Слезы на дорогах, или Поговорим о беде №2

Все помнят фразу классика про «две беды: дураки и дороги». И кому не доводилось самому в сердцах воскликнуть: «Да что ж такое с нашими дорогами?! Куда идут наши деньги?!» Мы попытались найти ответ на этот животрепещущий вопрос.


Для начала хотелось бы привести немного забавных цифр. Протяженность дорог общего пользования в нашей области — 6 тысяч 259 километров. Минимальная стоимость капитального ремонта одного километра — 8 миллионов гривен. Простым умножением получаем: для капитального ремонта всех дорог области необходимо около 50 миллиардов гривен.

А весь годовой бюджет Кировоградщины составляет 3, 7 млрд. Получается, для того, чтобы капитально отремонтировать все дороги области, надо 13 лет не есть, не пить не платить зарплаты и т.д., а только отдавать деньги на ремонт дорог. И 8 миллионов — это нижний порог! Есть сложные участки, оценочная стоимость ремонта которых до 20 миллионов!

И ведь есть же еще коммунальные дороги! Это которые в городах и селах. Их у нас 11 тысяч 366 километров. И пусть  капитальный ремонт одного их километра оценивается «всего лишь» в 4, 5 миллиона, но на все нужно 51 миллиард гривен. На все вместе нужно 27 областных годовых бюджетов!

Зная все это, хочется опустить руки и заплакать, даже не задавая риторического: «Что делать?»

Любой водитель, выплеснув всю свою ненависть к ямам и колдобинам, выдохнув и закурив, скажет, что все-таки что-то на наших дорогах делается. Что именно, рассказал корреспонденту «УЦ» Сергей Полищук, руководитель Службы автомобильных дорог Кировоградской области.

— На этот год нам выделено порядка 83 миллионов гривен на эксплуатационное содержание дорог. И 212,5 миллиона на так называемый средний и текущий ремонты.

Мы сами совместно с областной госадминистрацией предложили «Укравтодору» перечень объектов, которые мы, исходя из бюджета, можем сделать. В итоге вышло постановление №176, в котором прописаны пять объектов в области, где мы делаем ремонт на те самые 212,5 миллиона.

Как выбирались объекты? Мы своими силами провели исследование интенсивности движения транспорта на дорогах государственного значения. Она у нас очень сильно изменилась за последние годы, потому что у нас нет Крыма, и на востоке происходят известные события.

Раньше летом самая большая интенсивность была в южном направлении, а также на международной трассе М12 Стрый – Знаменка, сейчас она изменилась на восточное и северо-восточное направления. Тяжелая и сверхтяжелая военная техника идет в сторону АТО. Поэтому это направление у нас в приоритете. А раньше в приоритете были М12 и М14 Александровка-Кировоград-Николаев. Поэтому, признаюсь честно, мы немного запустили другие направления, такие, как М22 Полтава – Александрия и М04 Знаменка – Луганск – Изварино.


Руководством области было принято решение – максимальные усилия направить именно на эти дороги, где интенсивность выросла в разы. И подход будет другим. Раньше мы делали дороги отрезками – по 2-3 километра, – насколько хватало денег. Не считая ямочного ремонта, который относится к эксплуатационному содержанию. Теперь мы решили перейти к так называемому маршрутному подходу.

У нас Знаменка не только железнодорожный узел, но и автомобильный. В городе сходятся три государственных дороги. Уже упоминаемые М12 и М04, а также М01 Киев – Знаменка. Нагрузка очень большая на дороги. От Кировограда до Знаменки у нас более-менее комфортный проезд. От Знаменки до Александрии имеем объезд, один из трех отрезков которого мы уже ввели в эксплуатацию в 2011-м. И сейчас мы бьемся за то, чтобы закончить объездную дорогу вокруг Знаменки и выйти на Александрию. Имеем такое желание сделать полностью направление, а не делать кусками в разных местах.

