Крупское в Кировограде знали все. Село недалеко от областного центра, многие здешние на работу ездят в город. Плюс места живописные, неплохая рыбалка (проверено лично). Более полутысячи жителей — не так и мало в наше время. С недавних пор в истории села — новая страница. В рамках закона о декоммунизации его переименовали в Карловку. А могли и в Старый Данциг. Как и чем живет это село, некогда самое немецкое в области? Почему здесь самое ухоженное кладбище Кировоградщины? Остались ли здесь Мюллеры, Шульцы и Кляйны? Чтобы выяснить, журналисты «УЦ» отправились в Карловку.
Вот что радует в первую очередь — с переименованием в селе никаких проблем. Несмотря на то, что большевики переименовали село в Крупское, тут и при СССР, и в новейшей истории все называли разные части села Карловкой, Старым Данцигом, Ахтовкой или просто Немецким. Имя Карловка вполне органично было принято всей громадой.
Это сейчас Германия заполонила весь мир «Мерседесами», «БМВ» и «Ауди». А в восемнадцатом веке те места на балтийском побережье были бедными, перенаселенными, земля скудная. Поэтому немцы массово переселялись в малолюдные места юга Российской империи. Конечно, больше селились ближе к Черному морю и Одессе, вокруг которой Люстдорф, Гросс-Либенталь, Зельц, Мангейм, Кандель, Эльзас. (Историческое имя вернули всего одному поселению — Люстдорф). Но и в наших краях хватало немецких переселенцев. Более того, согласно статистическим данным, у нас они поселились раньше, чем в окрестностях Одессы, и Старый Данциг был одно время крупнейшим немецким поселением юга империи!
Сначала приехало больше двадцати семей, а потом потянулись другие, по переписи XIX века было уже 590 человек в поселении. Среди них были семьи моряков из Данцига, они и назвали село.
Переселенцы из Данцига (после 1945 года он стал частью Польши и называется Гданьск) выбрали своей новой родиной эти земли неподалеку от Елисаветграда, созданного за несколько десятков лет до рождения Карловки. Почему выбрали именно эту территорию — до сих пор загадка, рассказывает Наталья Кравченко, учитель местной школы, много лет собирающая по крупинке историю села. Место довольно бедное водой, хотя рядом протекает Сугоклея. Но дома стоят на крутых холмах, и колодцы здесь пробивать приходится на глубину и в сорок метров. Наталья Кравченко предполагает, что немцы поселились тут из-за гранита, который и по сей день легко доступен для добычи, не нужно углубляться и разрабатывать карьер на сотни метров вниз. Немцы были хорошими мастерами по обработке камня, а с обработкой земли что-то у них не очень складывалось, многие умерли на новой родине… Старожилы помнят памятники первым умершим немцам, на них часто выбит якорь — так моряков всего мира хоронили.
Почему называли село Старый Данциг? Потому что был и Новый. Часть переселенцев решили двинуть дальше, и в Николаевской области есть Новый Данциг (сейчас именуется Виноградовкой). Но в те времена оба Данцига входили в состав Херсонской губернии, и земли поселенцам наделял известный князь Потемкин.
Данциг, Данциг… А почему село называется Карловка? Точных источников нет, но, по ряду косвенных данных, Данциг появился не на пустом месте, а в районе хутора, где ранее, во времена Мазепы, поселился швед по имени Карл (фамилию история не сохранила). Отсюда и Карловка.
В свое время часть села называлась Ахтовка, Ахтове, по фамилии немецкого мельника Ахта, остатки мельницы до сих пор просматриваются.
К сожалению, в наших местных архивах — государственном, СБУ, — не найти старых документов по истории села. Какие-то есть в Херсоне, ведь край входил в состав Херсонской губернии, какие-то в Днепре и Николаеве — Елисаветградский уезд относился также и к Николаевской и Новороссийской губерниям. Провести масштабное исследование истории сложно и затратно. В кировоградском архиве документы о Карловке есть только с 1923 года.
В селе сильная баптистская община. Более того, немало людей считает, что история баптизма в Украине пошла именно из этого села! Приезжал откуда-то издалека пресвитер и крестил местную общину менонитов, которая позже стала ближе к баптизму. Кстати, за звание главного центра украинского баптизма с Карловкой соперничает Любомирка Александровского района.
Благодаря баптистам в селе появилась первая школа, где в основном изучали Библию, но не только. На немецком языке, конечно. С 1868 года ведет свою историю местная школа, - тогда было первое упоминание о ней, но, возможно, существовала она и раньше. Примерно в 1927 году школа стала украинской. До этого все преподавание шло только на немецком языке!
Была и вторая школа в селе, но в 1944 году ее разобрали по кирпичику, чтобы отстроить машинно-тракторную станцию. Тогда руководители считали, что трактора важнее арифметики и чистописания… Всех детей, и 7 лет, и 17-ти, собрали в один класс и учили грамоте.
Достопримечательностью Карловки является немецкое кладбище. Оно настолько ухоженное, вылизанное! Аккуратное — украинских похожих нет. Таких кладбищ в Украине всего пять — по одному на регион: север, юг, запад, восток и в центре наше. Немцев здесь полегло много, и во время оккупации они ухаживали за могилами своих. После освобождения и восстановления советской власти могилы разрушили. На заре независимости Украины немцы вновь взялись за дело. Купили или арендовали землю и построили новое кладбище, где аккуратно перезахоронили всех своих. Там было поле, 5 гектаров получила община из Кировограда, посольство Германии участвовало. Владимир Май из областного центра больше всего занимался вопросом. Увы, он ушел из жизни. А в свое время, кроме кладбища, в селе даже создали немецкую воскресную школу, Германия снабжала учебниками, техникой, аудиоматериалами.
