Последняя моя встреча с самым дальним райцентром Кировоградщины состоялась более тридцати лет назад. Поэтому, когда узнал о редакционном задании посетить праздник города Гайворона, — предощущения были удивительно-волнующие. Город оставил о себе самые приятные воспоминания: величавая река, улыбающиеся люди и непривычная архитектура. В предвкушении поездки память подбрасывала, казалось, давно забытое: первый в жизни пойманный сом, узкоколейка с рельсами, выпущенными Демидовской мануфактурой в далеком 1889 году, уникальный кованый железнодорожный мост и даже веселый водитель автобуса Гайворон — Кировоград вспомнились отчетливо и ярко.
Именно с такими чувствами и ехали мы в Гайворон. Конечно же, по дороге не смогли проехать мимо Мемориала жертвам Холокоста в селе Хащеватом. Более тысячи невинных жертв, среди которых множество детей… По старой еврейской традиции на могилах не оставляют цветы. Оставляют камни — знак вечности. Теперь там есть и наши камни…
Город Гайворон возник как казацкий зимовник, а первое письменное упоминание о нем датируется 1752 годом. Вот и празднуют этот год как год основания. Название толкуют по-разному: чаще всего его связывают с грачом (гайвороном), который даже изображен на гербе города.
Въезд в город впечатлил: по одну сторону — широченное Гайворонское водохранилище, по другую — быстрый поток воды из шлюзов ГЭС, огромные камни, рыбаки и желто-голубой стяг с надписью «Слава Украине!» по самому центру реки. Несколько лет назад его установили активисты на единственной сохранившейся опоре старого моста. А потом начался Гайворон… Город отсутствующего асфальта и лежачих полицейских. Для человека нового это выглядит как минимум необычно, а местные водители ловко лавируют между бесчисленным множеством бугров и ям на дороге. А ты в очередной раз убеждаешься, что прямая — это не всегда быстрейший путь к цели…
Все основные праздничные мероприятия должны были происходить на главном стадионе «Локомотив» и начинались после обеда. Учитывая наш утренний приезд, времени для знакомства с городом было предостаточно. Еще за несколько часов до начала праздника встретили на стадионе мэра города Романа Волуйко. Важный и довольный, несмотря на все его проблемы с правосудием, он наблюдал за процессом подготовки, а увидев приезжих журналистов, решил похвастаться… уменьшением количества жалоб на «Горячую линию ОГА». Сомнительное достижение. Больше похоже на то, что люди просто отчаялись кому-либо жаловаться. Порадовал парк, находящийся возле стадиона. Рядом с главным входом расположена красивая детская площадка. А перед ней — надпись: «Дітям Гайворона від депутата обласної ради». И все! Вот это скромность! Правда, если присмотреться, то можно увидеть закрашенное продолжение: «від Партії регіонів В. А. Грушевського». А может, теперь там будут вписывать имя самого достойного депутата? И детская площадка станет как бы переходящим призом?
Встретились мы в городе и с депутатом областного совета Михаилом Бевзенко, который любезно согласился провести небольшую экскурсию, познакомить с разными людьми и показать основные достопримечательности.
Понравился гостинично-развлекательный комплекс «Нептун», расположенный на самом берегу Южного Буга. Благоустроенный (бесплатный!) пляж и красивый антураж порадовали глаз. А вот неимоверное количество рыбаков на лодках и просто вдоль обоих берегов вызвали неприкрытую белую зависть. Особенно остро это ощущаешь, когда видишь очередную вынутую из воды чужую добычу. Михаил Валентинович рассказал приятную новость: до 2017 года побережье Южного Буга планируют сделать охраняемой законом зоной ландшафтного парка. Это позволит сберечь редкую флору и фауну реки и ее берегов. Такое решение в соседней Винницкой области приняли уже давно. Нам бы тоже надо поспешить!