Бьемся за кредит, нам в этом помогает областная власть, Кабмин вроде поддерживает, народные депутаты. Если все получится, в итоге будет целое направление, от Кировограда до Александрии, хорошей дороги. В Александрии доходим до железнодорожного моста, по которому мы ездим в Днепр. Этот мост запланирован в ремонт в этом году. На следующий год планируем дойти оставшиеся 36 километров до Днепропетровской области. И мы получим нормальное сообщение от Кировограда на Днепр и Полтаву.

Это не только путь на восток, это связи с экономически развитыми Днепропетровской и Полтавской областями. Есть еще участок в Онуфриевском районе трассы Н08 Борисполь – Запорожье. Это наша связь с Кременчугом, и мы планируем этот участок также привести в порядок. Нам обещают выделить средства на этот участок, а также на М12 даже не за счет госбюджета, а с привлечением международных инвесторов – Банка реконструкции и развития и т.д.

В итоге мы будем иметь нормальный сплошной проезд с запада на восток области.

Мы не забываем и о других направлениях. С Николаевом у нас сообщения, по сути, нет. Не по нашей вине. Бобринецкое направление у нас проезжаемое. Сейчас мы делаем ремонт на участке в 20 километров на Компанеевку. А там стало совсем плохо. Та ситуация, в которой николаевская дорога находится, дошла и до нас. Работаем. Александровское направление у нас более-менее нормальное. Если все наши задумки воплотятся в жизнь, мы получим уже приемлемую сеть дорог в области.

Есть хорошая новость. В пятницу нам дополнительно выделили из государственного бюджета 78 миллионов 178 тысяч. Что это нам дает? По состоянию ямочного и текущего ремонта мы были далеко не худшими в Украине, с соседними областями можно сравнить. Но из-за этих ремонтов мы исчерпали лимиты, скажем так. Эти средства очень вовремя. Мы уже вошли в систему закупок ProZorro, теперь нужно очень много работы сделать, чтобы эти средства освоить, потому что времени крайне мало.

– Откуда берутся в себестоимости ремонта одного километра эти миллионы гривен? Обыватели ропщут: дали бы мне эти 10 миллионов, я бы не один, а десять километров сделал!

— Текущий и средний ремонт у нас стоит приблизительно 5,3 миллиона. Откуда цифры? Все очень просто. Есть так называемые граничные цифры, за которые мы можем закупать материалы. Мы их согласовываем с Киевом, с нашей Торгово-промышленной палатой, и сразу несколько органов контролируют, чтобы не было нарушений.

Так вот, бывает так, что 2-3 раза в месяц мы меняем цены! В прошлую пятницу тонна битума стоила 8 тысяч 500, а сегодня (разговор был в понедельник. – Авт.) цена уже 9 тысяч 300, плюс 800 гривен за пару дней!

Было совещание месяц назад с участием первого зама главы ОГА Сергея Коваленко и всех поставщиков. Сергей Петрович мог убедиться, что с начала сезона (февраль) цены на щебневые материалы выросли в два с половиной раза! Намного подорожали горюче-смазочные материалы. Вот отсюда и выходит стоимость дорог.

Если кто-то думает, что тот же битум мы можем недодать, что здесь можно украсть, то это не так. У нас рабочие, которые в такую жару делают ремонты, получают совсем не такую зарплату, которой достойны.

Сколько тонн битума надо на километр? Или асфальтобетона? На каждый по-разному. И не мы это определяем! На каждый участок дороги проектный институт разрабатывает проект ремонта. Причем даже в Интернете можно найти эти расчеты – сколько на каждый пикетаж требуется тех или иных материалов. (Пикетаж – это профессиональный термин. Пикетами называют те столбики с указанием расстояния, мимо которых мы проезжаем. Пикетаж – профессиональная привязка к местности участка дороги.– Авт.)

