85 лет создавая историю
Январь – традиционно месяц подведения итогов, и мы продолжаем делать в календаре региона отметки, по которым будут знать Кировоградщину 2015 года в дальнейшем. История городов и областей – это прежде всего история людей, которые ее пишут, и авторских коллективов, в которые объединяются для этого. Одному из них, творящему под известным без преувеличения по всему миру именем «Гидросила», в ушедшем году исполнилось 85 лет.
Украинская компания, на сегодня являющаяся крупнейшим производителем гидравлических силовых машин и компонентов гидросистем на территории стран бывшего СССР, могла бы не состояться, если бы в тридцатом году прошлого века в Кировограде не были основаны слесарно-механические мастерские. Позже они стали заводом тракторных агрегатов, а еще позже – заводом «Гидросила». Именно с него началось создание группы предприятий, из которых только в Кировограде уже работает четыре, трудоустраивая тысячи жителей города и области.
Дело семейное
Восемь с половиной десятков лет, из поколения в поколение, они связывали с заводом свою жизнь и судьбу. Здесь работали целыми семьями, для которых история фамилии и история предприятия неразделимы. Здесь помнят целые трудовые династии – Кулиш-Клименчук-Коновченко, Профатило, Черненко, Юдины и многие другие, – суммарный стаж всех представителей которых на заводе намного превышает его собственный возраст. Преемственность поколений продолжается и в наши дни.
– У меня сестра здесь работала, и брат, и брат мужа, и мама, – говорит Светлана Шаравара, контролер станочных и слесарных работ, уже 35 лет продолжающая семейную традицию.
Ее муж Александр – они познакомились в 1970-х, еще будучи школьниками из Аджамки, – присоединился на год позже, после службы в армии.
– Пришел из армии в 1981, в мае, в июле мы поженились. И на завод, – вспоминает он. – Жена окончила машиностроительный техникум, а у меня специальности не было. Говорит: «Пойдем, попробуешь». И я пошел – учеником токаря. Я станка в жизни не видел. Что в селе? Ну, коровы… Второй разряд, третий разряд, четвертый, потом – станочник широкого профиля.
История семьи Шаравара – готовый материал для социологов, изучающих то, как производство создает пульс городов, обеспечивая приток к ним «новой крови», меняя их облик, обеспечивая импульсы для их развития.
Так, в числе гидросиловцев, которые в 1980-х строили в областном центре жилье, оказался и новый кировоградец Александр Шаравара, построивший двухкомнатную квартиру для своей молодой семьи, в которой с тех пор прибавилось двое сыновей и четверо внучек. Младший сын Светланы и Александра уже 10 лет работает в органах внутренних дел, принимал участие в АТО на востоке Украины, а старший, выпускник спортивного лицея Виталий, сегодня работает вместе с родителями и играет за футбольную команду «Гидросилы». Как и отец, он пришел на завод без специальности – в свое время Шараваре-младшему пришлось оставить учебу в институте, чтобы обеспечивать уже собственную студенческую семью. Как и отец, сегодня он – станочник широкого профиля.
Как и родители Виталия, представитель другой династии, Владимир Пароконный, сегодня – начальник участка службы главного механика, пришел работать еще на Кировоградский завод тракторных агрегатов в 1971-м. Цех, в который он поступил, тогда находился на набережной Ингула, в самом центре города, возле сегодняшнего супермаркета «АТБ». Уже шестой год Владимир Васильевич – на пенсии, но покидать коллектив пока не намерен.
– Меня всегда тянуло ко всему, связанному с техникой, я люблю в ней ковыряться, ремонтировать, – говорит он. – Оканчивал машиностроительный техникум по специальности «техник-механик», проходил практику на «Красной звезде», Волгоградском тракторном заводе, Харьковском заводе «Серп и молот». Сын тоже окончил машиностроительный техникум, потом институт…
Для Александра Пароконного, наладчика станков и манипуляторов с числовым программным управлением, вопрос о том, куда идти работать, никогда не стоял – по собственным словам, на «Гидросилу», куда отец не раз брал с собой в детстве, тянуло и его самого. А его жену, бухгалтера Оксану, в свое время не взяли на старое место после выхода из декретного отпуска.
– В жизни не думала. Папа предложил, я поначалу боялась – все-таки завод, никогда с таким не сталкивалась, – говорит она. Уже шестой год Оксана с мужем и свекром ходят на работу через одну проходную.
