Во вторник, 1 июля, премьер-министр Украины Юлия Тимошенко провела очередное селекторное совещание с главами областных администраций, основным вопросом повестки дня которого была концепция реформирования системы управления автомобильными дорогами страны.
О том, что вопрос назрел, говорят сухие цифры. К примеру, во Франции на содержание 1 квадратного километра дорог выделяется 30,5 тысяч долларов, километр российских дорог обходится государству в 12, 2 тыс. у.е., белорусы тратят на автотрассы порядка 8 тысяч, а Украина — всего 5. Нынешнее правительство не устраивает такое положение дел, особенно в свете неумолимо приближающегося Евро-2012. Поэтому вопросы финансирования строительства и содержания дорог, а также реформирования системы управления ими, по словам Тимошенко, надо рассмотреть и решить на сессиях Верховной Рады в ближайшую неделю.
Несмотря на то, что в этом году привлечены кредиты под государственные гарантии на 800 млн. грн., еще 4 млрд. выделено из государственного бюджета, да и поступления из местных бюджетов устраивают Кабмин, средств на полноценное содержание автотрасс не хватает. Премьер-министр считает, что ситуация в корне улучшится в результате изменения «дорожного менеджмента». В основе предложенной концепции лежат принципы децентрализации и демонополизации — облавтодоры будут выведены из централизованного подчинения ОАО ГАК «Автомобильные дороги Украины», которая, собственно, станет частью Минтранса. Как рассказала Тимошенко, только на первом этапе проверки контрольно-ревизионной службой выявлено, что, как минимум, полмиллиарда государственных гривен ушло в никуда, то есть на оффшорные счета руководства — Укравтодором были сфальсифицированы акты выполнения ремонтных работ либо же велись они по существенно завышенным ценам.
Реформа Укравтодора приведет к тому, что, соответственно, регионам будет предоставлено больше полномочий, в том числе и финансовых. Если сейчас пропорция распределения средств спецфонда на дороги центрального и местного значения выглядит как 60:40, то в результате новаций деньги специального бюджетного фонда будут делиться строго пополам, то есть 50 к 50-ти. К тому же на содержание коммунальных дорог пойдет 100% транспортных сборов. Чтобы увеличить финансирование и провести реформу, премьер предлагает под государственные гарантии взять еще 20 млрд. и наконец-то построить в Украине дороги первой категории, которые будут соответствовать европейским стандартам. А управление трассами общегосударственного значения будет проводиться по региональному принципу — то есть у каждого участка трассы будет свой местный хозяин.
Тимошенко была убедительна, но, по мнению многих губернаторов, в предложенной реформе есть и свои минусы, которые могут это хорошее начинание превратить в довольно рискованное предприятие. Чтобы передавать автотрассы на содержание и без того обескровленных местных бюджетов, надо в корне изменить и принципы перераспределения налогов и сборов. Совсем не лишним было бы дать возможность оставлять в регионах те деньги, которые собраны сверх «установленной планки». Тогда хотя бы будет за что качественно ремонтировать и содержать дороги…
На селекторе обсуждались также и другие вопросы. Что касается активно начавшейся уборочной кампании, то министр АПК Юрий Мельник заверил, что все идет своим чередом. Но губернатор Кировоградщины Василий Моцный не так оптимистичен. По завершении совещания с премьером он провел свой селектор с главами РГА, на котором высказал неудовлетворение работой областного управления сельского хозяйства и райадминистраций:
— Некоторые руководители райадминистраций так активно отдыхали, что забыли о сводках по уборочной кампании. Комбайны работают во всех районах, а по данным, которые ко мне поступили, только 6 территорий начали уборочную кампанию. Может, стоит хоть раз на поля выехать, посмотреть, что там творится?!
Похоже, к следующему селектору, который состоится в середине июля и будет посвящен уборочной кампании, районы должны будут подойти во всеоружии, иначе можно не сомневаться — меры последуют кардинальные.