К теме наркотиков и наркомании «УЦ» приходится обращаться регулярно – к сожалению, проблема актуальности не теряет. Это вновь и вновь подтверждают письма, приходящие в редакцию от наших читателей и читательниц, ищущих ответы на собственные больные вопросы, которые ставят перед ними их дети, родные и близкие…
На одно из них, пришедшее в ответ на нашу публикацию «В горниле наркодиспансера…», мы просто не можем не ответить. Тем более что тема, затронутая нашей читательницей из Кировограда (наиболее подверженного заразе среди городов области, если верить руководству ОБНОНа), уверены, близка многим из тех, кто не решается написать или считает, что это бесполезно…
Вопрос, который ставит находящаяся на грани отчаяния женщина, очень прост. И в то же время стоит очень остро – особенно в свете фактов, которые мы приоткрыли в рамках статьи, реакцией на которую и стало упомянутое письмо. А именно: если официальная медицина и ее специализированные учреждения – государственные наркодиспансеры — ввиду целого ряда факторов не только не дают даже гарантии исцеления, но и становятся «кузницей кадров» для среды, вопреки которой существуют, куда в таком случае обращаться обезумевшим от горя родителям, ищущим способы спасти своего ребенка?
Историю, рассказанную автором письма, нельзя назвать банальной, хотя похожих на нее как две капли воды – многие тысячи. Нельзя потому, что за каждой из них – боль и страдание живых людей, наших и ваших соседей, земляков, сограждан…
«Моему сыну 26 лет. Из спокойного, уравновешенного человека, который очень любит читать, любит компьютер (который мать, как признается она сама, купила ему, залезши в долги, чтобы как-то отвлечь от наркотиков. — Авт.), он превратился в худого, жалкого, несчастного зомби…», — пишет нам несчастная женщина. Описывая средство, которым пользуется ее сын для получения «кайфа» и от которого он уже давно и крепко зависит, она поражается: «Разве можно назвать наркотиком то вещество, которое колет мой сын? Он берет препарат X от простуды, таблетки от бессонницы Y, измельчает и смешивает их, а потом туда добавляет уксус и марганец… и делается вытяжка через вату. Вот это и есть наркотик, который используется сейчас малоимущими слоями населения. Я только не понимаю, почему об этом препарате (который врачи в наркодиспансере, по словам женщины, «ласково» называют «мулькой». — Авт.) никто не упоминает…», — отмечает автор.
На самом деле описанный препарат давно и хорошо известен, и неспроста безобидный марганец, как и пресловутый «Трамадол», в аптеках отпускается по рецепту. Впрочем, как утверждает написавшая нам кировоградка (и с этим утверждением, к сожалению, не поспоришь), если заплатить немного больше, никакой рецепт не нужен…
Вопрос о несоблюдении отдельными аптекарями, провизорами и фармацевтами правил реализации медикаментов находится в компетенции соответствующих органов, куда мы его и переадресуем, считая, в соответствии с нормами законодательства, нашу публикацию официальным обращением.
Остановимся на симптомах, сопровождающих употребление этой самой «мульки», которые описываются в письме – дабы и другие родители, обеспокоенные поведением своих детей, могли сделать для себя выводы и начать принимать меры безотлагательно. Не забывайте, наркоманы – больные люди, больные не только и не столько физически, сколько морально и психологически. Они становятся настоящими мастерами вранья всегда найдут, чем пояснить подобные отклонения в своем состоянии: «Это страшное вещество, которое бьет организм в трех направлениях: ноги, голова, речь. Я видела молодых ребят, которые теряют равновесие, могут упасть на ровном месте, слышала нечленораздельную речь. И мне страшно, мой сын уже не может нормально пройти по комнате, его бросает из стороны в сторону…»
И, наконец, о главном: «Что делать, куда бежать?» — фактически, спрашивает своим письмом читательница. По ее словам, сын сам предлагал «сдать» его в Почаевский монастырь – вроде бы там можно вылечится. «Он сам от этого страдает, но у него нет силы воли, и он не может бросить… Если бы можно было его изолировать года на 3-4…» — сетует женщина.
Как человек, давно и плотно соприкасающийся с проблемой в разных ее аспектах, автор многих тематических публикаций, в том числе и той, в ответ на которую и пришло цитируемое письмо, считает себя вправе дать несколько советов. Надеемся, полезных.
Во-первых, как показывает практика, отказ от наркотика, хотим мы это признавать или нет, всегда остается выбором самого наркомана – к сожалению, никакая терапия не сможет избавить зависимого человека от его бремени, пока это не станет его осознанным выбором. Отсюда – известное утверждение о том, что бывших наркоманов не бывает, порожденное самой средой. Хотя автор этой статьи знаком с людьми, которые исключительно силой собственной воли покончили с внутривенным раз и навсегда, пусть это и было нелегко. Но такие случаи крайне немногочисленны, можно сказать, уникальны.
Второе касается как раз той самой среды. Вне которой, самостоятельно, ни один наркоман таковым не стал, и, не вырвавшись из которой, ни один из них не вырвался и из наркотического плена.
По большому счету, это две основных позиции, между которыми во времени находится третья – собственно реабилитация. Перед которой наркоман должен принять самостоятельное решение о том, что ему необходимо излечиться. А после его нужно извлечь из привычной среды – подальше от старых друзей и знакомых, отправить к родственникам в другой город, село, неважно, главное – подальше…
То, чем мы можем помочь, – дать координаты нескольких реабилитационных центров, с которыми редакции приходилось сотрудничать и о которых мы знаем только хорошее, и людей, которые смогут помочь в самом главном и самом сложном. А именно — «словом, делом и личным примером» убедить ваших детей в том, что отказаться нужно и что это реально возможно – ведь зависимость убивает саму веру в возможность исцеления.
Итак: Кировоградский центр реабилитации «Надежда», созданный несколько лет назад несколькими верующими товарищами-энтузиастами практически из ничего, давно и хорошо знаком нашим постоянным читателям и заслужил пока только хорошую славу. Связаться с учреждением можно через одного из его ведущих специалистов – Владимира Бочарова – по кировоградскому телефону (80522)27-23-29 или мобильному 8-097-28-26-521. К слову, он сам – бывший наркоман, и, возможно, встреча именно с этим человеком поможет сыну автора нашего письма, и не только ему, понять, говоря образно, что не все еще потеряно?
Другой заслуживший добрую славу центр немедикаментозного лечения наркотической и алкогольной зависимости «Возвращение к жизни» находится в Знаменке, с его специалистами можно связаться по тел. (805233)7-41-96.
И, наконец, о Почаевском монастыре. О том, что именно в нем можно избавиться от зависимости, мы никакой информации не нашли. По тем сведениям, которые удалось найти нам, центр реабилитации наркоманов и алкоголиков есть в мужском монастыре им. Саввы Освященного (г. Мелитополь, Запорожская область), на интернет-портале «продвинутого» монастыря мы нашли также контактный телефон, на который нужно обращаться по вопросам, связанным с реабилитацией, но, к сожалению, дозвониться по нему не смогли – может, получится у кого-нибудь из наших читателей (+38067) 612-29-34. Другие координаты монастыря: ул. Воровского, 45, г. Мелитополь, Запорожская область, Украина 72319. Тел.: 8-06192-67377
Надеемся, кому-то этой публикацией мы помогли. И обещаем, что больную – в прямом и переносном смысле — тему не оставим без внимания и в дальнейшем. По мере сил и возможностей.
Вот так рвут…