Если вы твердо решили начать собственное дело, готовы рисковать и работать «сверх нормы», остается определиться, в какой области лежат ваши способности и таланты. И самое главное – выбрать своего потребителя.
Мы продолжаем занятия в нашей «академии малого бизнеса». Сегодня говорим с промышленником и предпринимателем Павлом Штутманом о том, для кого работать, чем вообще стоит заниматься, чему и в каких объемах нужно учиться.
К чему душа лежит?
Первое, что нужно учитывать при выборе отрасли, в которой стоит начинать собственный бизнес, по мнению нашего эксперта, – собственные способности и наклонности.
— Есть то, чему можно научиться, а есть то, к чему мы склонны по своей природе. Научиться можно, например, писать без ошибок, но нельзя путем больших трудов развить такие мозги, как у Эйнштейна и Ландау. Есть какие-то пределы. Правильно и рационально – развивать у себя те природные возможности и таланты, которые уже есть. Это более продуктивно и оправдывает потраченные на это время и усилия. Если у меня, например, нет слуха, абсолютно бессмысленно делать из меня музыканта. Но у меня есть природная склонность к неординарному мышлению, есть упорство, и эти качества я всегда старался развивать. Мне незнакомы люди без способностей, природного расположения к чему-то. Получается отлично класть плитку – кладите плитку, есть талант к стихосложению – пишите стихи для песен, зарабатывать можно на всем, – уверен Штутман.
В то же время, подчеркивает предприниматель, есть вещи, которые просто необходимо знать каждому бизнесмену. Например, финансовому планированию в любом случае придется научиться, даже если вы в этом не сильны. Хотя, по мнению Штутмана, для того, чтобы заниматься небольшим частным бизнесом, не обязательно иметь специальное образование. Но достичь высот в своей отрасли без образования, – невозможно.
— Вы должны сами понимать тот уровень, который вы хотите достичь. Если у вас большие амбиции и вы хотите, к примеру, открывать сетевые рестораны по всему миру, здесь однозначно нужно хорошее профильное образование. А если вы хотите открыть небольшой ресторанчик, то вам не нужно понимать, как котируются акции, как конкурируют монстры между собой, как они снижают затраты в больших системах… Но какой-то уровень подготовки в любом случае понадобится. У вас появятся подчиненные – пусть даже это будут члены вашей семьи, и вам нужно будет им объяснить, что делать. И основываясь не на своих умозаключениях, а в соответствии с общепринятыми правилами.
Сразу нужно понять, что покупка дипломов, имитация собственных возможностей ничего не дают – вы обманываете только себя. Когда вам придется столкнуться с конкуренцией, это будет как борьба: человек, который не знает приемов и контрприемов, ничего не сможет сделать на ковре. Поэтому борцы тренируются, учатся. Даже в масштабах семейного ресторана – вы рано или поздно столкнетесь с соседним таким же. Кто-то будет копировать вас, вы будете копировать кого-то, потом на ваш рынок придет большая ресторанная сеть, и нужно будет что-то менять, – предупреждает Штутман.
Для кого работаем?
Самую главную роль в жизни предпринимателя играет потребитель – тот, кому нужно что-то дать для того, чтобы претендовать на вознаграждение.
— В основе всех мировых подходов, которые существуют на востоке и западе, в Украине и других странах – ориентация на потребителя. Потребитель всегда прав. Мы удовлетворяем общественную потребность, и общество в лице конкретных людей и компаний нам за это платит. Это основа основ. «Мне что-то нужно, что бы мне за это дать?» – неправильная логика. Как только вы начинаете думать так, у вас ничего не получается, – подчеркивает Штутман.
Однако нельзя оказывать все услуги для всех. Определяясь, для кого вы будете работать, в первую очередь, нужно сделать выбор между двумя видами потребителей.
— Есть два вида бизнеса – «бизнес для личного потребления» и «бизнес для бизнеса». Эти два вида бизнеса отличаются принципиально. В «бизнесе для личного потребления», соответственно, много личного отношения. Костюм – не важно, как он носится, мы воспринимаем его по тому, насколько он красив, какое впечатление производит на окружающих. И это впечатление может значительно влиять и на стоимость костюма. Эмоциональная реакция играет большую роль при покупке. В «бизнесе для бизнеса» принимаются другие, более рациональные решения. В большей степени играют роль цена и качество. И поведение в этом виде бизнеса абсолютно другое. Если вы продаете заводам станки, вам даже не обязательно иметь офис, есть, например, метод личных продаж.
