Хороших вузов в Украине не меньше, чем плохих, – уверен предприниматель Павел Штутман, один из собственников ряда машиностроительных предприятий, трудоустраивающих несколько тысяч кировоградцев и жителей области. И привел несколько конкретных примеров.
По его мнению, тем, кто собирается делать карьеру сам или хочет помочь сделать карьеру своим детям, для начала стоит избавиться от ряда распространенных заблуждений, честно ответить самому себе на несколько вопросов и найти правильную образовательную среду.
— Если вы хотите быть довольным своей жизнью, чтобы ваше завтра соответствовало вашим сегодняшним ожиданиям, выберите ту профессию, которая вам интересна и к которой у вас есть способности. Только в этом случае вы сможете развиваться, конкурировать с другими за доступ к ограниченным ресурсам – заработной плате и интересной работе, – говорит Штутман.
Такого не бывает
Помимо вопросов собственно к системе высшего образования, немало их стоит к самим украинцам, среди которых по-прежнему бытует мнение, например, о том, что главное – это детей устроить. Это пережиток «совка», в котором мы уже 25 лет вроде бы не живем, считает эксперт. Если «ребенок» чего-то стоит, современный работодатель сам заплатит, чтобы тот пришел к нему на работу.
— Иногда люди заблуждаются в самом понимании того, что есть образование, – говорит Штутман. – Прочитал какой-то конспект лекций из Интернета, сдал экзамен, вроде бы оценка есть, и честно заработанная, но образованием это не является – даже близко. Образование – это получение соответствующих компетенций в области, где человек хочет быть успешным. Это поведение, которое вы проявляете, очутившись в каждой конкретной ситуации. Если у меня есть компетенция вождения автомобиля, я сяду в него и поеду и не буду вспоминать правила дорожного движения и как что включается. Если я стал инженером, пришел на работу в цех, мне поставили задачу сделать чертеж детали, которая вышла из строя, я беру карандаш и черчу эскиз. Я не начинаю вспоминать, что и когда я читал по этому поводу. Помимо профессиональных, есть поведенческие компетенции – когда мы оказываемся в ситуации, где нужно проявить инициативу или лидерство, мы не вспоминаем, как это делать.
Еще одно распространенное заблуждение, по его мнению – «я потом сам научусь». Людей, которые способны к самообразованию до такой степени, чтобы из ничего превратиться в великого человека, один на десять тысяч, а может, и на миллион, уверен Штутман.
— Все остальные нуждаются в процессе образования, когда преподаватель, учебное заведение дают уже отобранные из огромного количества информации, рафинированные знания, – утверждает он. – Это лекции, семинарские и лабораторные, курсовые работы, экзамены, жизнь в среде получения знаний и компетенций.
По пунктам
Отвечая на вопрос о том, какой именно вуз выбрать, стоит помнить, что самое лучшее образование вы получите там, где вас научат самым нужным и самым новым вещам, потому что, выйдя за порог университета, вы тут же вступите в конкуренцию на рынке труда.
— Если вы пришли туда неопытным, но с актуальными знаниями и компетенциями, вы будете конкурентоспособным, – говорит Штутман. – Люди, получившие хорошее образование, приходят в компанию и все переворачивают, такие всегда нужны. Нужно искать университеты, которые дают именно такое образование. Я не буду говорить о польских, чешских, американских университетах, потому что я в них никогда не учился. Но я понимаю одно: если мне преподают на том языке, на котором я думаю, качество обучения это только повышает.
Несмотря на бытующий скепсис в отношении украинской системы образования в целом, работодатель уверен: у нас много хороших университетов технического, экономического и аграрного профиля.
— Я все не могу перечислить, но есть те, в классе которых я убедился, – говорит Штутман. – Это прежде всего «Киевский политехнический институт» (Национальный технический университет Украины. – Авт.). Могу сказать по ближайшему родственнику – выпускнику КПИ, который затем в одной из развитых стран прошел курсы, практику, и ему предложили контракт на такую сумму, на которую сегодня здесь выехало бы полстраны.
