Дважды в год — летом и зимой — дети из Пантаевской школы-интерната, что в Александрийском районе, хоть и на время, но все же обретают пап и мам. В целом три месяца в году «кукушата» — а большинство из них сироты при живых родителях — проводят в солнечной Италии. А в эти майские праздники итальянские «родители» сами решили навестить своих украинских приемышей.
Традиция отправлять детей на каникулы в итальянские семьи в интернате существует уже восьмой год. В 2001 году «в разведку» поехало всего 6 человек, сегодня к очередному отлету готовятся уже 50 детей. Одна группа, как обычно, полетит на север страны, вторая отправится любоваться красотами острова Сицилия. Некоторые полетят впервые, а многие уже пятый или шестой раз. Новички — это обычно те дети, кому «бывалые» создают своеобразную протекцию, заочно знакомя с итальянскими родителями задолго до встречи.
Наверняка у многих читателей буквально с первых строк возникнет обоснованный вопрос — ведь далеко не каждому человеку, в том числе иностранцу, сегодня можно доверить ребенка. Согласна. Однако в данном случае риск сведен практически к нулю — чтобы добиться разрешения взять ребенка на каникулы, итальянские граждане проходят очень много проверок. Специально для этого созданы ассоциация A.VI. F.I.M. в Италии и Благотворительный фонд «Корда» в Киеве, эти две организации давно и плодотворно сотрудничают между собой.
Принимают ребенка на воспитание исключительно волонтерские семьи. Они заявляют о своем желании в социальные службы региона. Среди пар отбираются лучшие, с ними проводятся специальные занятия. У нас же с итальянцами имеют дело областная служба по делам несовершеннолетних и областное управление образования и науки.
В учебное время года приемные родители тоже помогают своим украинским детям — передают в школу красивые вещи, игрушки, моющие средства. Если кому-то надо, например, очки купить или оплатить дорогостоящее лечение — и тут помогают итальянские родители.
«Детей такие поездки развивают, — говорит директор Пантаевской школы-интерната Алла Колосай. — Они возвращаются раскрепощенными, рассудительными, заметно повзрослевшими. У них расширяется кругозор, они становятся очень интересными собеседниками. Ведь, как бы мы ни старались, все же интернатная система сама по себе сковывает. Дети, которые сегодня выходят из интернатов, не совсем готовы к самостоятельной жизни. Поэтому такие поездки им только на пользу».
Почти все истории по возвращении «кукушат» на родину начинаются словами «А моя итальянская мама…», «А мой итальянский папа…». Многие дети за лето свободно овладевают итальянским. По привычке общаются на этом языке между собой и в интернате, и даже гораздо лучше, чем на английском, изучению которого они отдают по несколько часов в неделю. Вот что значит живое общение!
Как только переступаешь порог интерната, кажется, что попал в итальянский телесериал: вместо привычного «Алло» в ответ на телефонный звонок можно услышать «Пронто» — почти все итальянские родители купили своим приемышам мобильные телефоны и теперь едва ли не каждый день созваниваются с ними, чтобы узнать, как дела. В таких условиях детям просто невозможно забыть итальянский язык.
Кстати, в этот раз итальянские гости были просто шокированы тем, что в поселке Пантаевка уже несколько месяцев нет телефонной связи. Представляете, ее здесь вообще нет!
Сергей Буша ездит в Палермо уже седьмой год. Сейчас ему 15. Впервые увидел своих итальянских родителей накануне празднования Нового года. Им чуть больше 50-ти. Перед первой своей поездкой Сережа где-то услышал, что итальянцы перед встречей Нового года якобы выбрасывают через окна ненужные вещи, но сам он тогда ничего подобного не увидел. Зимой в Палермо Сергей живет в двухэтажной квартире, а на лето они семьей уезжают в летний дом, в нем тоже два этажа. Дело в том, что у многих итальянских семей есть второй и даже третий дом на море или в горах. Это обычно маленькие, но двухэтажные, в одну-две комнаты, апартаменты.
Особенно тщательно Сережа готовится ко дню рождения своего названного брата Мануэла, которому в прошлом году исполнилось 24 года. Говорит, что это настоящее театрализованное действо. В этот день имениннику готовится очень много сюрпризов — украшается дом, покупается много сладкого, запускаются салюты. Ну и, конечно же, виновника торжества задаривают подарками. Сережа и Мануэл, несмотря на разницу в возрасте, сразу нашли общий язык. Еще александрийскому пареньку нравится рождественская традиция, когда стол накрывается преимущественно рыбными блюдами.
Его брат Толик Буша путешествует в далекую Италию шестой год подряд — ему всего 12 недавно исполнилось. Он тоже живет там в двухэтажном особняке, и у него наверху есть своя отдельная комната с большим балконом. Рядом — очень большая ванная комната. В последний раз приемные родители подарили ему просто шикарный по интернатовским меркам подарок — положили под елку игровую приставку Play station. Кстати, в Палермо братья тоже живут по-соседству и даже участвуют в соревнованиях по футболу. Толик горд за брата, который в прошлый раз забил решающий гол, и они выиграли кубок у своих итальянских соперников.