Битум для работы мы возим из Беларуси. У нас в Украине его производят только в Кременчуге, но нас не удовлетворяет его качество (как говорили другие спецы, он за месяц выдавливается из покрытия, стекает по такой жаре. – Авт.). На Мозырском нефтеперерабатывающем заводе более качественная исходная нефть и технологии современнее. Можете обвинять нас в непатриотичности и что не поддерживаем отечественного производителя, но сами же потом первые осудите за низкое качество ремонта.

– Не раз приходилось встречать такую картину, например, на дороге в Новоукраинку через Ровное и Приют. Сто метров полностью отремонтированы. За ними полкилометра старой дороги. Потом опять кусок отремонтирован метров на сто-двести. А потом снова дорога дрянь. Что это за шахматная доска?

— Мы называем это «картами». По весне эти участки стали совсем непроходимыми, приходилось объезжать по обочине. Поэтому закрываем самые проблемные места, особенно в низинах, где скапливается деготь. 40-50 лет назад дороги делались с дегтем, с расчетом на нагрузку в 5-10 тонн, а там сейчас идут грузовики иногда за сто тонн! 118 тонн однажды на николаевской трассе было зафиксировано!

Как бы мы ни хотели отказаться от ямочного ремонта, но это вконец убьет дороги. Там же основа древняя, иногда уже на скажешь во сколько слоев. Местами осталось 20 сантиметров щебеночной смеси, а где-то ее уже совсем нет – выдавило. Поэтому мы весной должны обеспечить проезд, пусть и «картами».

– А кто контролирует, как вы ремонтируете?

— Лаборатории оценки качества ремонта есть в службе автомобильных дорог, облавтодоре и организации «Дорцентр». Мы сами постоянно делаем анализ, и последние две лаборатории постоянно контролируют нас. Без предупреждения в любой момент могут приехать на работы. Делается так называемая вырубка (это как геологи делают шурфы), берутся образцы, исследуются. В этом году, кстати, как никогда, жесткий контроль ведется. Все-таки это безопасность движения. Если качество ремонта неудовлетворительное, сразу составляется акт, и за счет виновных все переделывается.

– А что ждет наши «бетонки»?

— Они очень сложны в эксплуатации. Построены они в основном в шестидесятые годы. Самая известная на новоукраинском направлении, раньше она называлась Полтава – Кишинев, теперь Кировоград – Платоново.

То, что мы ее сберегли, это достижение. Вы видели, во что бетонка превратилась в Николаевской области. В бетонке главное что? Арматура. У них там часто ее уже нет, она физически исчезла. Под плиты попадает влага, и со временем образуются пустоты. Мы не раз на своем участке поднимали плиты, подсыпали под ними. А соседи – нет.

Температурный режим резко меняется, и это приводит к тому, что плита лезет на плиту, и они в итоге «стреляют», лопаются.

Зимой с бетонкой самые большие проблемы. Ее нельзя посыпать солью, потому что, если посыпать, через несколько лет бетона просто не будет, разъест. О строительстве новых бетонных дорог речь совсем не идет, идет только о текущем ремонте, поддержании состояния.

– Так что ждет наши дороги?

— У нас нет ни одной дороги, построенной за последние 10 лет по нормальным технологиям, когда построил и на 20 лет забыл, нужно только поддерживать в рабочем состоянии. Нужна государственная стратегия развития отрасли.

Мы посчитали, что для поддержания нашей сети в надлежащем состоянии, притом, что цены на материалы не меняются, в год нужен 1 миллиард гривен. И за 10 лет мы привели бы дороги в нормальное состояние.

Ситуацию с дорогами прокомментировал для «УЦ» и Александр Корнюша, директор Департамента инфраструктуры и промышленности Кировоградской областной государственной администрации:

— Область даже в последние сложные два года благодаря главе ОГА Сергею Кузьменко, абсолютно всем нашим народным депутатам, руководителю службы автодорог Сергею Полищуку делает все, чтобы удержать дороги в приемлемом состоянии. И все могут это оценить, выезжая через соседние области на Киев или Николаев, где состояние дорог хуже наших. И в этом году на дороги в области выделяется на порядок больше средств, чем в предыдущий.

