«Дикий тур», или Унесенные ветром странствий

Кировоградка Алена Барских осуществила свою мечту — посетила Гонконг и Филиппинские острова. Это была авантюра, которая принесла массу положительных эмоций и неизгладимых впечатлений. Ее рассказ был настолько ярким, что казалось, будто ты все это видишь собственными глазами. Хотя Алена рекомендовала всем обязательно посетить эти азиатские места лично.


— Как пришла мысль поехать именно туда?

— Ровно полгода вынашивался тур абсолютно дикого характера. Восемь лет назад мы были в Азии и поймали себя на мысли, что именно Азия производит на нас самые сильные впечатления. Тогда был тур Камбоджа — Таиланд — Лаос — Мьянма. Несмотря на то, что после этого мы были в Европе, в частности, в Скандинавии, тянуло в Азию.

Мы стали вынашивать идею очередного «дикого тура». Собрались четыре отчаянные девушки, движимые общей целью, любительницы авантюр и приключений. Компанией не так страшно. Кроме того, это позволяет разделить расходы, в определенной степени удешевить поездку.

— Что значит «дикий тур»?

— Это не поездка через турагентства. Единственная помощь агентства — за небольшую комиссию они помогли нам сделать бронировки, подобрать хабы (узловые аэропорты. - Авт.) и стыковки. Люди, которые вращаются в этой системе, знают, как удешевить подобные маршруты. В итоге за сравнительно небольшие деньги мы спланировали свои восемь авиаперелетов.

— Каким был ваш маршрут?

— Запорожье — Стамбул, Стамбул — Гонконг, Гонконг — Калибо, Калибо — Боракай, Боракай — Калибо, Калибо — Себу, Себу — Пуэрто-Принсеса, Пуэрто-Принсеса — Эльнида, Эльнида — Манила, Манила — Стамбул, Стамбул — Запорожье.

Использовали хаб в Стамбуле, и благодаря грамотным стыковкам момент ожидания своего рейса, когда он является минусом, мы превратили в плюс. Вместо того, чтобы маяться двенадцать часов в аэропорту, мы, пользуясь безвизовостью этой страны, шикарно провели время в Стамбуле. Оставили вещи в камере хранения и гуляли по городу до двух часов ночи.


— Как Стамбул? Ты бывала там раньше?

— Ни разу не была. Двенадцати часов мне хватило, чтобы влюбиться в этот город окончательно и бесповоротно. Я ожидала увидеть Турцию дикой страной: рабство, гаремы, опасность быть завербованной. Как оказалось, это абсолютно европейская страна. Видя, как там все организовано, у меня возникла мысль: мы больше турки, чем они. Они — европейцы.

Мы тщательно готовились к путешествию. Ориентировались на то, чтобы посетить все мастхэды — то, что обязательно должно быть в истории каждого путешественника. Если мы ехали в Манилу, знали, что надо посмотреть Интрамурос — древнюю испанскую крепость, которая воздвигнута в центре города и охраняется ЮНЕСКО. В Пуэрто-Принсеса мы хотели попасть в подземную пещеру, также находящуюся под охраной ЮНЕСКО, представляющую собой уникальное природное собрание коллекции сталактитов. Мы преодолели непростой путь — шесть часов на местном автобусе. Но это того стоило.

— Расскажи об этих местных автобусах.

— Они бывают разной категории. Как правило, это не кондиционированное средство передвижения. Страшнее всего для нас было оказаться на местных дорогах. Отзывы в Интернете говорили о том, что дорогу тяжело вынести, что дорога до Эль-Нидо — шесть часов абсолютного кошмара. На практике оказалось, что любая дорога в Эль-Нидо гораздо лучше нашей дороги на Николаев. Мы заранее приняли таблетки от укачивания, но этого не понадобилось, потому что таких дорог, как на Филиппинах, мы в Украине, к сожалению, еще не видели.


— А как вам Гонконг?

— Это был второй город после Стамбула, который произвел на меня неизгладимое впечатление. Я его представляла совсем по-другому. Как оказалось, это удивительный симбиоз современного хай-тека и Древнего Китая. Там живет знакомая, которая познакомила нас с этим городом. Это сумасшедшей красоты город, удивительно организованный. Причем эта организация не всегда нам была понятна. Мы не понимали, сколько денег автоматически списывается с карточки в метро, как они знают, куда я еду, когда сажусь в автобус. Это все четко продумано и предусмотрено. И эту схему мы поняли при выезде из Гонконга.

Там очень любят и берегут зеленые насаждения. Город оказался удивительно зеленым. Среди небоскребов, которые строятся буквально дом на доме, умудряются сохранять зеленые насаждения. Их берегут, охраняют, ограждают, лечат. Специальная служба не допускает небрежного к ним отношения, тем более уничтожения. Если строится дом, то вплоть до того, что его архитектура «подстраивается» под дерево. Можно наблюдать картину, когда корни уходят с проезжей части, ствол входит в небоскреб, и на уровне четырнадцатого этажа выходит крона.

