В следующем учебном году десятые классы в Кировограде будут набирать только двадцать две школы. Те городские школы, в которых невозможно набрать два десятых класса по 25 человек, автоматически станут девятилетками (те, кто сегодня учится в десятых классах, останутся в своих школах до выпуска, но новых десятых классов уже набирать не будут). Таким образом, судя по всему, лишатся старшеклассников школы №№3, 7, 10, 13, 15, 17, 21, 22, 23, 24, 27, 29 и 30.
— В Кировограде реализуется концепция профильного обучения в старших классах, - объясняет начальник управления образования Лариса Костенко. — Это значит, что ребенок должен иметь возможность выбрать, что ему ближе: иностранный язык, математика, химия и биология и т. д. То есть в школе должно быть как минимум два десятых класса разного профиля, в каждом классе не менее 25 человек. А в некоторых школах в десятый класс собираются идти всего 10-15 человек.
Директор школы №22, которая в следующем году останется без десятиклассников, Борис Набока, как ни странно, оценивает эти изменения положительно:
— Десять лет назад я был экспертом в программе создания образовательных округов с базовыми профильными школами, - объясняет он. — Такая система с 2006 года действует во многих регионах и положительно отражается на качестве образования. Это не ново. 50 лет назад в школах №№34, 24 были только профильные старшие классы, в которые шли после окончания восьмилеток. Я сам учился в таком математическом классе и был счастлив, что попал в эту среду, это была математическая элита старшеклассников. В этом идея профильных классов — ученики одного уровня, их интересует одно и то же, для них оборудуют профильные кабинеты физики, химии и т. п. В 22-й школе мы могли бы открыть в следующем году один десятый класс гуманитарного профиля. Но я не вижу смысла отстаивать этот класс: если в другой школе мои ученики могут получить более качественное образование, то я только за! Если я вижу, что в ребенке есть божья искра, что он прирожденный математик, например, то я часто советую родителям перевести его в профильную школу еще в 6-7 классе. Мы ведь общее дело делаем, и главное для всех нас — чтобы дети получили качественное образование.
Другое дело, что, кроме качества образования, нужно думать еще и о доступности. Сейчас мои дети ездят на уроки военной подготовки в интернат, потому что там есть великолепный мультитир. Но для многих родителей это проблема — материальная проблема, понимаете? Если старшеклассник должен будет ехать в школу и назад двумя маршрутками, для многих семей сегодня это может оказаться непосильным. И я боюсь, что детей отправят учиться не туда, где они максимально смогут проявить свои способности, а туда, куда они смогут добраться. На мой взгляд, в такой ситуации нужно предусмотреть ученические проездные для старшеклассников.
Трудно не согласиться с умудренным опытом Борисом Стефановичем. Скажем, куда пойдут в десятый класс сегодняшние ученики тридцатой и двадцать четвертой школ? Большинство — в шестую. Не потому, что так любят иностранные языки, а потому, что до нее можно доехать на одной маршрутке, а в хорошую погоду и пешком дойти. При этом в шестой школе на 2016-2017 учебный год планируют набрать четыре десятых класса: три с углубленным изучением иностранных языков и один с углубленным изучением информатики (видимо, именно для пришлых, которые не учили французский со второго класса).
— Мы не обязаны принимать всех детей, которые к нам придут, - объясняет директор шестой школы Надежда Кравченко. — При приеме в десятый класс дети у нас проходят конкурсный отбор, как и в большинстве специализированных школ. Я думаю, что если ребенок хочет стать врачом, то он к нам и сам не пойдет, он выберет ту школу, где углубленно изучают химию и биологию, даже если туда будет неудобно добираться. Но если к нам действительно придет большинство детей из 24-й и 30-й школ, то мы откроем еще один десятый класс — такая возможность у нас сегодня есть.
Нам кажется, что в данном случае прав скорее Борис Набока, чем Надежда Кравченко. В сегодняшней экономической ситуации, выбирая между транспортной доступностью и профилем, многие родители вынуждены будут выбрать транспортную доступность. Увы, тратить 14 грн. в день только на дорогу до школы для ребенка позволить себе могут не все.
