Сколько ни говори о важной роли лесных насаждений для человечества, о необходимости беречь легкие планеты, но без должного ухода, присмотра и приумножения деревьев все выше перечисленное остается лозунгами и декларированием.
Многочисленные поездки в лесхозы области, посадка деревьев «всем миром», ярмарки и аукционы по продаже декоративного посадочного материала, сертифицированные новогодние елки… Казалось, лесная отрасль самоокупаемая и потому непотопляемая. Но это только казалось. Похоже, государство решило эту отрасль положить. Подробнее об этом — в интервью с Натальей Ревенко, начальником Кировоградского областного управления лесного и охотничьего хозяйства.
— Наталья Александровна, как говорится, ничто не предвещало беды. Что произошло? Почему лесоводы Украины забеспокоились?
— Дело в том, что в госбюджете на 2016 год не предусмотрены средства на мероприятия по ведению лесного и охотничьего хозяйства. Это влечет за собой непоправимые последствия. Без бюджетной поддержки предприятия нересурсных территорий не смогут выполнять свои функции. Потери государства могут в сотни раз превысить затраты на ведение лесного хозяйства. Уничтожить лес можно за год, а растить же его надо как минимум 80 лет.
Речь идет о серьезных суммах, которых государство лишает лесные хозяйства. К примеру, в прошлом году Кировоградщине было выделено 12,8 миллиона гривен на выполнение первоочередных задач: охрану и защиту лесов от пожаров и самовольных рубок, обработку леса от вредителей, создание защитных лесных насаждений. В этом году — ноль.
— Какие могут быть последствия?
— Плачевные и даже трагические. С наступлением весны приостановится создание новых лесов. У нас не будет средств на защиту от пожаров, незаконных рубок, вредителей и болезней, браконьеров. Кроме того, ранее выделенные государственные средства могут оказаться потраченными впустую. В прошлом году мы подготовили 456 гектаров площади под посадку лесных культур и 217 гектаров — под защитные насаждения. В лесопитомниках выращено более 4-х миллионов штук стандартных сеянцев. Не будет финансирования — средства на обработку почвы и выращивание посадочного материала потрачены зря.
— Когда мы наблюдали за работой, например, Александровского или Чернолесского лесхозов, создавалось впечатление, что они самодостаточные.
— Вы привели пример действительно самодостаточных предприятий. Но у нас, и не только в нашей области, есть нересурсные предприятия. Под большой угрозой, в связи с отсутствием государственного финансирования, оказались работники Компанеевского, Онуфриевского, Долинского и Светловодского лесхозов. Они содержались большей частью за счет средств госбюджета. А общая площадь земель лесного фонда, находящегося в постоянном пользовании этих лесхозов, размещена на территории одиннадцати районов.
Следует отметить, что заработная плата у работников этих предприятий и так всегда была ниже, чем в более ресурсных. И в сложившейся ситуации 258 работников вместе со своими семьями могут оказаться в критическом состоянии.
— Бытует мнение, что лесоводы неплохо зарабатывают за счет продажи древесины.
— Только не мы. Лесосырьевой ресурс области ограничен. Кировоградские леса, которые почти на 70 процентов имеют искусственное происхождение, а поэтому нуждаются в постоянном уходе, не являются промышленными. Следовательно, на доходы от реализации древесины нельзя надеяться. Лесоводы давно уже ищут самостоятельные пути к выживанию.
В условиях наших южных и восточных территорий полагаться только на себя нереально. Кировоградская область — степная зона, засаживается лесами в сложных климатических условиях. Поэтому, чтобы леса здесь росли, за ними нужен особый уход.
— Но ресурсные предприятия зарабатывают?
— Да, в последние годы лесоводы работают на опережение, пытаясь помочь решению финансовых проблем. Чтобы увеличить финансовые поступления, выращивают и реализуют населению саженцы декоративных растений, новогодние елки, цветочную продукцию. Однако нересурсным лесхозам ждать серьезных поступлений от реализации декоративных растений или любой другой продукции не приходится. Без помощи государства выполнять своевременно и качественно возложенные на работников лесной охраны функции почти не представляется возможным.
— Какой вы видите выход? И вообще, есть ли он?
— Хочется верить в то, что безвыходных ситуаций не бывает. Для привлечения средств местного бюджета на выполнение запланированных работ разработана экологическая региональная программа «Леса Кировоградщины 2016-2020 гг.». Документ сейчас на стадии согласования. Его необходимо утвердить сессией областного совета безотлагательно, что позволит хотя бы частично финансировать четыре нересурсных предприятия по созданию новых лесов и уходу за лесными культурами, высаженными в 2013-2015 годах.
На государственном уровне требуется выделение средств на ведение лесного хозяйства в объемах на уровне прошлого года. Гослесагентство обратилось с просьбой к премьер-министру, минагрополитики, минфину и профильному комитету ВР о предоставлении необходимых средств. Однако их выделение возможно лишь при утверждении минфином и принятии парламентом. Сколько это займет времени и вообще, услышат ли лесоводов парламентарии, вопрос, скорее, риторический. Но наше управление направило соответствующее обращение к народным депутатам от Кировоградщины.
Негативные последствия отсутствия финансирования нашей отрасли угрожают возникновением экологических и техногенных чрезвычайных ситуаций в государстве и всплеском социальной напряженности в трудовых коллективах и обществе в целом.
Все эти больные вопросы лесоводы пытаются донести до сознания представителей власти и общественности. Каким будет результат — сказать трудно, но очень надеемся, что лес останется зеленым экологическим щитом Кировоградщины.
Записала Елена Никитина, «УЦ».