Бурные события последних десятилетий вынудили многих из нас пересмотреть былые ценности. Касается это и государственных наград и званий. Тем не менее, авторитет Национальной премии имени Тараса Шевченко – высшей награды Украины в области культуры и искусства – остается незыблемым. Причем почетно не только получить звание лауреата, но даже быть номинированным на Шевченковскую премию весьма и весьма престижно.
Среди номинантов в год 55-летия Шевченковской премии фильм «Милі мої українці» нашего земляка, писателя и кинодраматурга Александра Жовны.
– Как по мне – это сенсация, и даже не местного масштаба. А как вы сами отнеслись к этой новости? И кто представил вашу работу в комитет?
— Новость меня порадовала, обратное выглядело бы противоестественно. Ведь, кроме всего прочего, это неплохие деньги. А если бы вы спросили, зачем мне они или куда бы я их потратил в случае победы, – однозначно на съемки следующего фильма. Хотя для этого их не так уж много, всего 250000 грн. Для настоящего качественного полнометражного художественного кино это капля в море, так, пообедать съемочной группе в течение съемочного периода. А если серьезно, то главное в этой премии – конечно же, престиж, сама номинация на соискание – это уже высокого уровня признание. Ведь до того, как попасть на номинацию, представленные работы проходят достаточно строгий отбор, а выдвигать на соискание имеют право лишь национальные творческие союзы, минкульт, а еще «Всеукраїнське товариство «Просвіта» ім. Т. Шевченка», которое и представило мой фильм «Милі мої українці» в номинации «Кинематограф».
– Кто, кроме вас, претендует на премию?
— Еще пять фильмов, практически все документальные. К сожалению, ни одного из них не видел. Авторы работ известные, достойные режиссеры, тем не менее, думаю, все они могут расслабиться, потому что, кроме них, на соискание попали две работы Олега Сенцова, украинского режиссера, осужденного в России к двадцати годам лишения свободы. Поэтому даже не важно, какого художественного уровня эти работы. Сегодня более значимую ценность для Украины имеют сам режиссер и его общественная позиция. У меня нет сомнений, что премия достанется именно ему. Думаю, на сегодняшний день альтернативы быть не может. И если даже в этом присутствует некая конъюнктурность злобы дня, она уместна и справедлива. Полагаю, с этим согласятся все остальные претенденты.
– Как известно, «нет пророка в своем Отечестве». В связи с этим хотелось бы узнать, как земляки отнеслись к фильму «Милі мої українці» и к его главному герою?
— По-разному. Сколько людей, столько и мнений. А вот в Киеве был интересный случай на кинофестивале «Молодость». Две премьеры в одно время. В фойе кинотеатра «Киев», друг против друга двери синего и красного залов, в одном никому не известные какие-то «Милі мої українці», в другом весьма раскрученный в прессе и на ТВ фильм «Браты». У одних дверей – я и еще несколько человек, а напротив – толпа народа с бывшим министром культуры Евгением Нищуком и массой прочей столичной богемы. Среди них балагурящий навеселе румяный Чигляев. И тут в фойе появляется импозантный мэтр, сам Роман Балаян. Киношная богема начинает ему кланяться и пропускает вне очереди. Он галантно благодарит и неожиданно бросает в толпу: мне не сюда, мне напротив. В толпе озадаченные взгляды. Постепенно к Балаяну присоединяются люди из очереди, и у дверей, за которыми должна состояться премьера «Милих моїх українців» резко увеличивается количество народа. В их числе все еще сыплющий шутками Чигляев. Таким образом у меня появляется приличная аудитория для полноценной премьеры. Уже потом, после просмотра фильма, когда зрители стоя аплодировали, все тот же Чигляев вышел на сцену, обнял меня и, не стесняясь, долго молча плакал. Он был прекрасен в своей искренности, и, казалось, уже совершенно трезвый.
– У вас давний роман с кино. Чем этот фильм отличается от предыдущих и, будь ваша воля, какую свою работу вы оценили бы выше других?
