26 февраля может стать знаковым днем для любителей рок-музыки Кировограда и окрестностей. Впервые в нашем городе состоится концерт группы RazamaNAZ, трибьют-группы легендарных Nazareth.
Продюсер группы и организатор ее гастрольного тура — хорошо известный меломанам Украины Алексей Иванович. Впрочем, начали мы наш разговор не с Nazareth и RazamaNAZ, а с грустных событий для всех любителей рок-музыки.
— Алексей, конец минувшего года и начало нынешнего стали просто черными днями для ценителей рока. Ушли звезды первой величины. Просто мор какой-то… Эти потери в принципе для любителей рок-музыки невосполнимы. Неужели пришло время прощаться со звездами?
— Так и есть. Понятно, что умирают парни от болезней, но всех их подкосил еще и возраст. Кому-то 67, кому-то 70. Критический возраст для рок-н-роллера — человека, который прожил на грани всю свою жизнь… Беспорядочный секс, наркотики, алкоголь, недосыпание, ночные пьянки после концертов, переезды не всегда комфортные. Зачастую рокеры себя изнашивают и гибнут еще молодыми от всего этого.
С 28 декабря прошлого года у нас просто череда кошмарных потерь. В этот день скончался от рака лидер группы Motоrhead Лемми Килмистер. Вскоре умер Дэвид Боуи, который, опять же, не афишировал свой рак. Его последний альбом Blackstar — это просто великолепный памятник себе, один из лучших альбомов за все его годы.
Вслед за этим умер барабанщик группы Mott the Hoople Дэйл «Баффин» Гриффин. Mott the Hoople была популярна в 70-х. Ее продюсировал, кстати, сам Дэвид Боуи, и они прославились благодаря его песне, которую он подарил группе, All the young dudes «Все молодые — пижоны». Эта песня — один из гимнов рок-музыки, одна из шикарных баллад. Ее пели сначала Mott the Hoople, потом уже позже записал сам Дэвид Боуи, потом, в 90-м, ее исполнил Брюс Дикинсон, солист Iron Maiden, позже еще Оззи Осборн записал ее в сборнике своих любимых каверов. Не все помнят группу Mott the Hoople, но эту песню знает каждый.
После этого нас настигло ужасное известие, что скончался Гленн Фрай — один из солистов группы Eagles, именно он поет мою любимую песню New Kid in Town, вторая песня из «Отеля» (альбом Hotel California). А вслед за ним Морис Уайт, вот совсем, на днях, солист «Земля, Ветер, Огонь», есть такая шикарная фанковая группа, как минимум все помнят их хит September. Недавно умер Джимми Бэйн, басист групп Rainbow и Dio. То есть, грубо говоря, ушла группа любимцев, которые покинули нас, потому что пришла пора, и, как я говорил, болезни никого не щадят.
— В этой связи, не превращается ли рок, скажем, в аналог классической музыки, где есть давно ушедшие звезды самой первой величины, а их музыку уже играют, так сказать, исполнители?
— Да, это нормальное явление, существуют так называемые трибьют-группы или даже кавер-группы, которые разнообразный чужой материал исполняют. Но при этом в рок-музыке высшего эшелона, так же, как и в классической музыке, периодически, скажем, два раза в десятилетие, появляются новые имена, которые тоже обречены стать классикой через какое-то время. А то, что уже стало классикой, популярно, проверено временем, оно будет исполняться всегда, и неважно — это консерваторский пианист или самодеятельная трибьют-группа. Главное, чтобы делали свое дело хорошо, вот и все.
— Продолжая тему, хочется вспомнить один из самых лучших концертов, скажем так, нашего довоенного времени - вы привозили в Кировоград Easy Dizzy, шикарную трибьют-группу АС/DC. А сейчас появились сообщения и афиши о том, что будет концерт трибьют-группы Nazareth…
— Для начала: я не только их привозил. Кировоград мог так и остаться «городом местных звезд». Они-то есть, конечно. И Stormbringer, и «Внутри звука» — это уровень! Но… маловато! И, показывая кировоградцам лучшие трибьют-группы из других городов, я заставил их смотреть немного шире и дальше, не правда ли? Вспомните мои проекты за последние 3-4 года: Сергей Чантурия, нереальный трибьют Red Hot Chili Peppers (группа ГКЧП — Москва, Wind Of Change (Scorpions — Винница), Voodoo Chile (Jimi Hendrix — Киев), Animals’ Session (Киев). 5 лет назад тут было все намного скучнее, но после того, как я показал, что можно еще и настоящие яркие рок-концерты делать в забытом Богом рока городе, дело немного сдвинулось с мертвой точки. Но вернемся к теме разговора.
В первую очередь трибьют-группы появляются оттого, что люди, которые в них играют, любят материал, то есть они фэны, и понятно, что они свою эту любовь могут реализовать, исполняя те же песни на сцене, иногда идеально их копируя, иногда делая свои версии. И то, и другое я приветствую.
