На прошлой неделе Кировоградский горсовет сменил секретаря, раздал землю участникам АТО, создал наконец-то коммунальное троллейбусное предприятие и принял новый регламент. Заседали два дня, со скандалом и громкими обличениями. В сухом остатке — ситуация под контролем городского головы и депутатского большинства, правда, не без нюансов.
Хотя политика в местном самоуправлении — ни к чему, ее в ходе последнего спаренного заседания горсовета было немало. Вынесенный в проект повестки дня вопрос о назначении последнего отсутствующего заммэра — сняли, секретаря — второго человека в городе — уволили, нового секретаря тут же выбрали. Часть депутатов принципиально вставала и уходила, потом возвращалась и спокойно работала. Все это, конечно, неспроста.
Почему уволили Смирнова?
Избрание молодого и перспективного представителя «Самопомощи» на высокую должность в горсовете несколько месяцев назад многие приветствовали, в том числе — в местных журналистских кругах. Поэтому внезапное возникновение в зале вопроса о его смещении с этой должности, конечно, вызвало немало вопросов. Напомним, на заседании сессии 29 марта Смирнова сначала исключили из депутатской группы «Европейский выбор», а затем уволили с должности тайным голосованием, которое было инициировано в соответствии с обращением 24 депутатов, среди которых — однопартиец Смирнова Александр Артюх.
За что? На этот вопрос частично ответил в телеэфире ток-шоу «Мы» представитель фракции «Солидарность» в городском совете Игорь Волков — сам в прошлом секретарь городского совета. По его словам, во-первых, к Смирнову накопились вопросы у депутатов из разных фракций по поводу его голосований вопреки инициативам городского головы и поддерживающего его депутатского большинства («Солидарность», «Батькивщина», УКРОП, РПЛ, «Свобода»). Во-вторых, Волков утверждает, что существовала договоренность Смирнова с представителями «Нашего края» и «Оппозиционного блока». Мол, секретарь поддержит решения о введении депутатов от этих фракций в комиссию по ЖКХ, а они взамен — поддержат принятие нового регламента городского совета в том виде, в котором его предложила рабочая группа во главе со Смирновым. По словам Волкова — проект сырой, несовершенный, «по-детски слепленный из того, что было».
Недавний коллега Смирнова по группе «Европейский выбор» Рафаэль Санасарян из РПЛ, в свою очередь, отметил, что у экс-секретаря по неизвестным причинам в последние два дня изменились мировоззрение, позиция, видение работы городского совета, они пошли вразрез со взглядами группы.
Собственно, озвученное выше допущение подтвердил сам Смирнов на своей странице в «Фейсбук».
«Я звернувся до групи «Рідний Край» («Рідне місто» и «Наш край», близки к Андрею Табалову. - Авт.) і до ОППО («Оппозиционный блок». - Авт.). Бо їх цікавило входження їх депутатів в комісію ЖКГ, і ми домовились про створення ситуативної більшості на 3 питання: регламент і комісії», - в частности, написал Смирнов. По большому счету, на этом в вопросе можно поставить точку.
К слову, новый регламент, по которому теперь будет работать городской совет, в итоге все-таки приняли с незначительными изменениями. Некоторые пункты после четырех месяцев работы группы по его подготовке во главе с экс-секретарем пришлось приводить в соответствие с действующим законодательством уже в сессионном зале.
Почему выбрали Бойко?
Новым секретарем горсовета в тот же день был избран представитель Радикальной партии, председатель студенческого профсоюза КГПУ Сергей Бойко. Здесь все более очевидно — отдавая высокую должность одной из небольших фракций, городской голова и поддерживающие его силы цементируют лишившуюся «штыка» коалицию. Также в депутатской среде высказывались предположения, что Бойко окажется менее склонным к непредсказуемым действиям и более лояльным к курсу, взятому большинством. Насколько обоснованы эти допущения — скоро увидим.
Опять без заммэра?
На третье «почему», а именно — почему в самом начале заседания из повестки дня был изъят вопрос о назначении на вакантную должность заместителя городского головы, курирующего гуманитарные вопросы, Олега Яременко, есть несколько вероятных ответов, лежащих на поверхности. Пост, о котором идет речь, с самого начала каденции нового созыва городского совета остается яблоком раздора внутри того самого, многократно упомянутого большинства. В частности, на него упорно претендует «Батькивщина». Кандидатура ее представителя Романа Колисниченко, директора местного филиала МАУП, ставилась на голосование не единожды и не единожды же была «прокачена» депутатами в ходе голосования. Очевидно, договориться о поддержке иной кандидатуры не удалось именно с «Батькивщиной». Кроме того, Яременко является представителем партии «Наш край», и ввиду в очередной раз обострившихся противоречий городского головы и депутатского большинства с ее фракцией в городском совете, внесение его кандидатуры могли посчитать несвоевременным. Пока несостоявшийся кандидат в заммэры, в прошлом — учитель истории в Созоновской сельской школе, с конца 1990-х по 2011-й работал на разных должностях в Кировоградской областной государственной администрации, с 2011-го по 2014-й возглавлял Добровеличковскую РГА. То есть по формальным признакам попадает под действие закона о люстрации.
Игры в патриотов?
Вполне показательным моментом стал демонстративный уход депутатов из группы «Рідний Край» во главе с Андреем Табаловым и «Оппозиционного блока», когда речь зашла о снятии секретаря. Их представители высказались в том ключе, что, мол, мы пришли дать землю участникам АТО, а не участвовать в политических играх. А в результате все 9 вынесенных на повестку дня вопросов, включающих в себя почти 200 пунктов о передаче полагающихся по закону участков защитникам Украины, были приняты без них, силами большинства. Во второй подряд сессионный день, 30 марта, все уже были на месте и спокойно работали…
Андрей Трубачев, фото Елены Карпенко, «УЦ».