И при реформировании образования стоило бы, наверное, учитывать не только количество учеников в школе, но и принципы логистики. То есть продумать систему так, чтобы любой старшеклассник имел возможность добраться до школы если не пешком, то хотя бы на одной маршрутке. Маршрутки из всех микрорайонов, где не будет старшей школы, в Кировограде съезжаются в центр. Но центральные школы физически не смогут принять всех десятиклассников, не говоря уже о том, что и гимназия № 5, и школа №6, и коллегиум №11 являются спецшколами, то есть имеют законные основания принимать в десятый класс только тех, кого захотят. Остается четвертая школа, которая набирает всего два десятых класса… А куда пойдут более сорока будущих десятиклассников из 17-й школы? Очевидно, в ближайшую 32-ю. Но там только два десятых класса, и оба с углубленным изучением иностранного языка!
Наверное, не открою секрет, если скажу еще об одном аспекте: обучение в «элитных» спецшколах зачастую дорого обходится родителям (то есть, конечно, не само обучение, а учебники, форма, ремонты, покупка компьютеров и т. п.). Я знаю несколько семей, которые по этой причине перевели детей из «элитных» школ в ту же 24-ю. Сегодня они, громко проклиная систему образования, в срочном порядке переводят детей назад, пока есть места.
Зато в районе Попова — Пацаева все школы большие, поэтому в каждой будут десятые классы. В 35-й, например, три класса со специализацией … «универсальная». Может, логично было бы оставить по одному «универсальному» классу в школах № 24, 17, хотя бы в одной из школ на Николаевке — просто ради сохранения, так сказать, географической доступности. Поверьте: не все дети собираются стать академиками, и многих родителей вполне устраивает уровень образования в этих школах.
Хотелось бы сказать еще об одной проблеме. Может быть, пятьдесят лет назад, когда в школе учился Борис Набока, восьмилетки не уступали по уровню образования средним школам. Но уже тридцать лет назад — сильно уступали, из школ, дающих незаконченное образование, постепенно «вымывались» лучшие педагоги, да и родители предпочитали отдавать детей сразу в ту школу, которую они смогут закончить.
— Я боюсь, - говорит Борис Набока, — что школы без старших классов останутся вне интересов власти. Сегодня школы оценивают в основном по результатам ЗНО. От этого зависит престиж школы, рейтинг региона и т. п. А если в школе нет старших классов, то нет и ЗНО. Это может отразиться и на финансировании, и на материально-технической базе, и как результат — на качестве образования. Очень не хочется, чтобы сейчас в школы, где останутся старшие классы, стали вкладывать средства за счет сокращения финансирования других школ. Ведь закладывается все в начальной и базовой школе…
Если рассуждать дальше в том же русле, то школы, оставшиеся без старших классов, почти гарантированно потеряют лучших педагогов. Все просто: один десятый класс — это тридцать шесть часов, то есть две учительских ставки. В этом году каждая из школ, которые станут девятилетками, потеряют по две ставки, в следующем, когда выпустятся одиннадцатиклассники, - еще по две. Минус четыре ставки для небольших школ, где работает всего по 12-15 учителей, — это очень много. При этом провести сокращение штатов в школе невозможно, скорее, педагоги будут работать на неполную ставку, что существенно отразится на зарплатах. Кто в таком случае уйдет? Те, кого пригласят в другие школы, то есть самые лучшие. Вслед за этим можно прогнозировать массовый исход учеников, недоборы в первых и пятых классах, ведь если все равно переходить в другую школу, то лучше раньше.
Борис Набока считает, что старшая школа должна быть полностью отделена от младшей и средней (как, например, педлицей, где есть только 10-11 классы). Тогда все дети приходят из разных школ и находятся в равных условиях. С этим трудно не согласиться. Как и с тем, что переход на профильное образование в старших классах — это положительная тенденция. Однако начинать его, на наш взгляд, надо было с другого — с понимания того, куда и откуда будут ездить дети, с ученических проездных (ведь если в сельской местности создается базовая школа, то детей туда бесплатно возит школьный автобус), с подробных разъяснений, в конце концов. Потому что некоторые родители девятиклассников до сих пор не знают, что им нужно срочно искать новую школу…
Ольга Степанова, «УЦ».
В городе настойчиво ходят слухи о том, что с апреля «Елисаветградская транспортная компания» прекращает свое существование, полностью закрывается и расформировывается троллейбусный парк. Это к городской логистике и доступным средствам передвижения.
А ведь новый мэр обещал увеличить колличество новых троллейбусов, и больших автобусов…Около 80% пенсионеров и не только, полузуются именно троллейбусами… Да, печальная учесть ожидает троллейбусный парк в канун 50-ти летия(2017). А рабочие целыми семьями на биржу…
Звідки такі чутки?
В чому нагальна необхідність їх поширення?