Следующим местом остановки нашей экскурсии стала база отдыха, именуемая в народе по названию полустанка узкоколейки «Третий километр». База принадлежит Одесской железной дороге, но пользоваться ее услугами могут все желающие. За символическую по нынешним временам плату вы можете получить в свое распоряжение домик из двух спален, кухни, комнаты бытовых услуг и со спутниковым телевидением! А учитывая тот факт, что данный домик находится в сосновом лесу и в 20 (двадцати!) метрах от пляжа… Уезжать не хотелось!
Кстати, об узкоколейке. В Гайвороне осталась одна из трех в Украине (их всего около 10 в мире) узкоколеек — узкоколейной железной дороги для паровозов и вагонеток. Хочу сказать вам — это впечатляет. Особенно звук паровозного гудка! Немудрено, что многие фильмы о событиях второй половины XIX или начале ХХ веков, где по замыслу режиссера присутствует железная дорога, снимались именно здесь. Скорость этого транспорта не высока, но это не умаляет его достоинств, ведь он выполняет важнейшую функцию — обеспечивает связь двух миров. До сих пор есть села, к которым можно добраться фактически только таким образом: дешево и сердито. Вот и ползает туда-сюда небольшой тепловоз с парой вагонов два раза в день: утром — туда, вечером — сюда.
А вот и остатки былого могущества — в голосе Михаила Бевзенко слышится неприкрытая боль. Раньше в Гайвороне был свой большой тепловозоремонтный завод, в депо обслуживались около пятидесяти тепловозов, железная дорога имела собственную больницу, а работало в этой структуре более двух тысяч человек. Была еще и действующая редкостная достопримечательность: старинный советский ЗИМ на колесном ходу использовался как снегоуборочная машина! Теперь с железной дорогой связывают свою трудовую деятельность менее двухсот человек…
Раз уж вспомнили о железнодорожной больнице, то спешу уведомить: ее больше нет. Ну как нет… Уменьшение количества работников железной дороги в десять раз привело к отсутствию необходимости иметь свою, укомплектованную всем необходимым больницу. А здание передали районной больнице, с тех пор у главврача появилась новая головная боль. Идеи использования «упавшего с неба» добра есть. Возможностей нет. Об этом и не только мы поговорили с главврачом Светланой Шиян.
— Светлана Михайловна, как живет районная больница?
— Выживаем, как можем. Проблем хватает, но главное: лечить наших пациентов мы можем. Вот в бывшей железнодорожной больнице хотим сделать детское отделение. Нужны деньги на ремонт, мебель и оборудование. В хирургии крыша течет, хотя областные депутаты обещают помощь, мы надеемся, что успеют до начала осенних дождей. Но самая большая проблема в другом: еще в 1979 году начали строить терапевтическое отделение. Часть была сдана через шесть лет. Но большая часть осталась недостроенной. И теперь местная власть хочет этот трехэтажный недострой передать нам на баланс. Только в 85-м году здание, наверно, было в лучшем состоянии. А с тех пор оно только разрушалось. Стройку остановили, а консервацию или какие-либо другие работы не провели. На это здание, кроме сметы еще тех лет, никаких документов нет! Причем отдать здание хотят по оценочной стоимости тех лет — 25 тысяч.
— Это еще в советских рублях? Но ведь нынешняя стоимость совершенно другая. Взяв на баланс эти руины за 25 тысяч, можно заработать очень приличные деньги! Тут только бывшего в употреблении силикатного кирпича несколько сотен тысяч штук. Хотя больнице все равно не дадут этим всем распоряжаться…
— Говорят, тут раньше даже были стекла в окнах. А теперь по соседству стоят хаты из белого кирпича… Никто ничего не охранял. Ну, это в ответственности районной администрации. И их планов я не знаю. Есть другая беда. Существуют планы создания госпитальных округов в рамках медицинской реформы. По одной из идей Гайворон попадает в западный округ нашей области с центром в Добровеличковке. Получается, что мы должны будем тяжелых больных отправлять туда и потеряем возможность лечить их здесь. Хотя, по данным облздрава, мы лечим 85% болезней на месте! У нас прекрасные специалисты, много молодых и перспективных. Если районная больница потеряет свое значение, они уйдут. Да и представьте: как везти тяжелого больного из Гайворона в Добровеличковку (а это 120 км) по нашим дорогам?!