Гонконг — отдельное государство. Его жители недолюбливают китайцев. Они считают, что китайцы вносят в их упорядоченную жизнь сумятицу и переполох. Были неоднократные попытки ввести лимит и визы для китайцев, желающих попасть на остров. Но это ограничение прав человека, и ни одна из попыток не увенчалась успехом.

Курящие тут используют специальные кабинки. Штраф за курение в общественном месте почти тысяча долларов. Абсолютно чистый воздух, несмотря на двухэтажные автобусы и достаточно плотный трафик на дорогах. И здесь люди ходят в повязках. Не все, те, у кого есть симптомы простуды, температура. Закон обязывает носить повязки, чтобы не подвергать окружающих риску заболеть птичьим или свиным гриппом. Санитарный контроль «стреляет» в лоб теплодатчиками, и если определяют, что у человека температура, - сумасшедшие штрафы.

Интересным для меня оказалось правило, согласно которому автомобилист всегда прав. В Гонконге нет понятия «пешеход, переходящий проезжую часть по пешеходному переходу». На перекрестках желтая разметка, в определенное время включается красный для автомобилей, и пешеходы идут в любом направлении, даже по диагонали. Но пребывания пешехода на проезжей части сведено к минимуму. Все продумано так, что пешеходы и машины не пересекаются. Это и самый длинный, трехкилометровый, эскалатор, и надземные переходы. Машин достаточно много, но все они только на электричестве. Это в основном Tesla, и позволить их себе могут только богатые люди.

Удивлением стало то, что в Гонконге нет пенсионного законодательства. Если ты не накопил сбережений, не имея детей, поддержки, на старости лет остаешься нищим. Гонконг не прощает неорганизованности своим гражданам. Удивительной оказалась налоговая система. Налог они платят один раз в год. Существует система скидок, прощений налога. Например, для молодых семей. Система такая, что у людей не возникает соблазна не платить налоги — размер их достаточно разумный и не мешает жить и развиваться.

Это самый густонаселенный город мира, и жителям приходится ютиться на маленьких площадях. Удивили нас их квартирки — очень маленькие. Но эти люди не обременяют себя приготовлением еды, они не зациклены на жилищах. Они едят на улице, там же проводят досуг, а домой приходят только переночевать, восстановить силы.


И там мы посетили самый доступный в мире ресторан с «мишленовской» звездой. Находится он, между прочим, в метро. Это полноценный фастфуд, но очень вкусный. Там просят не задерживаться, и там в обеденное время мы увидели очередь.

— Что-то истинно китайское там есть?

— На соседнем острове Лантау есть китайская деревня. Она сохранила архетип, свойственный Древнему Китаю. Жители занимаются промыслом рыбы и торговлей ею. Там можно было найти все что угодно: сушеные каракатицы, какие-то морские клопы и так далее. Мы туда ездили, используя паром. Нам был интересен не только новый, технологичный Гонконг, но и старый. А это — соседние острова, монастыри, самый известный в мире сидящий бронзовый Будда.

А Пик Виктория! Какой красивый оттуда вид на Гонконг! Путешественники должны учитывать, что это достаточно высоко. Если вам не помешают облака, то может помешать туман. Подъем — достаточно дорогое удовольствие. Есть риск, что заплатишь, поднимешься и ничего не увидишь внизу. Но предприимчивые китайцы предлагают услуги фотошопа для тех, кому не повезло с погодой.

— После Гонконга — Филиппинские острова. Как они вас встретили?

— Нашей следующей точкой был город Калибо. Наша цель — посещение курорта Боракай, пляж которого входит в топ-5 мира. Там мы прожили три дня. Мы застали интересные события. Филиппины находились накануне выборов президента. Мы увидели акции, митинги, демонстрации. Все, как у нас: сцена, концерт, люди, раздающие флажки, питьевую воду, футболки, фонарики.

Это интересная страна. Категорически запрещено пить воду из-под крана. Только очищенную привозную. Там существует негласный закон: любому просящему — графин воды со льдом. Жара там сумасшедшая.


— Что тебя удивило больше всего?

— Отсутствие белых людей. Мне казалось, что Филиппины открыты европейцам, но мы были самыми популярными людьми на Боракае. В основном туда приезжают отдыхать китайцы, японцы. К сожалению, там ничего не знают об Украине. Иногда нас принимали за итальянцев, иногда за испанцев, иногда за русских. Тем не менее, в Эль-Нидо есть ресторан украинской кухни «Одесса-мама»…

А разочарованием стало то, что мы хотели увидеть пещеры летучих лис. Но это все давно закрыто. Зато мы видели сумасшедшей красоты восходы и закаты, потрясающие отливы, которые оставляют на берегу массу каракатиц, брызгающих чернилами, если их пытаешься поднять, и красивейшие регаты.

А еще Боракай — это вариант Казантипа. Отдых там больше подходит молодежи, потому что это практически круглосуточная тусовка. Остров небольшой — семь на два километра. При желании можно обойти пешком. Одна половина острова рассчитана на любителей ночной жизни, вторая — для спокойного времяпрепровождения. Каждый может найти развлечение по вкусу.

