— Вы не устали? — Разве от музыки можно устать? Так началась наша беседа с народной артисткой Украины, нашей землячкой Лидией Забилястой. Известная оперная певица и преподаватель была приглашена кировоградским музыкальным училищем на выпускные экзамены. После экзамена Лидия Леонидовна уделила нам внимание.
Справка «УЦ»:
Лидия Леонидовна Забилястая — народная артистка Украины, оперная певица (сопрано), лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко в номинации «Концертно-исполнительское искусство».
Родилась в селе Олено-Косогоровка на Кировоградщине. Окончила кировоградское музыкальное училище, дирижерско-хоровое отделение, Киевскую консерваторию (класс народной артистки Украины Зои Христич). После окончания учебы пела в камерном хоре Киева.
Лауреат фестиваля «Молодые голоса», конкурса им. Н. Лысенко (I премия), IX Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. Глинки (II премия). Лидия Забилястая стажировалась в миланском театре Ла Скала. Первая премия и Золотая медаль на VII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского (1982 год). За уникальный талант и труд государство отметило Лидию Забилястую высокими наградами: 1985 год — звание народной артистки Украины; 2003 год — Орден княгини Ольги; 2011 год — лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко. Творчество певицы насчитывает 30 ведущих партий, исполненных в Национальной опере Украины.
— Вас часто приглашают на выпускные экзамены?
— Я впервые участвую. Но я и преподавателем не так давно начала работать, а это все-таки педагогическая работа. Я рада, что приехала. Это очень интересно, внесло разнообразие в мою жизнь, я могу открыть в себе новые возможности.
Выпускной экзамен — это финальный рывок, который дети должны продемонстрировать. Тут даже не так важна оценка, важно, как они сконцентрируются на таком ответственном и волнительном моменте их жизни. Музыка — это стихия. Хоть она не относится к стихиям природы, но, наверное, это стихия души.
— Сейчас проводится довольно много телевизионных песенных конкурсов. Как вы их оцениваете?
— Вы знаете, я за ними слежу. Для меня бывает очень интересным этот процесс, потому что встречаются очень талантливые исполнители. Когда ты певец, имеешь отношение к музыке или другому виду творчества, замечаешь, как люди чувствуют свою нереализованность. И рано или поздно они все-таки рвутся на сцену. Они могут сделать карьеру в какой-то профессии, но душа хочет сцены, хочет петь. И они уже счастливы, что побывали на сцене, пусть даже не вышли в финал или не стали победителями. Они насладили свою душу. И бывают открытия, открываются настоящие таланты.
— Поп-звезды собирают полные залы, а джазовый концерт или симфонический — нет. Почему, как вы считаете?
— Это наше образование, культура. Я не говорю о пропаганде, хотя там больше рекламы. Посмотрите, кто мелькает на телевидении. Совсем не те, кого нам хотелось бы, чтобы слушали. И даже не это. Получается, что поп-музыка в умы вкладывается как что-то высокодостижимое. А вторая сторона этого — жизнь настолько сложна, что люди не хотят задумываться, ищут чего-то легкого для восприятия. Может, им надо, чтобы душа повеселилась. Как мы можем их в этом обвинять? В какой-то степени это политика государства. Вы сами видите, какая цензура, кто как пиарится, какие в газетах заголовки, которые бросаются в глаза, какие там фото. Но все зависит от воспитания и культуры.
— Вы были певицей всесоюзного масштаба, выступали на cценах всего СССР. Как сегодня складываются ваши отношения с коллегами по сцене из других уже стран?
— У нас очень хорошие отношения, очень теплые. Вот недавно в класс Евгении Мирошниченко нашей консерватории приезжали представители Казахстана и Армении. Они зашли просто посмотреть класс. И преподаватель консерватории из Казахстана узнал меня, мы были с ним в жюри на конкурсе «Янтарный соловей» в Калининграде. А женщина из Еревана оказалась подругой моей знакомой Ребекки, с которой мы познакомились на гастролях в Аргентине. И таких связей очень много.
Тогда конкурсы были всесоюзными, и на них были представители всех республик. Даже если мы не видимся, то вспоминаем друг друга. А на стажировке в Италии со мной были представители России, Грузи, Белоруссии. У нас были очень теплые отношения. Думаю, что если бы мы сейчас встретились, точно так же тепло восприняли бы друг друга.
Концертмейстер, с которой я прошла почти все конкурсы, заслуженная артистка России Наталья Владимировна Богелава для меня чудо-человек, которого я встретила в своей жизни. Она отдала мне много своей музыкальности, своего таланта, вдохновения на том же конкурсе имени Чайковского. Как можно забыть или поссориться? Созваниваемся, поздравляем друг друга. Она осталась для меня образцом музыканта, хотя всегда говорила: «Лида, я так играю, потому что вы так поете». Я ей отвечала: «Ну как вам можно плохо спеть?» Прежде чем сесть за клавир играть, она слушала оркестровое произведение и подбирала тембральные краски оркестровки на фортепиано. Изумительная женщина.
