Юрий Бойко: «Я в двадцать лет не знал слова «бейсбол»»

Юрию Бойко — 50 лет. Не верится даже, да и по виду никто не скажет. Легендарный кировоградский спортсмен, первый тренер кировоградской команды по бейсболу. Самой первой. Во многом благодаря ему у нас есть вид спорта, в котором город доминирует в стране, хорошо известен в Европе. Заслуженный тренер Украины и много еще у него званий, наград, медалей.


— Юрий, на твой взгляд, кого в нашем городе больше — бейсболистов или пацанов, которые возят в машине бейсбольную биту «на всякий случай»?

— Думаю, все же бейсболистов. Потому что те, кто раньше возил с собой биту, теперь держат в машине автомат Калашникова.

А занимающихся бейсболом у нас реально много, очень много. Не только в Кировограде (Кропивницком). Сейчас в каждом областном центре Украины есть ребята, пусть на любительском уровне, но играющие между собой. Приспосабливают подходящие площадки. Что говорить — в девятую школу нашего города каждые выходные приезжают парни из Знаменки поиграть. Они нигде не занимались, нет подготовки, мы им немного инвентаря подкинули. Они играют просто для своего удовольствия, не ради побед или медалей. Поэтому у бейсбола у нас есть хорошее будущее, я верю в это благодаря таким людям.

— Ты пришел в бейсбол из футбола. Возможно, я слишком захожу глубоко, но философия футбола и бейсбола отличается сильно? Вроде оба — командные виды спорта.

— Я с другой стороны подойду. С самого начала, с первых дней зарождения бейсбола в Кировограде получается так, что 99 процентов играющих в бейсбол имеют или получают высшее образование. В КНТУ, в педагогическом университете. Родители знают — если ребенок играет в бейсбол, он закончит вуз, и не потому, что его будут тянуть, а потому, что спорт мобилизует, подтягивает, и поездка на игру не освобождает от изучения пропущенного.

Когда мы начинали бейсбол в Кировограде, вообще не было такого понятия «купить зачет» и ему подобных. Играли в радость, и занятия в любой секции преференций не давали.

А насчет футбола и бейсбола… Взять Олега Венглинского, мы знакомы, в свое время был признан лучшим футболистом Украины, он школу закончил с золотой медалью, интеллектуал. Есть футболисты, которые школу вытянули на «тройку», но играют хорошо. Я лично считаю, что человек должен себя проявлять во всем на уровне. Если ты футболист — то и на футбольном поле, и в жизни ты должен держать планку.

Хотя спортсмен должен еще быть и с зубами, со злостью спортивной. Ты можешь иметь золотую медаль, но, если мягкий, слабохарактерный — не будет толку. И бейсбол, и футбол близки, наибольшего успеха в спорте добиваются умные, образованные, имеющие определенный талант люди. И физические качества — не самое главное.

— Скажи, когда тебе было 10 лет, ты хоть слышал такое слово «бейсбол»?

— Я больше скажу. И в 20 лет, когда я вернулся из армии, я не знал о бейсболе! Я впервые узнал об этом виде спорта в 1989-м году.

Довольно неожиданно мне тогда предложили заняться бейсболом, я по своим физическим качествам понимал, что подхожу, — почему не попробовать?

— А если бы тебе, футбольному тренеру, предложили тогда, скажем, тренировать команду по кёрлингу (хотя у нас условий нет, конечно), согласился бы?

— А всё может быть! Категорически утверждать, что был бы против, не могу. Но я рад, что мы с бейсболом нашли друг друга.

Мне не очень понравилось то, что бейсбольное поле сделали на месте футбольного (в районе Алексеевки). Я понимаю, тогда футбол был в загоне, но все равно это не лучшее решение. Мое предложение тогда было сделать поле возле КНТУ (еще КИСМа), за общежитиями. Остановил большой объем земляных работ, которые надо было бы провести, слишком дорого обошлось бы.

И сегодня не очень удобно и нам, и футболистам — мячи перелетают, еще что-то. Мы не конфликтуем, но все же… Это было не лучшее решение разместить там стадион.

— Сейчас у нас футбол на подъеме. Команды из области: «Зирка», «Александрия», «УкрАгроКом», «Ингулец», - все растут. По логике, все мальчишки должны бежать в футбольные секции. А на бейсбол идут пацаны?

— К сожалению, нет полей. Если на поселке Новом приспособлена площадка, то в самом городе реально негде тренироваться. И это отпугивает детей и их родителей — где развиваться, какие перспективы?

— Когда Александр Васильевич Никулин отошел, по ряду причин, от поддержки кировоградского бейсбола, мне кажется, дела пошли на спад.

