«Я всегда верил в “Червону зирку”»

Шестнадцатого июля свой 60-летний юбилей отметил генеральный директор — глава правления ОАО «Червона зирка» Александр Саинсус. Эта дата стала очередным поворотным пунктом в судьбе генерального директора, так как Александр Дмитриевич принял решение уйти в отставку с должности руководителя завода. Тем не менее, Александр Саинсус остается в структуре предприятия — собрание акционеров доверило ему кресло главы наблюдательного совета ОАО «Червона зирка»…
Александр Саинсус возглавил предприятие в 1995 году, в очень сложный для завода период экономического кризиса (между прочим, в этой должности юбиляр проработал, без малого, тринадцать лет, — дольше, чем кто-либо из семнадцати предыдущих директоров «Червоной зирки»). Многие машиностроительные предприятия Кировограда, Украины просто не «пережили» испытания рыночной экономикой, ушли в историю, исчезли с индустриальной карты страны. «Червона зирка» сумела пройти процесс реформирования экономики с минимальными потерями. Александр Дмитриевич говорит, что своим самым главным «боевым» достижением в биографии генерального директора завода он считает тот момент, что завод не был вырезан на металлолом, что даже в самые тяжелые годы безработицы предприятие удалось сохранить «на перспективу». Время подтвердило правоту генерального директора. Кризис миновал. И сегодня завод развивается стахановскими темпами, регулярно наращивает объемы выпуска продукции, давно уже вернув себе лидерство на рынке сельскохозяйственной техники СНГ.
Биографическая справка «УЦ»: Александр Саинсус родился в Кировограде 16 июля 1948 года. В 1973 году окончил Кировоградский институт сельскохозяйственного машиностроения по специальности инженер-механик. На заводе работает с 1967 года. Прошел путь от рабочего, инженера-технолога (с 1972 по 1982 г.г.), заместителя начальника, начальника планово-экономического отдела (с 1987 по 1994 годы). В 1994 году стал коммерческим директором предприятия, с 1995 года занимает должность генерального директора — председателя правления ОАО «Червона зирка». В 1999 году Александру Саинсусу присвоено почетное звание «Заслуженный работник промышленности Украины». Александр Дмитриевич отмечен Почетной грамотой Кабинета Министров Украины (1999 год), орденом «За заслуги» III степени (2004 год), Почетным знаком «Честь и слава Кировоградщины».
— Александр Дмитриевич, как так получилось, что вы пошли работать именно на «Красную звезду»?
— Во-первых, здесь, на этом заводе, работал мой отец. Вся наша семья была так или иначе связана с кировоградским машиностроением. Отец и брат трудились на «Красной звезде», сестра со своим мужем работала на «Гидросиле». Отец часто приводил меня, тогда еще школьника, на завод, просто на экскурсию. Так что выбор профессии для меня был, можно сказать, предопределен…
После девятого класса отец устроил меня в деревообрабатывающий цех учеником поработать там во время школьных летних каникул. Завод тогда выпускал товары народного потребления, в частности пчелиные улья. Мне, школьнику, поручили трудиться на участке по их изготовлению, и это был мой первый опыт работы на «Красной звезде».
Понравилось ли мне на заводе? Конечно же, было интересно. Знаете, меня родители приучили к труду еще с детства. Поэтому работы я никогда не боялся и не сторонился… Первую зарплату — около 60 рублей — я отдал родителям, и эти деньги были потрачены на то, чтобы купить новую одежду, подготовиться к новому учебному году в школе…
— В начале 90-х, как раз когда вы работали в должности начальника планово-экономического отдела, исчезли механизмы планового администрирования, изменилась модель экономики. Новым правилам игры ни в одном институте тогда не обучали. Вам пришлось самому учиться премудростям рыночной экономики?
