В период обострения экономического кризиса по городам и весям стали открываться социальные отделы в магазинах и целые магазины, где реализуются товары первой необходимости практически по себестоимости. В основном это сахар, крупы, макаронные изделия, подсолнечное масло, мука, молоко, яйца – тот основной набор продуктов, который имеется на столе каждого украинца. Корреспондент «УЦ» выяснял, как продвигается недавно стартовавший в Кировограде проект «Социальная карточка», каков ассортимент товаров и какова судьба «самого центрального» социального магазина.
Напомним, самый крупный социальный магазин в области открыли в Кировограде еще в 2012 году. Это было широко разрекламированное, а затем растиражированное событие. Власти и народ ликовали, и речь шла о расширении подобной практики. Через полтора года открыли второй, а потом уже стало не до торжественных речей и новых магазинов. Причину этого вы знаете сами.
Но вернемся к деятельности первого социального магазина в нашем городе. К сожалению, свой первоначальный статус в понимании «социальный» торговый объект уже утратил.
Помнится, сразу после открытия торгового заведения в 2012 году среди горожан ходили упорные слухи о том, что на стихийном рынке неподалеку от социального магазина товар реализовывался уже с накрутками. Мы поинтересовались: продолжаются ли подобные спекулятивные действия сегодня? Однако в администрации магазина эту информацию отрицают.
— Это просто технически невозможно, - утверждает директор торгового предприятия. - Сначала, чтобы предотвратить спекуляцию, каждому покупателю мы отпускали всего по две единицы товара. Но и специальные карточки сделали свое дело. Например, на сахар выдаются специальные карточки, по которым можно приобрести не более шести килограммов этого продукта в месяц. Компьютер просто не пропустит платеж. Только в случае, если клиент оформит такие карточки каждому члену семьи, такой вариант возможен. Здесь мы уже ничего поделать не сможем – оформление магнитных карт на всех родственников не запретишь.
Если верить афише на центральном входе социального магазина и ценникам, то в этом торговом центре не отошли от первоначальных принципов, и социально незащищенные жители областного центра имеют и в настоящее время возможность приобретать продукты первой необходимости без торговых накруток. В магазине все так же многолюдно, и работает он все в таком же режиме, как и прежде. Только цены на товары с 2012 года выросли почти в три раза. Но это уже совсем другая история.
Если «первый социальный» стал уже для кировоградцев не таким актуальным, то появление нового социального проекта вызвало подзабытый ажиотаж. В конце декабря на страницах «УЦ» мы рассказывали о начале акции «Социальная карточка», которая распространилась на торговые сети «Ятрань» и «Копилка». Именно тогда представители этих торговых предприятий заверили журналистов, что весной география социальной акции расширится и в проект будут включены еще несколько магазинов этих брендов, расположенных в других районах областного центра. Не исключалась возможность присоединения к акции и других торговых сетей города.
Помощник городского головы Андрей Лейбенко, который является руководителем этого долгоиграющего проекта, утверждает, что уже сейчас проводится тестирование программного обеспечения акции и в ближайшее время к проекту присоединятся еще несколько торговых объектов города.
— Когда в конце декабря запускался проект, в его рамках работало пять магазинов сети «Копилка» и два – «Ятрань», - рассказывает координатор проекта. - Сейчас заканчиваются подготовительные работы в магазинах торговой сети «Ятрань» по улице Тельнова (бывший проспект Правды), улице Маланюка и Попова. Идут работы в тестовом режиме и в других торговых точках этой же сети, но точных адресов торговых объектов, готовых подключиться к работе с социальной карточкой, пока нет. Кроме того, мы проводим тестирование и МАФов – небольших ятраневских павильонов, чтобы можно было работать с карточками и там. Начал обслуживать социальные магнитные карты и магазин «Пан Тюльпан», который торгует семенами цветов и овощей. И там будет десятипроцентная скидка на эти виды продукции. Конечно же, мы пригласили к сотрудничеству все торговые сети города.
— А как быть тем, кто проживает на окраинах? До этих магазинов добираться им не с руки. Будет ли и на их улице праздник скидок?
— Существует и остается проблема отдаленных микрорайонов. Там тоже нам бы хотелось внедрить нашу социальную программу, но в таких частях города нет крупных торговых предприятий. На окраинах торговые точки, ларьки, павильончики небольшие, объемы скромные, и они находятся чуть ли не во дворах частных домовладений. Это затрудняет внедрение проекта в этих микрорайонах. Хозяевам этих точек требуется больше помощь организационная. Они просят о том, чтобы производители отпускали им товар по сниженной цене, и тогда они смогут делать скидку на товар. Бывает, что у кировоградского, местного, производителя стоимость продукции выше, чем у привозной. Вот и в этом заключается проблема.
— Если правильно вас понимаю, не только сетевые торговые объекты могут участвовать в акции?
— Мы открыты для всех. Участниками проекта могут быть не только крупные торговые сети, но и, как в случае с «Пан Тюльпан», отдельно взятые магазины. Люди активно пользуются социальными карточками, поэтому в расширении границ их действия городская власть заинтересована.
— В чем заключается отличие проекта «Социальный магазин» от «Социальной карточки»?
— Тот магазин, который открывался несколько лет назад и функционирует в центре Кировограда, работал в другом формате, чем мы сейчас. Там производитель давал товар со скидкой, и покупатель приобретал его по себестоимости. У нас работает иная схема. Определенные виды товара по карточке приобретаются с десятипроцентной скидкой, а без карточки – по рыночной цене. Нет специальных полок, а просто указатель, что здесь товар отпускается по сниженной цене. На витринах магазина указывается, что в нем действует социальная карта, и человек, проходя по улице, уже знает, что в этом торговом заведении можно приобрести товар со скидкой, но по карточке. На каждой карте есть телефон Центра поддержки программы «Социальная карта» (27-05-15), по которому жители города могут обратиться с любыми вопросами, получить консультацию, сделать замечание. По каждому обращению мы разбираемся. Но сейчас больше звонков поступает с вопросами, как получить карту, каков режим работы той или иной торговой точки.
— Сколько людей уже пользуются социальной карточкой?
— На первоначальном этапе мы раздали больше двадцати тысяч карточек. На втором этапе запланировано еще тридцать. Процедура получения довольно проста. Основное требование, чтобы получатель имел доход не более 1600 гривен. В настоящее время нет того ажиотажа, который предшествовал началу действия социальной программы. Тогда нам пришлось в каждый ЖЭК делегировать социального работника, чтобы ускорить выдачу карточек. Сейчас намного проще – очередей нет, на заполнение анкеты уходит всего пару минут, и все. Кроме горисполкома, карточку можно оформить и у квартальных.
— Расширяется ли ассортимент товаров, предлагаемый по скидке?
— Если сразу это было десять наименований, то сейчас уже значительно больше. Кроме круп и мясных изделий, по скидочной карточке можно приобрести уже и кондитерку. Магазины идут нам навстречу и сами расширяют ассортимент. Таким образом пользователь карточки может максимально отовариться в одной торговой точке со скидкой.
— Будут ли, кроме продуктовых скидок, еще скидки на другие виды продукции?
— Планируется, что программа будет подключена еще и к сети аптек. Уже ведутся переговоры об этом, и, возможно, уже в скором времени можно будет пользоваться карточками и для приобретения лекарственных препаратов. Мэр города Андрей Райкович обещал запустить этот проект, и проект работает. Это ведь только начальная стадия. Будем расширять действия карточки максимально на другие торговые объекты. Программа в действии, расслабляться не приходится.
Руслан Худояров, «УЦ».
Кто скажет,кому понадобилась такая «лапша»?