О том, что преступность в Украине молодеет стремительными темпами, в последние годы не говорит только ленивый. Тема поднимается на всевозможных уровнях — от высших чиновников МВД до бабушек на лавочке. Жестокость и циничность малолетних преступников, часто — еще детей или подростков, порой просто ужасает даже видавших виды правоохранителей.
Другая проблема, носящая намного более специфический характер, хотя сталкиваться с ее проявлениями приходится не только нам, журналистам, — крайне медленное движение украинских органов внутренних дел (особенно на местах) по громогласно заявленному курсу на «прозрачность» и «подотчетность обществу» всех структур демократического государства. О том, как сложно, не имея наработанных личных связей, получить какую-либо информацию, касающуюся работы подразделений ведомства, не понаслышке знают не только журналисты, но и все те люди, которые когда-либо пытались что-то выяснить при самых различных обстоятельствах…
События, начавшиеся в пгт Петрово Кировоградской области в середине июня, в очередной раз крайне остро поставили целый ряд вопросов, напрямую касающихся упомянутых выше явлений.
Уже почти месяц поселок, да и весь район (Петрово — районный центр) будоражит. Из уст в уста передаются страшные слухи: в районе якобы появился «маньяк», насильник и убийца. Фабула, которую удалось сложить из разных источников (в том числе — и близких к местной милиции), такова: некий уголовник изнасиловал и зверски избил двадцатилетнюю девушку в Петрово. От полученных травм она скончалась.
Их ужасающий характер подтверждает целый ряд источников, в том числе и вполне достоверных. Говорят о том, что опознать жертву далеко не сразу смогли даже родственники, причем родной брат девушки якобы является сотрудником милиции. Тело нашли на следующий день спрятанным в хозяйственное здание на берегу соседнего водоема. Убийца же пустился в бега…
Люди, живущие в селах и поселках района, боятся выпускать своих детей из дому, женщины и девушки боятся ходить без сопровождения — ведь «укромных уголков», где может поджидать жертву «маньяк», в сельской местности — хоть отбавляй. Тем более, на дворе лето, ночлегом, приютом и убежищем убийцы может стать любой куст.
То, что определенная почва под этими слухами есть, косвенно подтверждается тем, что в этот же период в соседних населенных пунктах и рейсовых автобусах появляются распечатки с ориентировкой за подписью начальника Петровского РО УМВД Украины в Кировоградской области подполковника милиции Виктора Головко следующего содержания:
«…за совершение преступления, прдусмотренного ст. 115 УК Украины (умышленное убийство. — Авт.), имевшего место в ночь на 14.06.2008 в пгт Петрово разыскивается Ганзин Валентин Викторович, 14.04.1988 г. р., уроженец села Луганка, житель пгт Петрово Кировоградской области.
Приметы: на вид 20-25 лет, рост 180-185 см, среднего телосложения, волосы рыжие, прическа короткая. Был одет в светлую одежду. По имеющейся информации, мог поехать в г. Киев или г. Москва, при себе имеет паспорт на свое имя. Просим вас ориентировать личный состав… В случае задержания конвой высылаем немедленно».
Не всякое убийство (а их , к сожалению, по-прежнему случается достаточно много) вызывает столь широкий общественный резонанс, пусть даже на территории отдельно взятого района. Дело в том, что, по неофициальной информации, полученной нами из нескольких независимых источников, таких убийств было два. И оба связывают с Ганзиным. Еще одну девушку в селе Искровка петровский «маньяк» якобы в извращенной форме изнасиловал и покалечил незадолго после первого эпизода. Девушка, по той же информации, также впоследствии скончалась.
Для того, чтобы отделить факты от сплетен и домыслов, выяснить, что же действительно произошло (а чего, возможно, никогда и не происходило вовсе), наш журналист выехал в Петрово, надеясь получить ответы на все вопросы от местных правоохранителей и прочих представителей закона и государственной власти. Однако не тут-то было. Вопросов только стало больше.
Начальник райотдела милиции переговорить с нашим корреспондентом согласился. Но, как выяснилось, сказать ему нам было нечего. Виктор Головко сообщил, что дело об убийстве в Петрово ведет следователь, который работает в другом районе, в Долинской. Такая вот у них там «кустовая» система. А сам начальник — не в курсе каких-либо подробностей: ни обстоятельств убийства, ни хода расследования.
Нам удалось выяснить совсем немного: подозреваемый Ганзин, который, как оказалось, был одноклассником жертвы, охарактеризован господином Головко как «наркоман», несмотря на свой «нежный» возраст ранее дважды судим. И он до сих пор не задержан. Все.
Что же до второго, искровского эпизода, то, по утверждению руководителя, его… вообще не было. К нашему удивлению, это подтвердили и в Искровском сельсовете, с которым мы связались по телефону. Странно, что несколько источников, находящихся в разных населенных пунктах и никак между собой не связанных, подробно описали его обстоятельства, причем их «показания» полностью совпадают. Что ж, как говорится, у страха глаза велики — лишний раз убеждаемся: удачно и к моменту пущенный слух за достаточно короткое время может стать главным «информационным поводом» на достаточно большой территории.
Но на этом странности не заканчиваются. Подполковник Головко переадресовал нас к следователю — тому самому, из Долинской. Дал даже номер мобильного. Вот только дозвониться по нему нам так и не удалось — приятный женский голос на другом конце провода сообщил: «этот номер не обслуживается»… Лариса Займак, прокурор Петровского района, возбудившая уголовное дело по 115 статье, давать какие-либо комментарии и встречаться с журналистами отказалась наотрез.
Почему же так много «тумана» вокруг вполне рядового (звучит немного цинично, но факт) убийства одноклассницы ранее судимым наркоманом? Журналистам «УЦ» сие пока совершенно непонятно.