С 4 апреля вступили в силу новые правила регистрации места проживания: отныне получать пресловутую «прописку» нужно не в так называемом паспортном столе, а в органах местного самоуправления.
В пятницу, 1 апреля, в торжественной обстановке кировоградский мэр Андрей Райкович вручил новоиспеченным сотрудникам отдела регистрации места жительства граждан персональные печати. И уже в следующий понедельник Кировоградский горсовет начал принимать людей, желающих оформить или сменить прописку. И, надо сказать, долго без дела сидеть не пришлось.
Зарегистрировать рожденного в США
Руководителем нового отдела в горсовете стала Екатерина Струк, всего в нем работают 10 человек. Обратиться к сотруднику отдела можно не только в городском совете – во всех кировоградских ЖЭО продолжают работать специалисты, которых по-старинке называют паспортистами. Несмотря на это, с самого первого дня к кабинету №119 в горсовете выстроилась огромная очередь – по старой привычке люди считают, что если обратиться сразу в «главный отдел», то их вопрос решится быстрее. В самом кабинете вместе с Екатериной и ее помощником находится представитель миграционной службы – он консультирует сотрудников отдела в спорных ситуациях.
— Когда миграционная служба передавала нам свои полномочия, нас сразу предупредили, что каждое дело уникально, – говорит Екатерина Струк. – Какого-либо типового порядка действий нет, нередко приходится консультироваться с юридическим отделом, адресным бюро и рядом других ведомств, как правильно оформить человека. Работу усложняет и то, что людям нужно приходить на прием семьями, так как мне необходимо, чтобы каждый член семьи подтвердил свое согласие на регистрацию или выписку. Я уже узнала множество шокирующих семейных историй. Например, в первый же день меня попросили зарегистрировать ребенка, родившегося в США. Или вот вам вполне типичная для Кировограда коллизия – некогда частный дом разделен на несколько квартир, причем они зарегистрированы именно как отдельные квартиры, а не части дома. Человек хочет прописаться в одну из этих квартир. Но по данному случаю никаких рекомендаций нет, приходится действовать, как с частным домом на нескольких совладельцев.
Надо сказать, что регистрация человека в частном доме – очень хлопотное дело. Если дом имеет более одного владельца, то необходимо всех (!) совладельцев привести в отдел регистрации, чтобы они своей рукой поставили подпись под согласием на прописку нового жителя.
Еще раз про воз и кобылу
Куратором и ответственным за работу нового отдела, как и за деятельность всего центра предоставления админуслуг в горсовете, является помощник городского головы Андрей Лейбенко. По его словам, отдел регистрации места проживания в его нынешнем виде – это только начало:
— Мы хотим отойти от территориального принципа, когда человек мог получить услугу только по месту своей регистрации. Как только будет получен доступ к электронным реестрам, специалисты отдела регистрации места проживания смогут производить выписку и регистрацию в течение одного и того же дня, и человек при этом сможет обратиться к любому из специалистов независимо от того, где он живет.
Заманчивая перспектива, и работа отдела уже построена с прицелом на использование электронных реестров, но…
— Самих реестров не существует, – констатирует Екатерина Струк. – Для нормальной работы нам, по сути, нужны два реестра: реестр территориальной громады и реестр регистрации по месту жительства. Последний должен был быть создан миграционной службой до того, как полномочия по регистрации места жительства будут переданы громадам. Постановление Кабмина, обязывающее ГМС создать реестр регистрации граждан по месту проживания, есть, но самого реестра пока нет, и, когда он появится, мы не знаем. Нам приходится, как и раньше, привязывать людей к территориям. Если человек ранее регистрировался, например, в ЖЭО №1, то для перерегистрации, выписки и прочих операций мы вынуждены отправлять его в это ЖЭО, так как там находится вся документация на него.
Кстати, солидная часть заявлений, принятых отделом регистрации места жительства, касается перерегистрации в связи со сменой названия улицы:
— Депутаты делали громкие заявления о том, что людям делать ничего не нужно, но это до тех пор, пока они действительно ничего не делают. Но, например, банальное оформление загранпаспорта требует, чтобы смена названия улицы была отражена в регистрационных документах, – говорит Екатерина. – Когда будет изменено название города, начнется настоящее столпотворение.
Получилось, как у нас это нередко происходит: воз пустили впереди кобылы. Как всегда, разгребать это приходится рядовым исполнителям.
Если вам срочно надо
В целом для самих граждан в процедуре регистрации и выписки с места жительства действительно мало что изменилось. Те, кто зарегистрирован в многоквартирных домах, как и ранее, обслуживаются специалистом в своем ЖЭКе или ЖЭО. Если дом находится на балансе ОСМД, то документы с информацией о месте регистрации находятся у главы объединения, а значит, вам следует обратиться к нему. Но глава ОСМД не имеет полномочий на прописку и выписку! Он обязан предоставить ваши документы специалисту, который имеет эти полномочия. Если же вы живете в частном доме, то можете обратиться к любому специалисту, но учитывайте – если имеется документация по вашему дому в каком-либо из ЖЭКов, то придется идти туда (пока). Если документов нет (речь идет о регистрационной карте на дом с перечнем всех зарегистрированных в нем лиц и регистрационных картах с персональными данными лиц, зарегистрированных в этом доме), оформить их вам помогут по любому из адресов, указанных ниже:
Кировоградский городской совет, каб. 119, с 8.00 до 19.00, в пятницу – до 16.00, обед с 12.00 до 13.00;
ЖЭО №1, ул. Вокзальная (бывш. Октябрьской революции), 16, корп. 3;
ЖЭО №2, ул. Егорова, 56 и ул. Зинченко, 7;
ЖЭО №3, ул. Соборная (бывш. 50 лет Октября), 23а и пер. Тенистый, 5;
ЖЭО №4, ул. Попова, 9, корп. 1;
ЖЭК №9, пос. Горный, 10-я линия, 61.
Чтобы не ходить несколько раз понапрасну, сразу возьмите с собой необходимые документы: паспорт, документ, подтверждающий право на владение квартирой или домом (оригинал), талон о снятии с предыдущего места регистрации (если были зарегистрированы в Украине), а также заявление о регистрации (бланк заявления можно скачать на электронном ресурсе dozvil.kr.ua). Если вы состоите на воинском учете, то придется к этому перечню приложить еще военный билет или приписное свидетельство, а если регистрироваться будет лицо, не достигшее 16 лет, – свидетельство о рождении или свидетельство о гражданстве Украины. Данный перечень является базовым, но, как отметила Екатерина Струк, каждый случай уникален, а потому, скорее всего, этими документами дело не ограничится…
Виктория Барбанова, фото Елены Карпенко, «УЦ».