В начале весны мы получили потрясающий подарок от замечательного елисаветградского краеведа, большого друга нашей газеты и очень увлеченного человека Виктора Васильевича Петракова – альбом «Чарующий Лаос в образах Альфреда Ракеза».
В 1987-1990 годах Виктор Петраков работал в Лаосе советником по развитию молодежного движения и туризма и, конечно, сразу же увлекся историей и культурой Королевства Миллиона Слонов и Белого Зонтика. Когда-то Виктор Васильевич рассказывал нам в интервью о планах написать книгу о Лаосе и проиллюстрировать ее открытками французского фотохудожника Альфреда Рокеза из собственной коллекции и статьями Ракеза из французских периодических изданий конца XIX – начала XX века. Говорил, что эта книга, как и еще несколько, закончена процентов на 70-80. И вот она вышла. В аннотации к альбому сказано, что он станет открытием для тех, кто интересуется историей Индокитая, и, конечно же, представляет огромный интерес для филокартистов.
Но для нас книга интересна другим. Признаюсь честно, черно-белые открытки Ракеза я просто просмотрела, зато не могла оторваться от авторских текстов Петракова, от его лаосских впечатлений. Мне очень захотелось в Лаос, хотя Петраков и пишет, что сегодня это уже совсем другая страна, где «самые великие и известные достопримечательности невозможно рассмотреть по-настоящему, а тем более невозможно насладиться их созерцанием из-за толп туристов, табунов экскурсантов». Но если когда-то я попаду в Индокитай, то буду искать там именно Лаос Петракова: «В декабре 1990 г. в Хошимине (до 1973 – г. Сайгон) я продолжал поиск коллекционного материала лаосской тематики. Мы разъезжали по городу на длиннющем, почти антикварном «Бьюике». Его хозяин, товарищ Зунг, поведал мне, что этот автомобиль принадлежал вице-президенту Южного Вьетнама в период так называемого Сайгонского режима. В окружении велорикш и множества велосипедов наш «Бьюик» казался монстром из другой цивилизации.
Завершив дневные хлопоты, я с трепетом и надеждой окунался в жизнь Серебряной улицы, где почти каждая лавка располагала витринами, а то и развалами знаков, орденов и медалей французского, американского и вьетнамского производства. (…)
Некоторое время назад я увидел вылизанную, чистенькую улицу бутиков, от которых и так в мире тошно. Ничего натурального, самобытного, даже открытки старого Вьетнама – лишь бледные ксерокопии, правда, по цене оригиналов. Этот город, с которым связано немало экзотических воспоминаний и приключений, перестал быть для меня интересным. (…) Соседний Лаос модернизируется не столь быстрыми темпами, и все, кому выпало счастье в нем побывать, навсегда сохранят в памяти спокойное очарование этой страны, плавный ритм неторопливой жизни».
Петраков пишет о климате и нравах, о лекарственных растениях и прихрамовых банях, о всеядности и необыкновенной прагматичности лаосцев, которые если и покупают, например, украшения, то только золотые и по весу кратные бату (весовая мера, равная 15 г), чтобы всегда было понятно, сколько они стоят. Он пишет о выращивании и курении опиума, о традиционной лаосской борьбе «тигр, тянущий свой хвост». Пишет с таким увлечением, что, читая, невольно влюбляешься в незнакомую страну.
Большая часть книги посвящена не личным впечатлениям Виктора Васильевича, а французскому журналисту Альфреду Ракезу и его фотографиям. Здесь все уже не так эмоционально, не так живо. Но, влюбившись в Лаос Петракова конца XX века, уже легко влюбляешься и в Лаос Ракеза конца девятнадцатого.
Кстати, приятные моменты для нас, кировоградцев. Во-первых, даже в книгу о Лаосе Петраков умудрился вставить кусочек елисаветградской истории, написав о военных походах нашего земляка генерала Гродекова, которые одновременно были этнографическими экспедициями, и проиллюстрировал этот текст памятной медалью с изображением Гродекова, изготовленной светловодским медальером В.В. Поповым.
А во-вторых, в биографии самого Виктора Петракова отдельным абзацем выделено изучение истории Елисаветградского края, Новой Сербии, Елисаветградского кавалерийского училища. А перечень его орденов и медалей, премий и благодарностей начинается с Кировоградской областной краеведческой премии им. Ястребова. И это необыкновенно приятно.
Общаясь с Петраковым в каждый его приезд, слушая о его новых увлечениях и планах, я всегда как будто немного ревную его – к Россохранкультуре и затонувшим сокровищам «Фрау Марии», к реставрации самолетов времен Великой Отечественной и поиску сокровищ, украденных из музеев. Ведь кажется, что человек, написавший «Маленький Париж», открывший нам, кировоградцам, красоту нашего города, вернувший нам десятки земляков, должен принадлежать только нам…
Ольга Степанова, «УЦ».