Большие перемены
Наверное, одной из главных причин, по которой люди целыми семьями приходили и оставались на предприятии во все годы его существования, стало то, что «Гидросила» никогда не оставалась одной и той же. Каждый из членов коллектива чувствует себя здесь не только свидетелем, но и участником больших изменений, непрекращающегося развития и обновления.
Так, служба главного механика, в которой сегодня работает один из заводских ветеранов Владимир Пароконный, была реконструирована шесть лет назад, в ходе наиболее заметных для постороннего взгляда изменений новейшей волны, начавшейся в 2000-х. Тогда, после очень непростого для украинской промышленности, да и в целом для страны первого десятилетия ее независимости, завод под началом нового поколения руководителей снова входил «в тонус», активно строился, создавал современные структуры управления. Контраст между вчерашним и сегодняшним днем предприятия, по мнению тех, кто их застал, – разительный.
– Конечно, изменения очень большие произошли, – говорит Пароконный-старший. – Я когда устроился на работу, у нас были раздевалки-ящики на втором этаже. Это было неуютно, вся производственная гарь и пыль шла наверх. У нас в цехе работало 700 единиц оборудования, которое обрабатывало шестерни – охлаждение маслом, масло горит, вытяжка не справлялась – можете представить. Сравнить условия в то время и сейчас – это небо и земля. Сейчас в цеху в тапочках можно ходить. Огромные душевые, горячая вода… Нового оборудования очень много – из Германии, Чехии, других стран. Все на числовом программном управлении, уже нет такого – зубило, молоток. Но и работать на нем нужно уметь, надо знать. Требования растут.
В начале 1980-х, когда на работу устраивался свежедемобилизованный из рядов еще Советской Армии Александр Шаравара, завод тоже обновлялся – именно в Кировограде министерским главком было решено осваивать купленную у немцев лицензию на производство гидростатических трансмиссий, одного из самых сложных и наукоемких видов гидравлического оборудования.
– Тогда тоже были новые цеха – для того времени это был «космос», немецкие станки-полуавтоматы, немецкая технология, – вспоминает Шаравара-старший. – Сейчас все опять поменялось – в основном новые станки, ЧПУ, программное управление.
По его словам, это одна из причин, по которой на заводе много молодежи, – ее представители больше связаны с компьютерами, им легче осваивать новое оборудование, чем тем, кому уже за 55, как ему самому. В то же время работать на них намного легче, а качество продукции намного выше, констатирует опытный станочник. Вот уже больше 10 лет они с сыном работают плечом к плечу, на одном производственным участке. И если поначалу в отцовской поддержке и помощи нуждался младший Шаравара, то теперь он и сам подсказывает старшему.
С новым уровнем точности, качества, технологий в коллектив пришел и новый уровень ответственности. Госзаказ и план, который героически выполняли, работая «сутки пополам» в конце месяца, иногда по выходным и праздникам – даже в Новый год, сменили недельные графики и суточные задания по выполнению заказов и обеспечению ритмичности производства. Александр Шаравара отмечает: «Когда на счету – каждая заготовка, а вместо молотка и зубила в руках у тебя – точный дорогостоящий инструмент, отвечать приходится за каждую ошибку».
– Дисциплина – это залог всего: зарплат, безопасности, здоровья и жизни, – подчеркивает начальник участка Владимир Пароконный. – Требования стали жестче – относительно употребления спиртных напитков, например, у нас это искоренено. В советское время, конечно, было… И курение было – идет человек по цеху, курит, бросил окурок на пол, пошел дальше. Сейчас для этого есть определенное время и место.
Но, выдвигая требования, компания предлагает своим работникам и возможности для повышения собственной профессиональной востребованности, развития и роста. Поэтому сегодня, когда многие молодые и условно молодые кировоградцы ищут возможности реализовать себя в занятиях, далеких от полученной специальности, сорокалетний Александр Пароконный уверен в том, что его будущее связано с «Гидросилой».
– Я хочу повысить свою квалификацию и работать дальше. Здесь есть учебный центр – я устроился на завод токарем, выучился на оператора, потом – на наладчика. Мне интересно работать на ЧПУ (станках с числовым программным управлением. – Авт.). Это будущее.