25 и 28 июля прошли очередные тендеры по пяти дорожным объектам, работа идет.

Наш департамент не является ни заказчиком, ни исполнителем работ. Наша функция – в организации всех процедур, государственной поддержке и сопровождении всех связанных со сложным дорожным хозяйством процедур. От тендеров до организации работы пунктов габаритно-весового контроля на дорогах общего пользования. Конечно же, мы следим за качеством работ.

По моему мнению, главный враг наших дорог – это перегруженные грузовые автомобили. Я понимаю, наша область аграрная, перевозка сельхозпродукции – важная составляющая работы этого сектора, и летом резко увеличивается количество транспорта. Но перевозчики на такие нарушения идут! Мы провели сотни проверок веса, перегруз встречается на 30-40 тонн! Только на штрафах бюджет получил десятки тысяч евро (за перегруз штрафуют в евро по курсу Нацбанка). Но водители научились обходить пункты контроля, мы их организуем на пяти направлениях, хотелось бы больше, к сожалению, у нас всего один такой габаритно-весовой комплекс.

Так или иначе, я считаю, что область контролирует, удерживает ситуацию с дорогами, областная администрация уделяет очень серьезное внимание этой сфере.

Готовя этот материал, автор общался еще с некоторыми специалистами в дорожном деле. Хочется резюмировать сказанное всеми нашими собеседниками.

Действительно трафик на дорогах Кировоградщины кардинально изменился. Еще три года назад на юг сотни фур везли мороженое, пиво, воды и т.д., тысячи отдыхающих на своих авто, сотни автобусов ехали, одних белорусских и российских авто проходило через область по 30-40 в час (это данные контроля). Сейчас этот поток резко снизился. А в зону АТО перемещается не только техника, но и бойцы, сотни волонтеров, оттуда выезжают люди.), на восток движение стало намного сильнее.

Люди, к примеру, в Знаменке, которые жалуются на фуры, круглосуточно пересекающие центр города, могут еще и пожалеть, когда окружная дорога будет достроена. Это видно по примеру Хмелевого и Бобринца, через которые раньше проходили дороги, а потом сделали объезд. Уходит дорога – уходит и сопутствующая инфраструктура – АЗС, кафе. В этих населенных пунктах их стало меньше. Кстати, самый богатый районный автодор у нас где? В Ульяновском районе. Потому что там проходит трасса Киев-Одесса, и расположены те же кафе, рестораны, СТО, гостиницы. Вот так вот.

И знаете, в чем еще причина того, что дороги наши плохи? Да в бюрократии! Смотрите – тендеры на ремонт пяти важных дорожных объектов прошли в конце июля! Скоро сезон закончится, дожди пойдут. Когда эти ремонты делать?

Но так устроена наша система. Сначала объявляется тендер. Публикуется объявление. Месяц подают заявки. Потом дается срок на обжалование (и часто проигравшие обжалуют, что затягивает процесс надолго). Лишь по итогам тендера можно закупать строительные и горюче-смазочные материалы уже на других тендерах. После тендеров проектные институты готовят документацию на ремонт конкретных участков. И лишь после всего этого можно приступать к работе (кажется, я еще что-то в этой цепочке пропустил).

И отсюда возникает самый главный вопрос: почему тендеры на ремонт дорог объявляют весной?! В самом термине «объявления тендера» заложено, что на ремонт останется немного лета и осень. Тендеры на ремонт в следующем году надо объявлять уже осенью этого года. И тогда с первыми теплыми деньками рабочие и техника выйдут на дороги!

Почему так не делается – ответа не нашел.

Геннадий Рыбченков, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 31

Добавить комментарий