А по поводу конкретно трибьют-группы Nazareth, которых я назвал RazamaNAZ… Я встретил парней, которые разный материал исполняли, парни взрослые, по 40-50 лет, и я просто увидел в них это рациональное зерно, то есть лучше всего солисту удавалось реально копировать голос Дэна Маккаферти. И таким образом группа сделала репертуар — песен 28, большой концерт, самые лучшие хиты Nazareth, почти ничто не забыто из любимых вещей. Они делают это с любовью. Чем для меня ценны взрослые музыканты? С возрастом приходит более профессиональное, более глубокое осознание музыки, как она должна звучать. Они выросли на этой музыке, поэтому они это играют, исполняют эти вещи с душой, с большей отдачей.
— Почему все-таки Nazareth?
— Во-первых, это одна из моих любимых групп. И не только моя. Nazareth — это классика рок-музыки, это аксиома. Они прошли очень долгий путь и свою популярность стабильную доказали десятилетиями своего существования, и для меня это не менее ценно, чем, допустим Deep Purple или Pink Floyd.
К счастью, в отличие от нескольких упомянутых в начале нашего разговора кумиров, лидер группы Дэн Маккаферти жив, но не могу сказать, что здоров. Он уже 2 года как не в составе группы Nazareth, он объяснил свой уход именно своей болезнью, у него астма, на концертах задыхается. Я видел это своими глазами, он был зеленый, отворачивался и пшикал себе в рот что-то спасительное… И у него язва, он говорит: «Иногда я теряю очень много крови, и это больно и трудно, и я могу выходить на концерт теперь на 3-4 песни. Ну разве это может быть, что я пою 15 минут, ухожу на 15 минут — вы пока пейте пиво, а я через 15 минут возвращаюсь, и мы продолжаем… Это же не дело. Поэтому я записываю свой последний альбом, но я уже не в группе, меня уже не будет на концертах». Это я прочитал 2 года назад. Альбом с ним вышел, и отличный — Rock’n’roll Telephone. Это было, когда группа уже работала с другим вокалистом. Они уже поменяли двух солистов в Nazareth. Ни один из них, конечно, не годится на замену Маккаферти, потому что его тембр голоса уникальный, его не спутаешь и с сотней других хриплых голосов, поставь его, и сразу узнаешь. Ему исполняется 70 лет в этом октябре. Очень надеюсь, что он отметит их с семьей, или с друзьями, или на концерте.
Первый раз на концерт Nazareth я попал в 89-м году, когда они приехали в Москву. Я приехал из Кировограда в «Олимпийский» — это 35 тысяч человек, был аншлаг — доверху все трибуны заполнены. Это было какое-то безумие, какой-то праздник, это было шикарно, плюс они были на пике своего успеха. Их Animals был одним из главных хитов того года. Они были молодыми, еще не седыми и бодрыми. Потом Nazareth стали чаще приезжать в Украину. Они были тут много раз. Я не все их приезды посещал, но очень многие, раз 10 я на них был точно, больше, чем на концертах любого другого артиста, и что самое главное — я ни разу об этом не пожалел.
Я несколько раз общался с Дэном лично, он давал мне интервью в 1995-м на московском концерте, когда я работал в журнале Music Box, в 1999-м — в Днепропетровске, позже я много раз виделся с ним в Киеве, и с моим плохим английским все равно мы умудрялись напомнить друг другу, что мы друг друга помним. И мне было безумно приятно увидеть Дэна снова в Киеве в прошлом году улыбающимся. Он старенький, бледный. Сами понимаете, Англия — не место для калифорнийского загара, вот, соответственно, он выглядит как очень домашний европеец, который сидит в квартире и на солнце не показывается. Но, когда Дэн улыбается, в уголках его глаз просыпаются такие чертики, искорка настоящая, которая и есть рок-н-ролл, это огонь, хороший огонь, теплый. Я очень люблю его как человека, как личность, я очень благодарен ему за то, что сделано столько песен. Эти песни делают нас счастливыми, они меняют нас в лучшую сторону, они дают силу, тонус дают, поэтому здорово, когда у нас есть возможность общаться с кумирами, горе, когда они умирают, и поэтому остается только желать им долгих лет жизни. Глядишь — он еще пару песен запишет, может быть, сольный альбом, может быть, выступит гостем у кого-то в альбоме с одной песней, как часто бывало в жизни Маккаферти. И, слава Богу, что есть музыканты, которые по достоинству оценивают творческое наследие Nazareth и других групп семидесятников и могут это качественно воплотить, как группа RazamaNAZ. У них, кстати, сейчас начинаются концертные туры по разным городам Украины — в Киеве, Виннице, Кировограде и т. д. Вы услышите самые лучшие хиты Nazareth. Закрыв глаза, можно будет перепутать, чей голос вы слышите, поэтому стоит посетить этот концерт.
Беседовал Ефим Мармер, «УЦ».
Могу добавить лишь то, что этот концерт может стать лучшим рок-концертом в Кировограде за последние 5 лет. Да простят меня мои друзья из Easy Dizzy!) Он и станет таковым — для тех, кто не провтыкает)).