— Много в вашей жизни было таких удивительных людей?
— Очень. Мне кажется, что именно это меня сформировало как музыканта. Я считаю большим счастьем своей жизни заниматься музыкой. А удивительные люди — это были дирижеры, режиссеры, целые театры, которые принимали меня за рубежом и слушали мое пение. Это были индивидуумы, начиная с нашего кировоградского музучилища, потому что именно здесь я впервые начала открывать в себе человека, тогда связанного просто с музыкой, а в дальнейшем они раскрыли во мне вокальные данные. И это благодаря тому, что здесь я встретила людей, которые мне подсказывали, что у меня такой голос, которым нужно заниматься индивидуально.
Это не проходит бесследно. Это то, что мы по крупицам собираем по жизни, не замечая, может быть.
— Как сегодня себя чувствует оперное пение?
— Что касается общей картины, в последнее время произошло… не хочется говорить деградирование, но все-таки спад. Потому что учебные заведения начали набирать большое количество людей. Отбор не такой тщательный, как был раньше. Если раньше из пятнадцати-двадцати человек брали всего пять на курс, то отбирали же лучших. Сейчас на курсе бывает и тридцать, и пятьдесят. А так нельзя. Я сама вижу и слушаю людей, которым, может быть, не место в консерватории. Но они приходят, потому что появилось платное обучение. А мне кажется, что этого нельзя было допускать.
Эти люди потом где-то пристраиваются, и происходит спад уровня. Качество уже не то. Наверное, так во всех жанрах, потому что и режиссерские требования уже другие, и дирижерские подходы. У нас это было очень и очень серьезно. Для того, чтобы попасть на стажировку в Италию, кроме того, что ты имеешь звание лауреата международного конкурса, ты еще проходишь отбор всесоюзного масштаба. В Бетховенском зале Большого театра мы пели концерт, где сидела, опять же, комиссия, которая решала, отправить человека на учебу или нет. А сейчас что происходит? Берут в карман деньги и едут к преподавателю в Италию. Потом приезжают и говорят, что они стажировались в Италии.
— Вы же не музыкой единой живете. Чем еще занимаетесь, увлекаетесь?
— Не только музыкой. У меня есть сын, которому нужно отдавать много сил и здоровья, хоть ему уже двадцать пять лет. Это семья. Еще недавно это была мама, которой исполнилось девяносто пять лет, когда ее не стало.
Что связано с творческой жизнью, — это свой вокальный класс в консерватории. Воспитывать молодых певцов — это большая ответственность. Что касается увлечения, я такой же живой человек, как все. Происхождение мое от самых истоков, с кировоградской земли. Хотя я в селе прожила всего пятнадцать лет, но во мне заложено то, без чего я просто не могу жить. Это участок, где газоны и много цветов. Раньше муж не понимал, как можно отдыхать, работая на земле, когда я рвалась к маме. А сейчас и муж понимает, что значит быть на своем клочке земли. Огорода у нас нет, но зато появилась теплица, и у нас есть свои зелень и овощи.
А еще есть любимая кошка, которая тоже член семьи и которая привносит определенные положительные эмоции в нашу жизнь.
— Какую вы слушаете музыку?
— Как певица я отдаю предпочтение вокальной музыке. Если слушаю оперу, мне интересно слушать разных исполнителей. Сейчас больше слушаю старинной музыки с камерными оркестрами. Это Вивальди, например. От этой музыки веет ностальгией, ведь я начинала именно с этой старинной музыки, когда училась на хоровом отделении, работала в хоре. И это все перепето — Вивальди, Монтеверди, Орландо Лассо, Бах, Бортнянский, Березовский, Гайдн. Классика такого стиля.
— На каком концерте вы недавно были?
— Это был сборный концерт, посвященный памяти Евгении Мирошниченко. У нас есть неофициальная Малая опера, которую Евгения Семеновна хотела открыть в Киеве, но за свою жизнь не успела. А сейчас состоялся один из концертов в этом зале с симфоническим оркестром под руководством Николая Лысенко и ее студентами. Они уже состоявшиеся певцы, некоторые за рубежом работают. Большие молодцы, собрались и организовали пять концертов. Интересно было, зал был полный — это интересовало людей.
— Пожелайте нам что-нибудь.
— Прежде всего пусть будет мир в Украине. Желаю, чтобы у людей было хорошее настроение, чтобы люди радовались жизни даже в такое нелегкое время. Силы воли и терпения желаю всем, как и самой себе. Находите позитивы, которых в жизни много.
Елена Никитина, фото Елены Карпенко, «УЦ».