Организованно раз в год приезжают потомки погибших немцев. Однажды устроили такое празднование, что местных покоробило. Мол, наши местные руководители цветы возлагали на могилы фашистов, которые многих дедов и бабушек нынешних жителей Карловки убивали… Хотя Наталья Кравченко помнит рассказы старожилов, которые на немцев, расселенных по хатам, не жаловались. Почему-то необычайно много было «Гитлерюгенда» — шестнадцатилетних пацанов, не видавших жизни… Они в первом же бою обычно гибли. До сих пор нередко в село приходят запросы — не тут ли погиб такой-то Ганс или Отто? Но у немцев все очень четко — у них полные списки захороненных, кто откуда. По ДНК многих по частям тела опознавали. Извините за подробности, но там есть похороненные немцы, от которых одна нога осталась, кости ноги. Ничего, немцы сравнивают с ДНК родственников и опознают своих солдат…
Война для села была не такой, как для многих других сел. Так как здесь жило много этнических немцев, отношение у оккупантов к ним было особое. Например, им разрешалось брать себе пленных красноармейцев, чтобы работали на огороде и в поле. Многие брали, но в основном, чтобы спасать — подкормить, подлечить. Потому как карловские немцы давно ассимилировались и были «нашими». Пленных было немало, в основном их держали в соседнем селе Вишняковке. Они построили известный всем Сахаровский мост под Кировоградом. Есть и чудовищная страница в истории места — однажды около трехсот пленных сгорело, причем фашисты подпалили сарай случайно.
Не хотелось бы, но надо сказать. В окрестностях села похоронено полторы тысячи красноармейцев. Тут шли суровые бои в свое время. Когда готовилось Корсунь-Шевченковское наступление, в здешних местах запланировали обманный маневр, ложный бросок. Он стоил сотни жизней. И еще такой факт. Кировоград освободили 8 января, а Крупское, которое в двадцати километрах, только в марте. Два месяца шла бойня.
Наши бойцы были похоронены в нескольких могилах. Но в свое время (советское) какой-то начальник решил, что должна быть одна братская могила. Свезли скопом все останки, в траншею спустили. Поставили стелы с фамилиями погибших (какие смогли установить). А потом тому же или другому начальнику что-то не понравилось в оформлении памятного места. И стелы с фамилиями переставили, чтобы было «красивее». Гранит положили, туи посадили. Теперь стелы не соответствуют останкам похороненных, никто не знает, кто где лежит…
Местным немцам происхождения все равно не простили. После освобождения от фашистов местных немцев массово начали высылать в Сибирь и Казахстан. Только потому, что они немцы. Единицы вернулись через 10-15 лет ссылки. Поэтому сейчас в селе единицы людей с немецкими фамилиями. Есть учительница Грин. Есть Фридрих Габерлас, которого все называют дядя Федя. А есть немцы с фамилией Роздобудько, к примеру.
Сейчас самые распространенные фамилии в селе — Игнатьевы, Озерные, Грищенко.
В свое время те немцы, которые смирились с советской властью, неплохо жили. При селе были колхозы имени Сталина, имени Берии, имени Крупской (этот колхоз дал название селу на 70 лет). А кроме них, здесь вполне успешно работал, не поверите, колхоз под названием «Дас нойе дорф» в переводе — «Новая деревня». Даже деловодство в нем велось в том числе на немецком языке. Колхоз был крепким, кто мог, старался в него пристроиться, потому что в украинских было похуже. В немецком колхозе дисциплина была немецкая, что и сказывалось на результатах работы.
Проблемы у местных немцев начались в конце тридцатых годов. Тогда у СССР уже было предчувствие войны с Германией, и каждого этнического немца рассматривали как потенциального шпиона. В 1938-м местного пресвитера баптистского молитвенного дома расстреляли, пострадали еще несколько людей.
Есть еще такой сложный момент. Во время Голодомора 1932-1933 годов в «Дас нойе дорф» с голоду не умер ни один человек. А в других — десятки… Голод выкосил много народу. Наталья Кравченко передает историю, рассказанную ей давно одним пережившим трагедию односельчанином. В селе работала бригада, собирающая трупы по хатам. Их вывозили за пределы села, сбрасывали в траншею и даже не прикапывали землей — зачем, завтра новых привезут. За каждого вывезенного покойника членам похоронной команды давали жменю зерна. Тогда еще шестилетний пацан видел, как еще живых, но на грани людей везли к траншее, чтобы получить лишнюю жменю…
Но хватит о грустном. У Карловки точно есть нормальное будущее. Близко к областному центру — жители Кропивницкого покупают здесь дома. Успешные фермеры хозяйствуют в округе. Немцы в своих Саксониях и Бавариях не забывают. В Карловке работает успешный детский дом «Надежда», около двадцати ребят там. Содержат дом благотворители из Германии. Процветай, Карловка!
Геннадий Рыбченков, фото Алексея Горы, «УЦ».
А почему никто не кричит, что переименование Карловки незаконно?