То, что на Кировоградщине самая плодородная почва, — факт, признанный в мире. Высокий урожай зерновых, собранный на наших полях, конечно, является предметом гордости, но почему так получилось, что зерновые и масличные вытеснили овощные культуры, которые мы вынуждены покупать на рынках по безумно высоким ценам? Почему мы кормим детей турецкими яблоками? Почему, в конце концов, наши национальные плоды заменили бананы? За ответами на эти и другие вопросы мы обратились к человеку, который в нашем регионе курирует вопросы АПК, Виктору Демченко, заместителю главы Кировоградской облгосадминистрации.
— Виктор Николаевич, почему же на наших рынках продаются чужие овощи?
— Во-первых, мы соседствуем с Николаевской областью, где природно-климатические условия намного лучше наших, поэтому у них меньше затрат для выращивания качественных и высокой урожайности овощей. Но это абсолютно не значит, что Кировоградщина не должна заниматься этими направлениями деятельности. Тем более что все это в нашем регионе было. Но в прошлом земля была в государственной собственности, а сегодня она в частных руках, и каждый частник выбирает то направление деятельности, которое приносит ему наилучшие результаты. При этом учитывается, что наши земли являются наилучшими для выращивания зерновых культур, кукурузы, подсолнечника, сои, рапса. А овощи — это небольшой земельный участок, который требует серьезного технического оснащения и специальных знаний.
Вообще решение вопроса выращивания овощей надо начинать с решения проблемы их хранения, особенно в зимний период. Буквально в последние три месяца мы нашли предпринимателя, который занялся строительством базы для хранения овощей. Такая база построена возле поселка Нового.
— А где наши овощные базы?
— Там, где и большинство других предприятий. Так исторически сложилось, что в переходный период от одной формации к другой государство многое утратило, а нового не сделало.
Теперь для обеспечения области овощами мы определили четыре приоритетных направления развития данной отрасли, в том числе внедрение капельного орошения. В области разработан ряд программ. Одна из них — финансовая поддержка сельхозпроизводителей, которая выражается в удешевлении кредитных ресурсов. Получается, что на уровне государства учетная ставка НБУ составляет 12%, на уровне области мы предлагаем 5%, и такие средства должны быть заложены в каждом районе. В итоге выходит, что аграрий, который выиграет конкурс и займется капельным орошением овощей, будет иметь нулевую ставку по кредиту. Думаю, что это весомый аргумент в пользу подобных проектов. Желающие этим заняться уже есть, и нынешней осенью у нас будут овощные культуры, выращенные на землях Кировоградщины.
— Но это же начинается не с нуля? Что-то уже выращивают? Где корейцы, которые обеспечивали нас луком?
— Они есть. Лук выращивают в Кировоградском районе, в Ольшанском. Правда, не так много, как раньше. Проблема та же — хранение. Это финансово затратный процесс, который не может позволить себе отдельно взятый производитель овощей.
— Где наши сады?
— Есть у нас сады.
— А где яблоки? Опять проблема с хранением?
— Абсолютно правильно. Когда разрабатывалась программа развития садоводства и виноградарства, почему-то не была учтена проблема реализации (или переработки) плодов. А грамотная реализация — это семьдесят процентов успеха.
Вот некоторые цифры. Мы планируем произвести около 400 тысяч тонн семян подсолнечника. Мощности региона позволяют переработать 520 тысяч. Сахарная свекла, соответственно, 540 тыс. тонн и 550. Продовольственное зерно — 850 тыс. тонн и 100, но нам хватает. Соя — 85 тысяч тонн получим и 100 тыс. т сможем переработать благодаря новому заводу. В этой таблице нет кукурузы, нет молока, потому что с переработкой этой продукции у нас проблемы, хотя решаемые, причем в ближайшее время. А что касается плодоовощной продукции, наверное, еще не пришло время для серьезного инвестора, который занялся бы строительством завода. Это ниша, которую надо заполнять. Уверяю, что мы всячески поддержим инициативу по строительству любого предприятия, которое, не принося экологического вреда, будет перерабатывать продукцию, выращенную на территории области.
— Проблема переработки продукции не сугубо кировоградская?
— Нет, безусловно. Привыкли критиковать Кировоградщину. Мы, между прочим, до прошлогодней засухи занимали второе место в Украине по производству сельхозпродукции на душу населения. Это о многом говорит.
Политика региона не может отличаться от политики государства, а экономика тем более. Если сегодня выгодно сеять рапс, его будут сеять.
— Получается, что государство отдало желающим землю и сказало: «Берите, выращивайте что-нибудь, обогащайтесь, нам от вас ничего не надо». А обязать выращивать определенную культуру на определенной площади не пробовали?
— Я не согласен с такой позицией. Государство должно экономическими рычагами влиять на производство того или иного вида продукции. В некоторой степени я согласен с тем, что на те или иные виды продукции могут быть введены определенные ограничения. Но если чего-то не хватает, то причина в несовершенстве нашего законодательства в плане стимуляции сельхозпроизводителя по выращиванию определенного вида продукции.
Сегодня у нас нет проблем с зерном, подсолнечником, горохом, ни с чем. Осталась проблема с овощами. Поэтому через те стимулирующие факторы, о которых я говорил, вопрос должен регулироваться. Никого не надо заставлять, рынок сам расставит акценты и определит приоритеты.
— Для чего существует Министерство АПК? Чтобы создавать препятствия сельхозпроизводителям?
— Оно называется Министерством аграрной политики и осуществляет государственную политику в отрасли сельского хозяйства. Я всегда говорю, что и министерство, и наше управление агропромышленного развития не сеет и не убирает, а занимается разработкой стратегии развития аграрного сектора экономики.
— Кто же все-таки создает препятствия для аграриев? Кого подразумевают, когда говорят «государство не урегулировало» или «несовершенное законодательство»?
— Я бы не хотел и, наверное, не имею права говорить сегодня о конкретных людях. Скажу так — политическая ситуация. Возможно, формирование политического бомонда сегодня не является совершенным. Это очередной этап в истории нашей страны, и не надо делать из этого трагедию. Мы переживали многое, но нация сохранилась, и она имеет свое видение дальнейшего развития. Пройдет какое-то время, и все стабилизируется.
Прекрасные слова :"Сегодня у нас нет поблем ни с чем!". Да,у вас ,быть может и нет. А у остальных? А почем ноне крупы в магазинах?А все остальное? А что вы лично ,В.Демченко,можете и хотите сделать? А для чего вы вообще нужны? Интервью давать? И еще :"Политический бомонд!".Звучит -то как! У большинства из этого "бомонда" руки по локоть в крови,они слезами каждое утро умываться должны.Тех,кого обобрали и ограбили.Это урки с двумя отсидками -бомонд? Вот это быдло зажравшееся в телевизоре — бомонд? А кто же тогда не бомонд?