А в «бизнесе для личного потребления» во многих случаях важен антураж. Как выглядит парикмахерская, например, как там люди выглядят, как себя ведут, и так далее. Необходимо решить, где вы можете себя реализовать. Естественно, в большинстве случаев «бизнес для бизнеса» требует специальной подготовки. Вы работаете с профессионалами, они принимают профессиональные решения, делают профессиональный, а не эмоциональный выбор. В любом случае ваш бизнес должен быть вам интересен, – констатирует Штутман.
Продолжение следует
В следующих публикациях серии мы на доступном каждому языке поговорим о том, чем опасны безосновательные предположения о выгодности того или иного вида предпринимательства, чем хорош небольшой бизнес в удаленных районах, как найти для своего дела нишу, еще не занятую конкурентами, и других нужных и полезных для начинающего предпринимателя вещах.
Андрей Трубачев, «УЦ».
«Есть то, чему можно научиться, а есть то, к чему мы склонны по своей природе.»
Согласен, нужно развивать свои способности и таланты. А вот если хвататься за все подряд, то это не сулит ничего хорошего. Такие люди мне напоминают песронажа из «12 стульев» Полесова. И да, классная статья :good:
Читаю с удовольствием! На будущее, можно было бы такие бизнес-курсы, если можно так назвать, чтоб проводили разные уважаемые в Кировограде люди, которые добились своим трудом успехов в бизнесе.
Ну и зачем этот ликбез по бизнес-планированию?
Думаю, для тех, кто хочет жить лучше и интереснее. Таких много. Интерес к этой теме можно оценить по количеству лайков на Фейсбуке https://www.facebook.com/profile.php?id=100000653134355
это серия публикаций, вы разве не заметили? :unsure:
Люди, компании, которые хотят развиваться и чего-то достичь, платят бешенные деньги за то, чтобы послушать советы уже состоявшихся бизнесменов, приглашают крутых лекторов, посещают дорогие семинары и т.д. Здесь же человек занимается просветительством бесплатно. Пользуйтесь случаем, товарищи!
Заметил.
так просвещайтесь :good:
Знаете, есть один парадокс.
Обычно учат те, кто реально этим никогда не занимался и заниматься не будет.
Павел, я абсолютно не хочу вас уколоть, просто пример наших преподавателей ВУЗов. Скажите, много из них хотели бы заняться например экономикой? А маркетингом? Или бизнес-планированием? А ведь учат. 🙂
Да и 99% наших украинских и не только, удачливых предпринимателей слово «маркетинг» услышали, когда заработали свой первый мульйонн. 😉
Мне кажется тут все зависит от другого. Например от свойств характера. Авантюрность к примеру.
Поэтому мне лично интересен ваш внутренний мир, а не уроки. Ну, я только за себе. Студентка и Егорка от ваших статей в экстазе. :bye:
Идите к черту.
Что касается меня лично, то я сначала разобрался в маркетинге и даже получил специальное по этой теме образование в одной из бизнес-школ, и только потом как-то начало получаться с первыми миллионами. Убежден между образованием и результатами бизнеса есть прямая связь. Но, абсолютно согласен, не всегда первые миллионы связаны с маркетингом и даже с бизнесом.
Компании, которые хотят развиваться, платят бешеные деньги за научные исследования. А уж потом, получив результат, опережающий конкурентов, идут на семинары и слушают советы тех, кто немного в этом отстал.
Если я вас верно, то вы за системный подход к делу?
Да, законы маркетинга нарушать нельзя!
В моей жизни были моменты, когда я наблюдал на предприятии факты антимаркетингового поведения руководства. В итоге крах и банкротство.
«Артемида», Кировоградский Пивзавод «Империя С».
Хотя старт у этих предприятий был сумасшедший по своей энергетике и идеям.
Вот тут бы я все таки делал поправки, для тех, кто хочет себя попробовать в собственном бизнесе.
Если у вас есть способности в характере: независимость, авантюрность, креативность, наглость- стартуйте смело! И не важно чем вы будете заниматься, на первом этапе у вас все получится.
Потом конечно учиться и привлекать грамотных людей( а тут-то и закавыка бывает…)
Или если нет подобных качеств, то конечно нужно идти через обучение, ровным, системным поступательным шагом к достижении цели.
Кстати многие украинские олигархи они практически все так сказать системники, начали свое поступателное движение с партийных собраний, правильных голосований, правильных приватизаций и дт и дп. Хотя все таки считаю, что большинство их них это люди-паспорта, они просто держатели активов и средств и доверенные лица некоторых «товарищей» которые светиться просто не хотят.