— Если чему-то не учат в учебных заведениях, то этому научит жизнь… Каждый человек, может быть, даже сам того не замечая, постоянно учится в течение всей своей жизни. Придя на завод, я учился у тогдашних руководителей предприятия. Мой первый учитель — умудренный опытом человек, Исаак Ефимович Неменов, который работал на заводе еще до войны, во время войны в эвакуации, в Пензенской области. Исаак Ефимович, а также еще один инженер отдела Борис Прохорович Валуйко учили меня, как говорят, уму-разуму…
Старшие товарищи в планово-экономическом отделе тоже делились опытом, передавали мне свои знания (вообще же грамотный человек учится не только у руководства, иногда есть чему поучиться даже у подчиненных). Многому научился у плеяды знаменитых краснозвездовских директоров: Виктора Желтобрюха, Валентина Карленко. Мне повезло, когда я принял завод, оставалось пять живых и здравствующих бывших директоров предприятия: Меркулов, Курзов, Карленко, Желтобрюх, Гутник, так что было у кого учиться. Они тоже переживали вместе со мной за судьбу предприятия, интересовались, как идут дела, что-то советовали, что-то подсказывали старались по возможности, поддержать, подставить свое плечо. Но многие вещи приходилось постигать самому, обучаться в учебных заведениях, на специальных курсах в Киеве…
Хотя на рубеже смены экономик самые тяжелые испытания выпали не на долю сотрудников планово-экономического отдела, а на долю работников, которые занимались реализацией продукции. Существовавшая система жесткого распределения (вне зависимости от качества и цены машины) была разрушена, менялись основные принципы экономики, поэтому на первое место вышел вопрос не производства, а продажи техники. Первоочередной задачей тогда стало создание собственной, краснозвездовской системы реализации продукции, системы продаж и сервиса.
Вторая задача, стоявшая тогда на повестке дня, — изменить устоявшуюся психологию работников завода. Нужно было довести до сознания людей, что мы должны выпускать именно те машины, которые продаются, такую технику, которая нужна потребителю, с учетом всех его запросов и требований. Многие ошибаются, когда называют главным человеком на предприятии его руководителя. Главный человек на любом предприятии — это не генеральный директор, а клиент, потребитель. Это есть аксиома рыночной экономики…
— Александр Дмитриевич, когда вам предложили занять кресло генерального директора завода, вы долго обдумывали, прежде чем согласились?
— Нет, недолго, потому что времени на размышления у меня было немного. Работавший тогда генеральным директором Василий Гутник собрал на совещание руководство завода и неожиданно для всех сообщил, что принял решение написать заявление об отставке. Для нас это стало шоком. Потом прошел день или два, Василий Иванович пригласил меня к себе и сказал, что собирается рекомендовать мою кандидатуру на должность генерального директора в профильное министерство (тогда предприятие было государственным) и главе облгосадминистрации. Я не нашелся, что ответить, но подумал: если на эту должность не придет краснозвездовец, то кто тогда займется этой работой? И почему не краснозвездовец, не заводчанин должен выполнить миссию оживления предприятия? К этому решению меня подтолкнула одна-единственная мысль — вывести предприятие из кризиса должны мы, краснозвездовцы. Опыта управления целым заводом не было, тем не менее, я согласился возглавить предприятие…
Поскольку я решился взвалить на себя этот груз ответственности, я не мог себе позволить два дня выходных. Рабочий день начинался в семь утра и заканчивался в семь-восемь часов вечера. Раньше перед предприятием стояли одни проблемы: задолженности по зарплате и неполная загруженность мощностей, сейчас — другие: открытый рынок, ожесточение конкуренции. Что тогда забот было много, что сейчас хлопот хватает…
Сегодня многие из тех событий, которые были характерны для эпохи реформирования экономики, уже стали частью истории нашей страны. В наши дни дикостью является то, что человек может месяцами не получать заработную плату. Но в середине 90-х, когда новоназначенный генеральный директор принимал руководство заводом, невыплата зарплаты была едва ли не наибольшей проблемой предприятия…
— Это было тяжелое время не только для «Червоной зирки», для всего государства, — вспоминает Александр Саинсус. — У нас тогда на предприятии было несколько первоочередных направлений работы: нужно было сохранить завод, не поддаться искушению и не вырезать оборудование на металлолом, но самое главное — это необходимость рассчитаться с работниками по долгам по заработной плате. Я всегда считал и считаю, что труд — святая святых, должен оплачиваться вовремя и в необходимых размерах. И вот в 2001 году этот момент наступил. Весь коллектив предприятия как будто вздохнул с облегчением. Следующей задачей было обеспечить предприятие работой, чтобы люди могли трудиться не одну неделю в месяц, а, как положено, — полноценную рабочую неделю.
