добывают в Кировоградской области, а головное предприятие находится в Днепропетровской, и все налоги идут туда.
— Это не так, — рассказал генеральный директор Восточного горно-обогатительного комбината Александр Сорокин. — Большую часть всех налогов мы платим на Кировоградщине. Из 650 миллионов всех налогов, которые будут заплачены в этом году по нашим расчетам, 350 пойдут в бюджеты разных уровней именно Кировоградской области.
На «Новоконстантиновской» шахте трудится примерно 450 человек. Живут они в Смолино, Малой Виске, Кропивницком, Александрии, Кривом Роге. Из областного центра и соседних населенных пунктов предприятие привозит работников автобусами, из Александрии и Кривого Рога люди приезжают на вахту, в Смолино для них есть общежитие. Почему такой разброс по кадрам? Ответ прост: шахте нужны квалифицированные специалисты — горняки. В окрестных селах таких просто нет. Главный упор делается на Смолино. Не секрет, что тамошней урановой шахте осталось работать не так долго, может, два-три года. Уран заканчивается, все выработано за 44 года. Уже сегодня там остатки добывают не по стандартной технологи — взорвали породу, подняли наверх, а с помощью так называемого кислотного выщелачивания - заливают вглубь серную кислоту, уран из породы переходит в раствор, потом ценный элемент по специальной технологии извлекают из этого «коктейля».
Сейчас постепенно специалисты со «Смолинской» шахты переводятся на «Новоконстантиновскую».
Добыча первого миллиона урановых руд прошла спокойно — шампанское не лилось, фейерверков не запускали. Это был пусть приятный, но спокойный рабочий момент. Шахта как работала, так и продолжила свою работу. На благо района, области и страны.
Геннадий Рыбченков, «УЦ».
То есть добыча урановой руды убыточна?
Стоит ли тогда и людей гробить и природу?