— С уходом Александра Васильевича у нас так и остался недостроенным стадион. «Объект незавершенного строительства» — кажется, у него до сих пор такой статус. Мы его только поддерживаем в текущем состоянии. Естественно, условия недостойные уровня команд, которые там играют. Собственными силами пытаемся что-то улучшать с состоянием поля, с раздевалками, но капиталовложения нужны.

Второе. Всегда в любом виде деятельности есть люди, которые хотят быть лучшими, добиваться высот и побед. В бейсболе в том числе. Нашлись такие люди в Тирасполе, в Киеве. И часть игроков тогда ушла в эти клубы, 16 человек за один год. Я думаю, что нам это в итоге только на пользу пошло — появилась новая интрига в игре с теми же киевлянами и т. д.

Игроки здесь на тот момент не видели перспективы, только сборники держались. Но к тому времени у нас уже появилась, стала на ноги и работала система подготовки молодежи. Другой аспект — в Киеве система бейсбола развалилась в целом после того, как ушел человек, много лет финансировавший ее. У нас такого не случилось.

— Юрий, для меня чемпионат и Кубок Украины по бейсболу, извини, давно уже немного скучны. Кировоград все время побеждает! В футболе хотя бы есть интрига — «Динамо» или «Шахтер».

— Нет, все не так. Для того, чтобы мы снова стали чемпионами, нам приходится очень много серьезно работать. Быть на вершине стоит усилий. Хотя сейчас немного проще. После аннексии Крыма.

Там были очень солидная школа, хорошая инфраструктура, классные бейсболисты, финансирование. Мы с ними во многом сходились в подходах к существованию украинского бейсбола — когда есть немного классных команд, они должны как можно чаще играть между собой. Увеличили число игр в чемпионате. И мы с ними сражались: в Кубке выигрывали — 3:2, в чемпионате вырывали победу — 2:1, крайне редко — 3:0. Они у нас регулярно выигрывали.

Да и сейчас мы шапкозакидательски не относимся даже к нашей «младшей» команде «Диамант». Расслабишься — могут порвать! Хотя у нас единый тренировочный процесс, мы все друг друга знаем, но на поле могут удивить. Как в этом году на Кубке Колодицкого, где они КНТУ переиграли! В спорте не всегда побеждает более сильный, часто более мотивированный, злой, зубастый.

И мы не снижаем темпа, мы мотивированы тоже. Мы уже несколько лет играем в группе «А» европейского Кубка. Чтобы соответствовать другим комадам, мы должны быть на высочайшем уровне.

— Тебя приглашали тренировать за границу?

— Были переговоры. Но, учитывая то, что у меня тогда были маленькие дети, я не видел для себя возможности уехать. Я даже не задумывался, слыша предложения, семья — это главное.

— Чего тебе дальше добиваться? Заслуженный тренер Украины, многократный тренер чемпионов, известный в Европе человек, в Кропивницком всеми уважаем. К чему дальше стремиться?

— Конечно, я думал об этом, но для меня сама постановка вопроса неуместна. Условно говоря, моих личных и спортивных целей не существует. Есть только командные достижения и командное благополучие. За все эти годы нам до сих пор не удалось создать надлежащую инфраструктуру, достойную чемпиона Украины, где можно принимать соревнования высокого уровня, да что там, просто тренироваться без опаски получить травму. Нужен полив, раздевалки ты видел…

Многие бейсболисты Украины, киевляне в особенности, просто в недоумении: команда такого уровня, а ее финансирует только бюджетная организация — вуз. Она никому не нужна. Команда известна в Европе, узнаваема, кировоградский бейсбол — это своего рода бренд для спортивной Европы. В Восточной Европе мы одна из самых известных команд. Но у нас, по большому счету, мы мало кому нужны.

Спасибо КНТУ и ректору Михаилу Черноволу, еще могу сказать доброе слово о бывшем губернаторе Андрее Николаенко, он помогал, а так больше никому мы не нужны. Нам нужна поддержка даже не для новых рекордов, хочется просто сохранить то, что есть, что наработано, не потерять его.

Я понимаю, что сейчас не до спорта. Однако не до спорта было и пять, и семь лет назад, когда не было войны.

Мои жизненные цели в бейсболе не достигнуты. Это инфраструктура, это возможности для наших игроков заниматься бейсболом не по принципу «не благодаря, а вопреки», и, чтобы наши дети видели, что, занимаясь бейсболом, они смогут добиться чего-то в жизни. Я бы отдал все свои титулы и медали за это.

— С юбилеем!

Геннадий Рыбченков, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 30

Добавить комментарий