В минувший четверг стартовала очередная акция отчаяния: жильцы многострадального общежития по просп. Университетскому, 21 перекрыли центральную улицу города.
К вечеру того же дня у здания ОГА появилась огромная палатка, до боли похожая на ту, которая в свое время «украшала» вход в областную прокуратуру. И лица людей, собравшихся у нее, тоже были знакомы.
Одной из активисток у палатки оказалась жительница «дома-призрака» Марина Дьяченко. По ее словам, терпеть издевательства балансодержателя – ЧП «Вагран» – над собой и соседями она уже не в состоянии. Женщина перечислила многочисленные проблемы общежития (все они уже давно знакомы нашим читателям, но остроты своей не потеряли): непомерные суммы, которые требует с жильцов дома «хозяин» в качестве квартплаты, отказ предоставлять справки о составе семьи и т.д. В феврале нынешнего года обнаружилась еще одна шокирующая деталь: четыре комнаты в общежитии были проданы неизвестным лицам, несмотря на то, что в них живут люди.
Первым нашим предположением насчет причин внезапного перекрытия центральной улицы стала возможная продажа других комнат. Может, представитель ЧП «Вагран» Владимир Ярошенко каким-то образом умудрился обойти запрет на продажу квартир в общежитии, наложенный судом в прошлом месяце? Марина Дьяченко опровергла это предположение – квартиры после наложения запрета никто не продавал. В то же время она посетовала, что ответственные органы бездействуют, вопрос с уже проданными комнатами никак не решается, и жильцам все так же рекомендуют обращаться в полицию:
— Мы устали от этой волокиты и пустых обещаний. В полиции помочь ничем не могут, а в прокуратуре от нас привычно отмахиваются. Наше требование простое, выполнить его обещали уже несколько мэров, но воз и ныне там. Нам нужно только одно: пусть городская власть возьмет наш дом на баланс города.
Сама Марина тоже вынуждена регулярно посещать суды – более 10 лет назад она выкупила свою квартиру у ЧП «Вагран», однако данный факт не помешал балансодержателю потребовать ее выселения, его не смутило даже наличие у женщины двоих детей.
С протестующими общались представители и городской, и областной власти. В четверг к активистам вышел заместитель городского головы Александр Мосин, днем позже с ними общался первый замгубернатора Сергей Коваленко. Он посоветовал жильцам общежития обратиться к истокам их проблем и обжаловать исходное решение о передаче общежития на баланс ЧП «Вагран». И если факт передачи будет признан незаконным, это даст наконец горсовету право принять дом на баланс города. Предложение логичное, жаль только, что Сергей Коваленко не проконсультировался у «УЦ», как это – судиться с г-ном Ярошенко.
Проблемы и требования жильцов «дома-призрака», их отчаяние и попытки привлечь к себе внимание (пусть даже путем создания неудобств для других людей в виде огромных пробок в центре города) вполне понятны. Но в остальном возникает множество вопросов. Самый первый – почему знакомая палатка была размещена не под горсоветом, а на площади Героев Майдана, возле ОГА? Марина Дьяченко ответила, что, дескать, власти дали разрешение на ее установку именно здесь.
Свой вариант ответа озвучил другой участник акции протеста – глава местной ячейки ГО «Народна самооборона» Николай Джоган. По его словам, в ОГА работает представитель Президента, и палатка вместе с проблемами людей, живущих в «доме-призраке», должна привлечь его внимание. Правда, «самообороновец» не смог дать внятного ответа на вопрос, почему его организация решила озаботиться проблемами общежития по Университетскому, 21 только сейчас, а не, например, месяцем ранее, когда был вполне веский повод для этого. Еще большие сомнения вызвал внезапно ретировавшийся с площади Героев Майдана при появлении журналистов Игорь Козуб. Этого «общественного деятеля» и слишком ярого «ингульчанина» кировоградцы уже хорошо знают благодаря целому ряду неоднозначных действий – начиная с угроз войной всей громаде на прошлогодних общественных слушаниях, посвященных переименованию Кировограда, и заканчивая совсем недавним публичным уничтожением баннера с надписью «Елисаветград», вывешенного у одного из въездов в город.
Практика отдельных политсил нагнетать напряжение и пиариться, используя для своих целей животрепещущие проблемы обычных людей, к сожалению, повсеместна. Но от этого она не становится менее циничной. Как только политические цели будут достигнуты (или необходимость в создании напряжения отпадет), «активисты» уйдут, палатку уберут, а люди останутся у разбитого корыта и снова пойдут по уже знакомым кругам бюрократического ада…
Виктория Барбанова, фото Елены Карпенко, «УЦ».