Для того, чтобы увидеть самый маленький действующий вулкан в мире, нам пришлось ехать в Тагайтай и совершить восхождение. Я надеялась увидеть лаву, но ее там не было. Оказалось, что в кратере вулкана соленое озеро. Но он живой, постоянно отмечается его активность. Сам подъем запомнился на всю жизнь, потому что четыре километра вверх пешком. Рядом шли люди, которые навязывали нам лошадь за 450 песо, но мы говорили, что украинские женщины не сдаются, и продолжали восходить.

На Эль-Нидо предлагают уникальные экскурсии по островам. Туры разделены на категории А, В, С и D. Можно заказать тур на целый день. D рассчитан на полдня. Интереснейшие путешествия, в ходе которых завозят в секретные лагуны, бухты, скрытые от людей пещеры. Мы заказывали разные туры, и каждый из них понравился своей уникальностью. С — пляжно-вальяжный. Нас возили на остров релакса, остров обезьян. А комби, В и С, — экстремальный. Для того, чтобы посмотреть пещеру, туда нужно было проникнуть ползком или поднырнуть в секретную бухту, преодолеть путь на каяке.

На каяке, кстати, мы вошли в тройку лидеров. Мы управляли им, как нужно. Заплывали в грот полулежа, старались не удариться о скалы, гребли практически профессионально. Я это сделала. Это было классно!

— Как с пищей? Все удобоваримо?

— Да. Мы старались делать акцент на местной еде. Не упустили возможность попробовать мясо крокодила. Много ферм занимаются их разведением. Конечно же, морская кухня: водоросли, мидии. Для них роскошь — курица, картофель. Филиппины — это рыба лапу-лапу, это уникальное мороженое.

Там вообще не едят хлеб. Его нет как такового. Зато есть бесплатный рис в любых количествах. Соли у них тоже нет. И сахар они не употребляют.

— Что там нельзя не купить в качестве сувенира?

— В Гонконге вызывали соблазн аптеки народной медицины, где можно найти панацею практически от любой хвори. Они источали аромат на весь квартал. Несмотря на то, что современный город вытесняет эти лавчонки, они продолжают существовать и пользуются гораздо большим спросом, нежели обычная фармация. Китайской народной медицине люди продолжают верить, хоть это очень недешево.

А из Манилы нельзя было не привезти жемчуг. Он специально выращивается на многочисленных фабриках, и этот бизнес поставлен на поток. На окраине города есть супермаркет, где представлен жемчуг разнообразных размеров и цветов. Продавцы при тебе готовы собрать любое изделие из базовых компонентов, которые ты выбираешь. И цены на это очень даже заманчивые.

С Филиппин можно было везти кораллы. Все остальное к вывозу запрещено. В аэропорту отбирали ракушки. А из Эль-Нидо нельзя было вывозить манго, и нам пришлось прямо там их съедать.

— С деньгами как, с расчетом? Карточка не проблема?

— Не проблема. Но надо помнить, что на островах низкий курс. Высокий курс в Маниле. Если едете на острова, нужно позаботиться о том, чтобы было достаточно наличных. Мы столкнулись с тем, что в Эль-Нидо не работали ни банкоматы, ни обменные пункты.

— Какое послевкусие от путешествия?

— Я пересмотрела свое отношение ко многим вещам. По-другому взглянула на собственную свободу. Как это прекрасно, когда ты ничего никому не должен, никто не может упрекнуть тебя в потраченных деньгах или проведенном вне дома времени. Это сугубо личное. Я подумала, какая я молодец, что в школьные годы занималась с репетитором и потом серьезно учила английский. У меня в поездке не было проблем с языком.

Кстати, в Калибо нас попытались развести на деньги. По отзывам мы знали, что это нормальная практика. Мы там заночевали, а наутро нам нужен был трансфер на Боракай. Нашли агентство, договорились с женщиной, заплатили аванс. Утром выстроились перед гостиницей, но за нами никто не приехал. Стали звонить — трубку никто не берет, потом вовсе отключили телефон. Любой бы другой турист сказал: «Да ну его!», но только не мы, украинские девушки со знанием английского языка и высшим образованием. Две остались у гостиницы, а две отправились в аэропорт, в полицию. Это было неприятно и неожиданно для них. Все двенадцать перевозчиков, обслуживающих Калибо, были построены в шеренгу, с позором был найден виновный, и нас отвезли в комфортном автобусе по себестоимости.

— Твои пожелания потенциальным туристам.

— Надо ехать! Не бояться ехать самостоятельно — это в два раза удешевляет расходы. И практический совет. Мы открыли для себя аэропорт Запорожья. Оттуда в Стамбул билет стоит 90 евро, а из Киева — 350 евро. Шикарные турецкие авиалинии.

Желаю и советую всем путешествовать. Есть такое выражение: не бойтесь пустить деньги на ветер, если это ветер странствий. Точнее не скажешь.

Записала Елена Никитина, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 21

Добавить комментарий