— Моя первая и последняя любовь – это художественное кино. В этот раз фильм не совсем стандартен. Поначалу мне предложили написать сценарий к документальному фильму, и я сразу же отказался. Пока не возникла идея внести художественную часть и с ее помощью оживить главного героя, боровшегося за независимость Украины, но так и не дожившего до этого дня, диссидента с двадцатилетним стажем сталинских лагерей, нашего земляка Степана Кожемяки. Моей задачей и огромным желанием было воскресить его с тем, чтобы предоставить бывшему каторжнику возможность увидеть современную Украину. Ведь кино – это чудесная иллюзия, предоставляющая возможность осуществления невозможного. Этот ход меня увлек. Я написал сценарий, который Национальная кинематека Украины подала на питчинг, и он стал фаворитом. Финансирование предполагалось в размере 1 300 000 грн. Достаточная сумма для скромного фильма. Все шло хорошо, и наша победа не вызывала сомнений, некоторые столичные СМИ, опережая события, даже успели сообщить, что мы уже получили эти деньги. Но в какой-то момент включились тайные механизмы, после которых мы оказались не первыми. Я разочаровался, возмутился и уехал домой, решив снимать без государственного миллиона. Три месяца ждал актера, заслуженного артиста Украины Петра Панчука, и не жалею об утерянном времени, весь материал отсняли за один день и одну ночь, актер больше не мог оставаться. Снялся практически без денег. Он из настоящих творческих, говорит, если хорош материал, готов сниматься за тарелку борща. Вскоре после съемок судьба достойно отблагодарила его, и он стал лауреатом Шевченковской премии.
А что касается моих киношных работ, оцениваю их достаточно скромно. Скажем, за тех же «Милих моїх українців» мне, по крайней мере, не стыдно. Еще много-много лет назад я снял «Бойню», первый раз взял в руки камеру, получилось очень жесткое кино, тем не менее, за него мне тоже не стыдно. Кстати, оба этих фильма представляю в Кировограде в достаточно особенном месте, это городская тюрьма.
– Достаточно неожиданное предложение…
— Для меня тоже. Но меня пригласили, я согласился. Однажды меня звали с подобным визитом в женскую колонию, я отказался, теперь жалею.
– А каковы успехи у Александра Жовны-писателя? Чего ждать вашим читателям и, в частности, читателям «УЦ»?
— Совсем скоро выходит моя новая книга в издательстве ИМЕКС, как ни странно, на русском языке. Еще одно яркое свидетельство демократии в Украине. Такая себе добрая экспансия украинской литературы в русскоязычную среду, и не только в Украине. В конце концов не один же Путин говорит на русском языке. Прежде всего это язык Чехова, Бунина, Сахарова, Сокурова, Ахеджаковой, Басилашвили, Шевчука, Макаревича и многих других достойных людей.
Что же касается «УЦ», многие мои рассказы были премьерными именно в этой газете, готов продолжить эту славную традицию, дело лишь за ней, таинственной и непредсказуемой дамой по имени Муза.
Беседовал Ефим Мармер, «УЦ».
Хорошее интервью. Спасибо обоим.
Всегда слежу и радуюсь успехам Саши. Желаю много новых, Александр Юрьевич!
Ефим Леонидович, а вот «раскрутите» Сашу на интервью о его многолетнем(с детства) хобби. Не пожалеете. Потянет на приключенческую повесть.))
Во всяком случае, я слушал с открытым ртом и белой завистью. Хотя, если не ошибаюсь, когда-то в «УЦ» уже что-то было. Но то давно и неправда)))
Заинтриговал, Валерий Леонидович))) Про хоккей, что ли?
Саша, поздравляю! (В любом случае.)
И даже не про рыбалку. Хотя по некоторым моим былым наблюдениям он в ней далеко не дилетант.))
Саша коллекционирует… Дальше воздержусь. Не знаю как он может отреагировать. Возможно это очень личное. Просто когда я был у него дома, скрыть свою уникальную коллекцию он конечно же не мог. Могу только намекнуть, что подсказка есть в ставшем уже классикой украинской литературы, рассказе «Малэнькэ життя».