У меня перед глазами до сих пор стоит эпизод, который, как нельзя лучше, характеризует момент, свидетельствующий, что предприятие начало выходить из экономического кризиса. Была весна 1999 года. К заводу подъехал рейсовый автобус, и из него вышла группа женщин-тружениц предприятия. Они смеялись, шутили, видно было, что они на работу шли с хорошим настроением, с улыбкой. И тогда я для себя сделал вывод — процесс оживления предприятия начался, первые антикризисные меры по стабилизации производства, предпринятые руководством и коллективом завода, дали положительные результаты. Второй характерный признак возрождения предприятия — на заводе начала появляться молодежь. Заметно «помолодел» штатный состав работников основного производства, инженерно-технический персонал. Это говорило о том, что молодые люди поверили в перспективность «Червоной зирки».
Я всегда верил, что предприятие сможет выйти из кризиса. Сначала речь шла не столько о развитии завода, сколько о его стабилизации. Путь был только один — создавать новую сельскохозяйственную технику. Постепенно мы перешли к производству современного оборудования. По большому счету, мы заявили о себе, доказали, что мы можем работать, производить качественную, современную технику даже в новых экономических реалиях.
Помню, в 1996 году мы участвовали в выставке, приуроченной к пятой годовщине независимости Украины. Тогда экспозицию «Червоной зирки» посетили президент Леонид Кучма и премьер-министр Павел Лазаренко. Лазаренко в целом весьма негативно относился к отечественному машиностроению, и, проходя мимо нашего стенда, он просто махнул рукой. А Леонид Данилович придержал премьера, сказал, подожди, не торопись с выводами, ведь люди все-таки работают, делают новую технику. Я, когда вернулся в Кировоград, рассказал всему коллективу — смотрите, президент от нас не отмахнулся, сказал доброе слово! Это была, наверное, первая позитивная оценка руководством страны нашей работы. А ведь в те времена настроение внутри коллектива не было радужным. Завод работал нерегулярно, во многих цехах вместо рабочей атмосферы царила тишина.
Шаг за шагом мы двигались вперед. Когда рассчитались с долгами по зарплате, появились более амбициозные планы — увеличивать объемы производства. В 1999 году была принята первая программа развития предприятия (не стабилизации, а именно развития) на период 2000-2004 годов. В 1995 году завод не работал, мы просто охраняли территорию предприятия. В 1996-м «Червона зирка» изготовила продукции на 10 млн. гривен, в 1999-м — 20 млн., 2004 год — 256 млн. гривен в ценах конечного потребителя. В 1996-м на заводе работала 1000 человек, в 2004-м — постоянно, пять дней в неделю, трудились уже 3500 человек.
По мере развития предприятия мы начали внедрять новые технологии, инвестировать средства в новое оборудование. В 2007 году инвестиционные проекты составили около 18 млн. гривен, в планах на 2008 год в качестве инвестиций будет выделено 35 млн. гривен. Мы внедрили новые технологии на малярных участках, в следующей программе развития предприятия значится реконструкция малярных комплексов и переход на покраску порошковыми эмалями. На заводе используются современные лазерные комплексы для раскроя металла, обрабатывающие центры, металлорежущие станки с цифровым программным управлением, скоро будет установлен первый на предприятии сварочный робот. Это говорит о высоком уровне технического оснащения «Червоной зирки».