Тане Андреевой сейчас 13 лет. Она уже буквально сидит на чемоданах, готовится к очередной встрече со своими названными родственниками на самом южном острове Италии Лампедуза. Девчушка говорит, что раньше она хоть и бывала на море, но такой чистой и прозрачной воды, как в Италии, нигде не видела. Еще в ней почти нет медуз. Танина итальянская мама живет в большом доме, у нее свой магазин одежды и бижутерии, а она сама — очень красивая женщина. Мужа у нее нет, но есть сестра, которая тоже опекает Таню.
Вместе с Таней в эту же семью ездят также ее родные брат и сестра. По случаю их приезда мама традиционно готовит вкусную пиццу, а на другой день они все вместе ходят по магазинам, покупают обновки. Прошлой зимой они ездили в Венецию и в горы кататься на лыжах. Для ребят этот вид отдыха оказался в новинку, поэтому с ними там занимался инструктор. А домой, в Украину, кроме одежды Таня в этот раз привезла фотоаппарат.
А 12-летней Любе Жуковой хотелось бы остаться в Италии навсегда. Особенно ей нравится наряжать елку, несмотря на то, что она там всегда искусственная, и под Рождество делать Presepio. Это такие «живые картины», представляющие рождение младенца Иисуса. Они состоят из статуэток Младенца Иисуса, Марии и Иосифа, волхвов, а также животных, которые согревали младенца своим дыханием. Эти статуэтки обычно делают из воска, дерева, глины, теста, шоколада и даже пасты. На заднем фоне — обязательно ангелы. Кстати, традиция делать Presepio прижилась и в Пантаевской школе-интернате.
Кроме новогодних праздников итальянские дети с нетерпением ждут еще и Крещения. В этот день над Италией пролетает старая ведьма Бефана, которая хоть и похожа внешне на нашу Бабу-Ягу, но никого не крадет, не обижает, а наоборот, дарит подарки.
В Италии Люба живет в двухэтажном доме, во дворе есть бассейн, там же небольшие сад и огород. Как известно, земля в Италии считается слишком большой ценностью, чтобы выращивать на ней цветы (если, конечно, нельзя их продать), поэтому в итальянских садах произрастают в основном фрукты, ягоды и овощи. У приемных родителей Любы в саду растут яблоки, абрикосы, сливы, персики и вишня, в огороде — клубника, огурцы, помидоры, тыква.
Девочка не прочь потрудиться на земле, но из садово-огородных работ Любу пока что допускают только вместе с бабушками перебирать фасоль. Зато Люба не хуже итальянских родителей научилась готовить их семейное блюдо — оладьи из цветков тыквы, по вкусу напоминающие рыбные…
Представьте себе, в благополучной Италии существует очередь семей, которые готовы временно принять наших детей. «Мы не хотим, чтобы нас считали эгоистами, мы хотим своим опытом доказать, что содержать нескольких детей сегодня для нас возможно. Мы хотим поменять свою культуру и ваше представление о ней. Наша ассоциация также помогает детям из Китая, Африки, Белоруссии и Румынии», — так объяснили свою миссию итальянские гости.
В основном все приезжие — в возрасте от 30 до 50 лет, далеко не все семейные и имеют собственных детей. Им просто захотелось посмотреть, в каких условиях здесь живут их приемыши. Ведь в Италии, как ни странно, нет интернатов в привычном для нас понимании этого слова, остались разве что небольшие пансионы при церквях. А в целом страна давно уже перешла на семейные формы воспитания.
— У нас инструмент приемной семьи временный, — рассказывает Донателла Термини. — Ребенок находится в этой семье до тех пор, пока не найдется семья, которая готова его усыновить. Иногда это устройство может длиться много лет, а иногда — неделю. Иногда есть такая форма, что ребенок неделю живет в приемной семье, а на выходные возвращается в родную. Это все зависит от того, какая ситуация в родной семье. Для каждого ребенка психологи разрабатывают программу по выходу из такой ситуации.
— Украинские дети гораздо воспитаннее, по сравнению с итальянскими, — делится своими впечатлениями Балдассаре Червелло. — У меня своих детей пока еще нет, но я знаю, не раз наблюдал, что итальянскому ребенку усидеть 5 минут за уроками — непосильная задача, точно так же, как есть аккуратно, пользуясь столовыми приборами. Это неимоверно сложно. Оторвать их внимание от игровых приставок или компьютерного монитора, чтобы сказать что-то важное, практически невозможно. Итальянским детям разрешено все. Поэтому их всегда видно и слышно, за исключением времени с двух до пяти дня, когда они спят после обеда. Итальянские дети привыкли отдыхать перед вечерней прогулкой. А книг они вообще читать не любят. Но мы очень терпимы к нашим детям, даже самым неугомонным и совершенно неуправляемым. Поэтому с украинскими детьми у нас вообще никогда не возникает проблем, они такие милые и замечательные!..
я тоже был в етом интернате 6 год и тоже ездил в Италию!!