— Действительно, тут не то что вылечить, довезти живым сложно! А какова ситуация с финансированием?
— Очень плохая. Хотя по данным мы профинансированы на 74%, но это с учетом фонда заработной платы. А, например, на медикаменты финансов выделено 6%! И сейчас, по сравнению с прошлым годом, нам еще на 10 тысяч сократили финансирование. А ведь цены-то выросли. И на медикаменты, и на оплату коммунальных услуг. На питание мы тоже денег не имеем. Денег хватает только на хлеб. Все остальное — что люди принесут. Очень помогают фермеры. Крупами мы только благодаря им и обеспечены. Недавно один дал нам 60 килограммов мяса, теперь хоть раз в неделю можем дать мясо больным. Но это ненадолго. У нас есть погреб для овощей, и раньше мы его загружали полностью, делали и свою засолку на зиму. Например, только картошки нам надо 16 тонн, а сейчас там только то, что сдают люди: около 3-х тонн картошки и полторы тонны лука…
Обидно, коллектив у нас сильный, молодежь приехала работать на перспективу, а перспективы нет. Мы смогли сохранить операционную бригаду в реанимации. Теперь не нужно ждать приезда хирурга, если поступил тяжелый больной! И родильное отделение у нас хорошо работает. Приезжают рожать не только из нашего района, но и из соседних областей! Да и вообще коллектив у нас замечательный, дали бы нормальное финансирование…
Еще одна вечная беда всего района в том, что здесь нет газа. Вообще нет! За 12 км в соседнем селе Винницкой области есть, а в Гайвороне — нет. И, похоже, не будет… Но и это еще не все. Два года назад в Гайворонском районе перестало существовать предприятие, которое заправляло баллоны сжиженным газом. Ну как перестало? Оно-то есть, но баллоны больше не заправляет. Принадлежит оно облгазу, и там решили его использовать как перевалочную станцию, а вот обеспечение населения сжиженным газом прекратилось. Видимо, это невыгодно нашему газовому монополисту, у нас же рыночная экономика. Только вот теперь в районе невозможно получить газ не только по социальной цене, но и любой вообще. Официально купить невозможно. И вот представьте себе: все жители района вынуждены заправлять баллоны… на автомобильных заправках! Только вот дело в том, что заправлять бытовые баллоны автомобильным газом запрещено законом — опасно. Кроме того, неподготовленные и необученные заправщики не знают всех технических нюансов, не оставляют кислородной подушки, которая гарантирует безопасность при перевозке. А самое главное — теперь негде проверить исправность баллона! И дай Бог, чтобы не случилось несчастного случая.
Но и это еще не все горести. Парадокс: город стоит на берегу самой полноводной реки в области и не может себя обеспечить водой! Решить эту проблему обещают на каждых выборах, каждый претендент на каждое доходное место. Сейчас ситуация немного улучшилась: воду подают почти круглосуточно. Это если нет порывов на изношенном водопроводе… А порывы есть почти ежедневно.
Все эти проблемы невозможно закрыть праздничными мероприятиями. Не решаются они под звуки марширующих оркестров. Да и как может выжить город, в котором кажется, что работают только рынок и похоронные конторы?! Разговаривали мы со многими жителями города и пришли к выводу, что властей в городе и районе много, только вот согласия в них нет. Городской глава, руководство района и депутаты всех уровней очень хотят помочь Гайворону. Но хотят это сделать каждый по-своему. Ну никак не получается объединить усилия. А, как известно, «у семи нянек…».
А вообще город Гайворон — хороший город! Хорош он своими улыбающимися людьми и непередаваемой красоты природой. Только выглядит город именно так, как и поздравление с Днем города: красивая надпись на грязной стене давно сгоревшего клуба… Красота на нищете…
Алексей Гора, «УЦ», фото автора.