Мне приходилось общаться с ректором НУБИПа (Национальный университет биоресурсов и природопользования. – Авт.) Станиславом Николаенко, это наш земляк. Это вуз с хорошими традициями дисциплины образования. Дисциплина – это ведь не «угнетение», это порядок нахождения молодого человека в учебном процессе. Если он в нем участвует, он получает компетенции, если не участвует – не получает.
Недавно пришлось поучаствовать в научно-практической конференции в бывшем киевском «нархозе» (Киевский национальный университет имени Вадима Гетьмана. – Авт.), которую проводил Комитет Верховной Рады по банковской деятельности. Две трети выступающих были преподавателями университета, я их послушал, пообщался в кулуарах. Впечатление – что там есть хороший устойчивый уровень экономического образования.
Та информация, тот круг общения, который у меня есть, говорят о том, что «Харьковский политехнический институт» (Национальный технический университет. – Авт.) дает хорошее инженерное образование. Это развитие мозгов, конкретного мировоззрения. Я, например, уже давно не работаю инженером, но не представляю, как бы занимал свою должность, если бы не был знаком, например, с теоретической механикой.
Днепропетровский университет имени Олеся Гончара. Днепропетровское образование – традиционно сильное, мы видим, сколько оттуда вышло успешных людей. И у меня нет никаких сомнений, что это следствие определенных традиций, которые сложились здесь в высшем образовании.
Интересный университет – николаевский кораблестроительный имени Макарова. Я там был, общался, его специалисты приезжали сюда, обучали наших работников. Производит позитивное впечатление. Жители районов Кировоградской области, которые находятся в том направлении – Бобринецкого, например, – могут рассматривать поступление туда как одно из лучших решений. Если, конечно, дорогу на Николаев когда-нибудь восстановят…
Беседовал Андрей Трубачев, «УЦ».
Сейчас без нормального образования — никуда! И его уровень у нас действительно растет! вспомните сколько в городе было медалистов в этом году и сколько из них прошли ЗНО?
не перегибайте палку — на самом деле свои высокие оценки в школах на ЗНО не подтвердили 30% кировоградских выпускников, но это среднее образование. А вот уровень высшего образования у нас действительно высокий и он растет. Педуниверститет или Лётная академия подтверждают это очень квалифицированными специалистами каждый год!
скажу відверто — за гарними спеціалістами гарні підприємства та організації зараз в буквальному смислі ганяються! вони готові платити висококваліфікованим та умілим випускникам — тільки б останні прийшли туди працювати! я це точно знаю!
Интересно же почитать, когда предприниматель Штутман не влазит в дебри политики и мифологии города.
Да, сейчас время образованных людей, профессионалов. Которых в стране просто…нет.
Полно дипломированных неучей, а вот грамотного специалиста с огнем не сыщешь.
Вот тут нынешним молодым и стоит подумать, взять у родителя гроши и купить себе бумажку или получить образование, напрячься, стать специалистом и обеспечить себе достойное будущее.
«Если у меня есть компетенция вождения автомобиля, я сяду в него и поеду и не буду вспоминать правила дорожного движения…»
Браво!!! Аплодирую!!!
Цитата: «Если я стал инженером, пришел на работу в цех, мне поставили задачу сделать чертеж детали, которая вышла из строя, я беру карандаш и черчу эскиз.» Золотые слова! Вот только сейчас преобладает мнение — «Зачем карандаш, когда есть комп?» К сожалению!
Почти в тему — а что сейчас происходит с Кибернетико-техническим колледжем? Пациент скорее мертв чем жив? :unsure:
Кибернетики закончились наверное? 😉
Щось не склалося у шановного пана Штутмана з рідним ВУЗом (КНТУ).
Ігнорує по повній програмі.
Чому так?
Принаймі, мені відомо багато програмістів, які після КНТУ успішно працюють і в Україні, і за кордоном.