За последние годы существенно расширилась номенклатура изготовляемых машин, среди модельного ряда продукции «Червоной зирки» появилось совершено новое поколение сельскохозяйственной техники: универсальные сеялки и посевные комплексы, полностью отвечающие современным мировым стандартам. Это машина для прямого посева технических культур «Вега», посевные комплексы типа «Сириус». Вся эта техника разработана инженерами нашего предприятия…
— Александр Дмитриевич, в чем будет заключаться ваша работа в должности главы наблюдательного совета ОАО «Червона зирка»?
— Наблюдательный совет акционерного общества — это не просто координирующий и контролирующий орган, это орган, определяющий основные направления развития предприятия. Прерогатива наблюдательного совета — реализовывать стратегические задачи по общему направлению деятельности, одобренные общим собранием акционеров. В компетенции наблюдательного совета — рассматривать вопросы по инвестиционной деятельности, созданию новой техники, организации новых мощностей, разработке нового продукта. То есть более предметно заниматься перспективами предприятия.
Раньше продукция «Червоной зирки» продавалась только на территории Украины. Сегодня, несмотря на то, что появилось очень много конкурентов, мы сохраняем за собой примерно 70% рынка сельхозтехники отечественного производства. Затем мы практически заново осваивали рынки России, Белоруссии, Болгарии, Казахстана. Следующим этапом развития должен стать выход на мировой рынок. Почему «Червона зирка» не может продавать свою технику в Европе, дальнем зарубежье? Ведь были отдельные поставки нашей техники в Канаду, Ирак, Иран. Эти достижения нужно подтверждать.
По сути, для меня в этом направлении ничего нового нет. Я над этими вопросами и так работал изо дня в день, из года в год. Я остаюсь участником процесса, только сейчас уже не в роли генерального директора-председателя правления, а председателя наблюдательного совета акционеров предприятия.
— Если у вас появится больше свободного времени, как планируете его использовать?
— Я думаю, мой жизненный опыт, опыт руководителя, в какой-то части будет полезен молодому поколению. Я бы хотел передать свой опыт молодым руководителям, молодым специалистам, и не только на нашем предприятии. Есть предварительная договоренность с ректором Кировоградского технического университета Михаилом Черноволом, что я мог бы читать курс лекций в техуниверситете. Будет полезно поделиться своими знаниями по вопросам экономических, управленческих направлений с будущими молодыми специалистами.
— А кроме работы? У вас есть какое-то хобби?
— Надеюсь, появится возможность возобновить поездки на рыбалку, а то за последние годы я несколько утратил свои навыки рыбака… Раньше было сложно взять отпуск, если удавалось вырваться — максимум на две недели. У директоров не бывает выходных, отпусков, все время думаешь о работе. Даже если с коллегами выезжали иногда на охоту или на рыбалку, — это все равно была часть работы…
— На ближайшее время поездка на отдых не запланирована?
— Пока еще нет. Только думаю над этим. Но я все вопросы решаю поэтапно, дойдет очередь и до поездки.
К тому же резко отойти от дел редко кому удается. Я себя не вижу без этой работы. Ведь большая часть жизни отдана одному предприятию. Но я бы не хотел, чтобы моя судьба сложилась как-то по-другому. Хотя в жизни были ошибки, все люди ошибаются, может, что-то хотелось бы исправить, но в целом я не стал бы ничего менять…

«Я всегда верил в “Червону зирку”»: 2 комментария

  1. Юрий Григорьевич Николаенко, Филадельфия, США.:

    Александр Дмитриевич, "Червона Зiрка" и Саинсус — эти имена не разделимы, также, как когда-то, Партия и Ленин. Я не могу себе представить, что Вы — не Гендиректор. Думаю, что Балашов В.П. меня поддержит. Но рыбалка — это дело Святое.

  2. Крепкого тебе здоровья, Саша,
    и хорошей рыбалки.
    Семён

Добавить комментарий