Скандал в кировоградском садоводческом обществе имени Тимирязева, о котором мы рассказали еще в марте, до сих пор не получил своего разрешения. Трижды отстраненная решениями общих собраний от должности председатель правления остается на «боевом посту», удерживая (если не полностью, то, по крайней мере, частично) бразды власти, печать и документацию и не желая поступаться ничем. По оценке садоводов, голосовавших за «смену власти», попираются демократические принципы, заложенные в уставе садоводческого общества, равно как и демократические принципы, декларируемые государством Украина в качестве основы общественного устройства. А главная их боль заключается в том, что садоводов не поддерживает ни один из государственных институтов.
Ситуация выглядит действительно странно. Что должно делать должностное (подчеркнем — выборное!) лицо, получив «вотум недоверия»? Казалось бы, очевидно — передать документацию и печать (символ власти). Игнорирование принятых демократическим путем решений равносильно тому, как если бы утративший в результате выборов полномочия мэр города, например, отказался бы уйти в отставку и освободить кабинет. Правда, Кировоград — город особый. Если на уровне мэра в нем ничего подобного не случалось, то на уровне заместителей мэра — было. И нельзя утверждать, что не было взято за образец в садоводческом обществе имени Тимирязева. К тому же и земля в Кировограде — по-своему ничуть не менее лакомый кусок, чем земля в Киеве. Земля же садоводческого общества расположена в городской черте, за аэропортом, примыкая к автотрассе на Знаменку, — началу пути на Полтаву, Днепропетровск, Харьков, российский Белгород и так далее.
Как рассказывает активист садоводческого общества Евгений Воронин, в каждую из инстанций, которая должна была бы обеспечить защиту интересов садоводов и их объединения в целом, правление постучалось, как минимум, трижды. Если в прокуратуру — то в районную (Кировского района), в городскую и в областную. Если в милицию, то, опять-таки, в районную (Кировского района), в городскую и в областную. В частности, представители правления и у начальника областной милиции на приеме были трижды. И, по их мнению, милиция соглашается с доводами о «прямых и косвенных уликах», требующих расследования. Но кто же тогда препятствует следствию, которое должно было бы разобраться в обстоятельствах и либо предъявить обвинения, либо обелить «подозреваемого»? Надо думать, ответ на этот вопрос дают официальные письма Управления МВД в Кировоградской области.
«По результатам проверки следственным отделом Кировоградского ГО УМВД в области принято решение о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 190 УК Украины, по факту покушения на совершение мошенничества в крупных размерах в отношении завладения земельными участками. Данное постановление отменено заместителем прокурора г. Кировограда». Причем в одном из писем указано, что постановление отменено как незаконное, но в другом — как преждевременное.
Словом, ответы больше похожи на отписки. А почему прокуратура закрыла возбужденное (но то ли незаконное, то ли преждевременное) уголовное дело, остается только гадать…
Может быть, интересы объединения cможет защитить суд? Но на деле получается, что и Кировский районный суд, в который обратились садоводы еще в прошлом году, не пришел к ним на помощь. Недоумевает по этому поводу и юридический представитель истцов Игорь Погасий: чтобы обеспечить доказательную базу, суд прежде всего должен был изъять документацию объединения, а чтобы обеспечить иск — арестовать счета и блокировать саму возможность каких-либо правоотношений председателя правления без ведома последнего. Но суд, уточняет кировоградский юрист, не принял ходатайства истцов по этому поводу. Одновременно сторона ответчика обжаловала в апелляционном порядке сам факт принятия дела к рассмотрению. Правда, апелляционный суд отклонил апелляционное обжалование и направил дело в первую инстанцию для продолжения рассмотрения.
Но время, говорит Е. Воронин, уходит и работает против интересов объединения. В частности, документы на выделенные, особые «сдвоенные» участки уже поданы в городскую власть для оформления права собственности. Правда, садоводов, которые обратились за защитой своих прав к избранной ими городской власти — к мэру В.Пузакову и секретарю совета Р.Мишериченко, — вроде бы заверили, что совет не допустит принятия незаконного решения. Но одновременно на их требование передать в распоряжение правления документы на приватизацию спорных участков (чтобы совет не принял «незаконного решения» даже ненароком) реакции не последовало. Потому должностным лицам избранного городом местного самоуправления приходится верить на слово, тогда как на деле, возможно, приватизация уже состоялась — «без шума и пыли». Во всяком случае, на восьми «сдвоенных», расположенных рядом участках уже вовсю развернулась подготовка строительных работ. По слухам, здесь будет гостиница и автостоянка для водителей-дальнобойщиков или просто автопутешественников — то есть нечто, прямо противоположное понятию садоводческого общества.
Видимо, полагают садоводы, которые просто хотят возделывать свои участки, получать с них урожаи и наслаждаться общением с природой, место, на котором расположено садоводческое общество имени Тимирязева, «весьма приглянулось» неким особам, имеющим влияние и на прокуратуру, и на суд, и на городскую власть. В списке из 28 человек, которым достались спорные сдвоенные участки, подлежащие первоочередной (!) приватизации, присутствуют, сообщают садоводы, представители горисполкома (помощник мэра и помощник депутата горсовета), облпотребсоюза, плюс директор рынка, директор автопредприятия (тоже имеющего отношение к исполкому) и т.д. А потому все попытки вернуть нормальный ход вещей развеиваются, как легкий дымок по ветру.