Любой школьный предмет может быть и захватывающе интересным, и ужасно скучным. И, независимо от наших личных склонностей, мы любим и знаем тот предмет, который было интересно учить. Кому-то повезло с учителем физики, кто-то и в старости вспоминает своего школьного историка, я училась в классе, где 100% выпускников в качестве экзамена по выбору выбрали химию.
А ученики Анны Викторовны Дудич любят английский. Еще бы! Рассказывая топик о Лондоне, они, например, надевают очки виртуальной реальности и идут на экскурсию по capital of Great Britain, с удовольствием принимают участие в международных конкурсах для школьников и побеждают. Так, в этом году ученики девятого (то есть уже десятого) экономического класса Гимназии им. Тараса Шевченко победили в международном конкурсе бизнес-проектов для школьников, заработали две тысячи долларов (!) для создания в школе зоны отдыха для учеников с чаем, вай-фаем и т.п. и поездку на учительскую конференцию в ЮАР для своей классной руководительницы. Для их учительницы английского, которая постоянно ищет в Интернете школьные англоязычные конкурсы, в этом нет ничего удивительного. За семнадцать лет работы учителем Анна Дудич повышала квалификацию в Оксфорде и на Мальте, выигрывает для своих учеников литературу и оборудование (пять пар очков виртуальной реальности – приз американского учительского конкурса профессионального мастерства).
Начнем с того, что, в отличие от большинства абитуриентов, поступающих на иняз, Анна Дудич действительно хотела стать учителем.
— Я училась в Кировоградском коллегиуме и в одиннадцатом классе выиграла FLEX – это программа по обмену для старшеклассников, которая позволяет усовершенствовать язык, познакомиться с культурой другой страны. Целый год я училась в обычной общеобразовательной школе в США. Тогда мое восприятие системы образования перевернулось: я поняла, что учиться можно интересно, поняла, что школа может быть демократичной.
– Но здесь все оказалось не так?
— Не так, но многие американские методики можно адаптировать под наши реалии. Когда, уже будучи учителем, я приняла участие в конкурсе Teacher’s excellence на знание культуры англоязычных стран, то выиграла региональный этап, получила для школы художественную и учебную литературу, аппаратуру и т.п., а лично для себя – стажировку в США. В США я тогда не поехала, потому что родила сына.
Но я поняла, что смогу реализоваться в школе: смогу ездить на стажировки и семинары в разные страны, смогу получить нужную мне литературу, учебники, аппаратуру для своего кабинета. Для этого не нужно искать спонсоров или просить родителей – ежегодно проходит очень много международных конкурсов для учителей и школьников. Нужно только находить их и принимать участие.
– Эти конкурсы только для учителей английского?
— Нет. Но почти все они англоязычные. В общем-то учителя других предметов могут работать в сотрудничестве с учителем английского, такое сотрудничество всегда взаимовыгодно. Так, например, на учительскую конференцию в Дурбане в этом году поеду не я, а классный руководитель класса, выигравшего конкурс бизнес-проектов. Конечно, участие в таких проектах требует времени, сил, и для этого все равно нужно учить английский, чтобы общаться с коллегами. Но это того стоит, ведь это не только возможность посмотреть страну, это возможность увидеть другую систему образования, другие подходы, методики и т.п.
Многое зависит и от администрации школы, и от атмосферы в коллективе. Когда я нашла конкурс бизнес-проектов и рассказала о нем в учительской, сразу же подключились и классный руководитель, и учитель экономики, и учитель информатики – нам всем было интересно работать над проектом. Директор тоже очень поддерживает. У нас в школе все время проводятся семинары по использованию новых технологий в образовании, мобильных приложений, планшетов и т.п. И это очень стимулирует.
– А на уровень знаний учеников участие в таких конкурсах влияет? Или написали и забыли?
— Дети очень мотивированы. Международные конкурсы проводятся так, чтобы дети из англоязычных стран и те, кто изучает английский как иностранный, общались между собой. В проекте участвовал весь класс, они все по скайпу, по электронке общались со сверстниками из разных стран. Во-первых, они использовали свои знания для общения. А во-вторых, поняли, что делать ошибки не так страшно. Потому что в других странах люди тоже делают ошибки, но они понимают друг друга – и это главное. Ну и выиграть что-то для школы, прославиться – это тоже прекрасная мотивация.
