Стали известны лауреаты Нобелевской премии-2016. Премию в области литературы получил американский певец Боб Дилан. Награда вручена за «создание новых поэтических выражений в рамках великой американской песенной традиции».
Дилан считается культовой фигурой в рок-музыке. На его счету около 50-ти альбомов и девять премий «Грэмми», в 1988 году он был включен в Зал славы рок-н-ролла. За влияние на популярную музыку и американскую культуру в 2008 году он получил Пулитцеровскую премию.
Признание Дилана лучшим вызвало бурю эмоций и шквал обсуждений в соцсетях. Кто-то радовался успеху певца, кто-то негодовал, считая, что его нельзя ставить в один ряд с нобелевскими лауреатами-литераторами Маркесом, Стейнбеком, Хемингуэем, Голсуорси…
Мы обратились за комментариями к землякам. Нашими экспертами на сей раз стали литераторы Кировоградщины — писатели и поэты.
Роман Любарский:
— В нашем постмодерновом мире многие критерии оценивания размыты и сдвинуты на не совсем понятные полюса. Они уходят в новые, необозримые для «пересічного» читателя или слушателя, дали. Человек, наверное, заслуживает серьезного признания. Но, на мой взгляд, в мире достаточно других писателей, поэтов, драматургов, которые имели право получить премию в этом году.
Боб Дилан награжден за «создание новых поэтических выражений в рамках великой американской песенной традиции». Но, мне кажется, песня не является основополагающим жанром литературы, она все-таки относится к музыкальному искусству. К сожалению, я не владею английским языком настолько, чтобы по достоинству оценить его тексты, их художественность, символику, философичность. Согласен, заслуживает признания, но не как литератор. Хотелось бы видеть лауреатом серьезного прозаика, поэта, которых предостаточно.
Роман Булгачев:
— Присвоение Дилану Нобелевской премии? А что вы думаете по поводу присвоения Демину звания «Народный артист Украины»? Это, по-моему, более животрепещущая тема, чем Боб Дилан…
Я не знаю английского языка и не могу судить о текстах Дилана. Если бы премию присудили Владимиру Высоцкому, мы могли бы судить, понимая, какой это поэт, — достойный не меньше, чем любой другой песенник. А что мы можем сказать о присуждении премии в прошлом году Алексиевич? Возьмите нобелевских лауреатов в области литературы за последние десять лет. Девяносто процентов людей не знают, кто это, и никогда их не читали.
У жюри есть свои критерии. По науке все понятно, а литература — это на уровне самоощущения. Но за Боба Дилана все-таки можно порадоваться, ведь его предки были из Одессы.
Василь Бондар:
— Я трошки черпнув інформації про співака, автора пісень, дуже популярного у світі, особливо в Америці, людину, яка зробила колосальний внесок у розвиток авторської пісні. Він більше був зорієнтований на англомовну публіку. Сьогодні про нього говорить наш відомий співак Олег Скрипка, а я став пізнавати Ділана тільки зараз, і хочеться послухати його.
Зрозуміло, що для України він майже як Terra Incognita. Його порівнюють з Висоцьким, з іншими бардами, які зробили переворот у свідомості багатьох людей. У кожної нації є такий свій. Але Ділан зробив це набагато раніше й набагато вагоміше. Навіть кажуть, що він мав вплив на «Бітлз», а це бренд, їх знає весь світ.
Він і до цього мав багато нагород, але був мало популяризований в певних колах. Це й викликало дуже категоричні, полярні оцінки його творчості. Зокрема, я чув думку російського співака Лози, який дуже зневажливо про нього говорив. Ми — дилетанти, ми популярно сприймаємо такі речі, а музикантам треба добре знати тих, хто належить до їхнього цеху, оцінювати професійно.
Треба його популяризувати. Я його послухав і зрозумів: справді гармонія, і сприймається душевно. Треба, щоб він звучав.
Юрий Смирнов:
— Присуждение Нобелевской премии в области литературы великому рок-певцу Бобу Дилану вызвало огромный резонанс в мире, и вот почему: никогда еще самая престижная премия в мире не ломала рамки своих стандартов столь радикально. Критики подобного выбора задавались вопросом: а литература ли это вообще? Или только тексты для пусть великих, но все же песен?
Боб Дилан — безусловно, огромный поэт, эпохальный. Он полностью перевернул представление американцев, а потом и всего мира, что можно петь серьезные вещи, обращаясь к массовой аудитории. До него рок-поэзия была набором штампов для поддержания танцевального ритма (хотя, справедливости ради, и до Дилана в США под гитару пели хорошие тексты — от Пита Сигера до Вуди Гаттри). Ну и после столь триумфального, вопреки ставкам букмекеров, успеха Боба Дилана можно говорить, что рок-поэзия теперь официально признана академической литературой, и ее можно не стесняться любить.
Подготовила Елена Никитина, «УЦ».
Согласен со Смирновым(оно очень близко тому,что написал Каспарян).Но вот еще одно мнение
» Артемий Троицкий: С творчеством Дилана я познакомился где-то в районе 67-го года. Жил я тогда в Праге. И первый его альбом, который я услышал, – это был John Wesley Harding. Но могу сказать, что ни тогда, ни впоследствии его творчество большого впечатления на меня не производило. Я никогда особо не прислушивался к текстам песен, поэтому талант Дилана – как великого поэта – меня не особо впечатлял. А музыка у Дилана всегда была довольно блеклой, надо сказать. То есть она была очень традиционной, добротной, крепкой, симпатичной, но мне в ней не хватало чего-то такого, что меня обычно возбуждает, то есть чего-то нового или чего-то особо экстремального, экспрессивного и так далее. В принципе, он довольно занудный малый как в музыке, так и в жизни.»http://www.svoboda.org/a/28051569.html
Респект Смирнову и Бондарю. Их точки зрения мне близки. И пусть Дилан будет не последним рок-поэтом, получившим высокое признание.
Но,если Дилан,по-нашему,бард,а бардовская песня это гармония слов и нот,то в таком случае,есть вопросы к литературной премии.
Старый анекдот на новый (мой) лад:
— Так мне Боб Дилан не понравился, гундосит, картавит, в ноты не попадает, тексты на каком-то непонятном языке…
— Вы были на концерте Боба Дилана?
— Нет, мне Юрий Лоза по телефону напел — никакого впечатления!
Автору и комментаторам рекомендую прочесть этот текст:
http://ej.ru/?a=note&id=30289
Пардон, не автору, а экспертам (см. предыдущий коммент).
Отличная статья. Спасибо, Борис Григорьевич.
Пожалуйста. Мне самому она очень понравилась.