С видом на будущее
Предприятия группы «Гидросила» остаются для их работников источником уверенности в сегодняшнем и завтрашнем дне и в последние годы, далеко не лучшие для национальной экономики. Стабильность, «белая» зарплата, социальная ответственность работодателя – моменты, которые отмечает каждый из представителей обеих династий, с которыми общался журналист «УЦ».
Самый старший из них, Владимир Пароконный, в 1990 году, в самое тяжелое и неопределенное для украинской промышленности время, когда само ее существование оказалось под вопросом, покинул завод и устроился работать на частную станцию техобслуживания автомобилей. Но через десять лет вернулся обратно – на свой участок, когда небольшая компания, где он работал, распалась.
– Сейчас, когда работы в Кировограде мало, каждый дорожит своим местом – это дисциплинирует человека, – уверен он. Именно устойчивость «Гидросилы» сыграла роль, когда определяться со своим будущим пришлось его сыну Александру, тоже пробовавшему себя в разных постперестроечных предприятиях. – Тут была стабильная работа, стабильная зарплата и стабильный коллектив. Это немаловажную роль сыграло в те годы.
Стабильность в работе – главное, чего хочет для себя и своей семьи контролер Анна Шаравара. Ее 32-летний сын, станочник Виталий, также уверен: пока есть работа и стабильность, отпуск, больничные, социальный пакет, пенсия, его вряд ли привлечет перспектива поиска новых возможностей для карьеры.
– В стране такое положение, сколько заводов стоит, а мы – держимся, – подчеркивает глава их семейства Александр. – У нас нет задержек по зарплате. На многих крупных предприятиях того же Днепропетровска люди по четыре месяца зарплаты не видят. Здесь ты знаешь, что свои деньги всегда вовремя получишь. Летом можно поехать отдохнуть на море с семьей – есть своя база, профсоюз, другие поездки – то в Умань, то еще куда-то…
Вместе с тем он полностью отдает себе отчет в том, что успех компании, обеспечивающей настоящее его семьи, сегодня зависит от каждого без исключения члена коллектива – от высшего руководства до цеховых, включая его самого.
– Тогда (при Советском Союзе. – Авт.) было проще, потому что купили готовую немецкую технологию, все было государственное, в том числе – заказ. А это все (что есть сейчас. – Авт.) – развитие, новая продукция – своими силами, сами понимаете, – говорит Александр Шаравара.
Наглядные, ощутимые и исчислимые изменения позволяют ему верить в том числе и в собственное будущее. Так, если раньше часть литья закупалась за границей, то сегодня производственный участок, где работает Шаравара-старший, получает заготовки уже с собственного производства компании – литейного завода «Металит», создание которого стартовало в 2013 году. И то, что это, в числе прочих, хороший сигнал для экономики его предприятия, заводчанин с 34-летним стажем отлично понимает. «Все будет!» – уверен он.
– Я горжусь тем, что я на «Гидросиле» работал и работаю, – говорит ветеран производства Владимир Пароконный. – Гидравлика – «царица» в мире, это наше настоящее и будущее. Все современные комбайны, все трактора, вся техника – на кнопочку нажимаешь, она поднимает, нагружает, разгружает… Все гидравлика.
Его невестка, бухгалтер Оксана, которая в свое время побаивалась трудностей работы на большом производственном предприятии, сегодня, через шесть лет, утверждает, что в среде машиностроителей чувствует себя хорошо. А еще – надеется, что ее сын со временем продолжит семейную традицию – дословно, «потому что стабильность должна быть», побаиваясь на сей раз только того, что «молодежь сейчас другая» и самого младшего Пароконного могут прельстить иные перспективы. Впрочем, он уже учится в машиностроительном техникуме, который окончили его отец и дедушка.
– Я предлагал ему: Сережа, может, ты закончишь школу, – говорит Владимир Васильевич. – Он говорит: «Нет, я пойду в техникум, как папа, а потом пойду учиться в институт».
Сложно сказать, бывает ли предрасположенность к машиностроению генетической, или так на жителей нашего региона влияет статус признанного отраслевого центра, производящего наибольшее в Украине количество сельхозтехники и комплектующих к ней. Этот вопрос мы оставим на рассмотрение будущим исследователям. Но с уверенностью можно сказать одно: вот уже 85 лет гидросиловцы – важная, узнаваемая и самобытная часть населения Кировограда и области, влияние которой на настоящее и будущее нашей, и не только, земли весьма и весьма заметно. И, судя по всему, продолжат оставаться ею еще долго.
Андрей Трубачев, «УЦ».