– А на вашу методику преподавания это как-то влияет? Мы вот утром шли с сыном в школу и повторяли совершенно идиотский диалог: «Кто это? – Это кенгуру. – Что это? – Это пять красных мячей». Я как раз думала о том, как это может быть применимо в жизни…
— Я прекрасно понимаю, о чем вы говорите, – смеется Анна Викторовна. – В нашей гимназии еще до меня, двадцать лет назад, перешли на аутентичные оксфордские учебники издательств Macmillan, Cambridge. Аутентичные учебники хороши тем, что там нет ничего искусственного. Если это диалог, например, в магазине, то, выучив этот диалог, вы без проблем сможете объясниться с продавцом в англоязычный стране.
Это себя оправдывает. У нас не школа с углубленным изучением иностранного языка, а гуманитарная гимназия, часов на изучение английского меньше, но по олимпиадам я вижу, что мы идем на одном уровне со спецшколами.
– Как вы оцениваете изменения в программе для младших классов?
— Я преподаю в 5-11 классах, но новую программу начальной школы, конечно, изучала. Больших изменений в самой программе нет: убрали несколько сложных для восприятия тем, типа время глагола Present Perfect, аналога которому в украинском языке нет, сократили количество фраз в диалогах наизусть, но это не так важно. Важно, что изменился подход. Он стал более демократичным, более «ребенкоцентричным». Мне нравится, что можно писать карандашом. Американцы и в старших классах в рабочих тетрадях пишут только карандашами, и учителя исправляют карандашами. Мы тоже в гимназии в печатных тетрадях по английскому пишем карандашом. Потому что ребенок посмотрит, как учитель исправил, сотрет и напишет правильно. А если там все почеркано красной пастой, то он только расстроится и быстро перевернет страницу, чтоб этого не видеть. Если это контрольная работа на оценку – другое дело, но оценивать нужно далеко не все… Я думаю, нужно работать над тем, чтобы дети чувствовали, что они учатся не ради оценки, а ради знаний.
В воскресенье Анна Викторовна Дудич и десятки тысяч ее коллег по всей области будут праздновать профессиональный праздник – День учителя. Не забудьте поздравить своих учителей, особенно тех, которые учили вас интересно.
Ольга Степанова, «УЦ».
Побывав в этом году на родительском собрании в школе, услышал, что в качестве обязательных предметов ЗНО в этом учебном году будет математика или история на выбор. Такая информация не может не шокировать: как можно уравнивать мифологию и фундаментальную науку. То, что высосано из пальца и притянуто за уши с тем, что действительно имеет вес. Сразу видно, что у власти находятся краснобаи, которые всех остальных хотят сделать такими же краснобаями и болтунами: уметь напускать на себя важный вид, отделываться общими фразами, но при этом ничего из себя не представлять в действительности…
Современная школа и так погрязла в попсе, если же начать выводить на первый план такой предмет, как «история», то тогда можно будет и вовсе сказать… тушите свет…
Прохаживаясь недавно по блошиному рынку, что время от времени делает каждый интеллигентный человек, я наткнулся на книгу Николая Бердяева «Смысл истории». Я решил ее приобрести, так как название мне показалось весьма забавным. На первой же странице я прочитал такие слова: «История не есть объективная эмпирическая данность, история есть миф».
Пока не отменять это вредительское ЗНО, толку от школы не будет! Несколько лет назад я спросил студента, сдавшего неплохо ЗНО по математике и поступившего в престижный ВУЗ, сколько градусов в прямом угле? Ответ меня ошарашил! «45 градусов»! Причем это взято с потолка! Он в это свято верит! Вот цена ЗНО!!!
» Я решил ее приобрести, так как название мне показалось весьма забавным.»
Но :
Карл Ясперс. «Смысл и назначение истории». Москва издательство политической литературы. 1991
Современная школа, это совковый остов на который периодически пытаются натянуть европейские одежды и правила. В итоге получается карикатура и мучение для детей и их родителей.
Самая главная проблема,что учитель отстранен от участия в реформировании и изменении в школе.
Украинский учитель, все тот же советский бесправный терпила, который за все отвечает и при том не имеет никаких прав. Поэтому он занимается всем, что поручит ему областная и городская власть, начиная от фальсификаций на выборах и до сбора денег на стиральный порошек.
У Вас на все вопросы один ответ.Скудоумие.Подумайте,если речь идет о ментальности(совок),то перемен нужно ждать столетия,поскольку именно такое время требуется для ее изменения.Следовательно,дело не в совке(Вы до него не доросли),а в системе,которая называется олигархическая республика.
chief, вообще-то, статья как раз о том, что даже в нашей школе можно по-другому.