Кировоградская область, Новархангельский район. Линия сел: Тернивка, Подвысокое, Торговица… В конце лета 1941 года здесь произошло одно из самых трагических событий первых месяцев Великой Отечественной войны. Провал Уманской оборонительной операции привел к тому, что в этих местах попали в окружение и были практически полностью уничтожены 6-я и 12-я армии Юго-Западного фронта, командовали которыми генерал-лейтенант И.Н.Музыченко и генерал-майор П. Г. Понеделин. В сводке германского верховного командования от 8 августа сообщалось, что немцы в «котле» под Уманью взяли в плен 103 тыс. человек, в том числе двух командующих армиями, захватили 317 танков и 858 орудий. В районе Новоархангельска погибли десятки тысяч советских солдат и офицеров. Немало их остается непогребенными даже через 63 года после Дня Победы…
Леса и поля Новоархангельского района до сих пор хранят в себе «отголоски» боевых действий 1941 года: боеприпасы, оружие, военную технику, останки военнослужащих. Регулярно в этих местах работают различные группы следопытов — как из райцентра, так и из Кировограда, — которые занимаются поиском погибших воинов и их последующим захоронением. В прошлом номере нашего еженедельника мы уже сообщали о том, что ребята из Кировоградской общественной организации «Автоветеран» обнаружили в окрестностях села Тернивка останки двух советских солдат. Неделю назад была осуществлена их эксгумация. Провели эту тягостную, но необходимую операцию представитель организации «Автоветеран» Александр Седун, руководитель Кировоградской областной комиссии по увековечиванию памяти жертв войны Павел Фещенко и житель села Тернивка Александр Пасенко. Журналист «УЦ» сопровождал поисковую группу по ходу ее работы…
К месту обнаружения останков младшего сержанта Владимира Белькевича мы добирались на «Ниве» семьи Пасенко. В Новоархангельском районе четыре дня шли дожди, так что на легковом «Фиате», на котором наша группа прибыла в Тернивку, по проселочным дорогам было просто не проехать. Солдата нашли в Чернеевом лесу, в нескольких десятках метров от окопов, располагавшихся вдоль берега Синюхи. Здесь, сразу за селом Тернивка, сомкнулось кольцо окружения советских 6 и 12 армий, с боями отступавших с территории Западной Украины…
Чернеев лес
— Немцы к селу подошли со стороны Добровеличковки, — показывая рукой в том направлении, объясняет Александр Седун. — Почему они рвались сюда? Потому что за Тернивкой расположен стратегический мост через реку Синюха. Это было серьезное препятствие для войск. В этом районе глубина реки доходит до семи-восьми метров. А по ту сторону села — глубина только полтора-два метра. Если знать, где находится брод, можно было оперативно форсировать реку. Наши же войска прорывались в сторону Первомайска, где стояли эшелоны с горючим. Но в результате все войска, которые подошли к Тернивке со стороны Подвысокого (пару километров на северо-запад от села. Авт.), попали в окружение. Если бы тогда удалось прорвать кольцо, многие бойцы смогли бы спастись. Уже после войны очевидцы писали, что для выхода из окружения советским дивизиям не хватило пройти всего 5-6 километров…
Из воспоминаний фронтового разведчика, начальника Разведывательного отдела 6-й армии Киевского особого военного округа, полковника Василия Новобранеца: «В Умани мы продержались всего неделю. Под давлением немцев 2-го августа [1941] отошли в район села Подвысокое. Вернее будет сказать — немцы прижали нас к реке Синюха, восточнее и юго-восточнее Умани. Сюда же немцы совершенно неожиданно для нас отбросили с юга 12-ю армию генерала П. Г. Понеделина. В этот же «котел» пробились остатки некоторых других частей с юга и запада. Всю эту массу разрозненных войск немцы окружили в районе Подвысокое — Новоархангельск. С начала августа мы вели бои в полном окружении…»
1-е августа стало переломным днем в Уманской оборонительной операции. Утром генералы Понеделин и Музыченко доложили по радио Военному совету фронта и Ставке: «Положение стало критическим. Окружение 6-й и 12-й армий завершено. Резервов нет. Просим очистить вводом новых сил участок Терновка-Новоархангельск. Боеприпасов нет. Горючее на исходе».
Боевые действия в районе Новоархангельска продолжались до 13 августа, тогда как Кировоград был захвачен еще 7 августа 1941 года. Советские дивизии сопротивлялись в окружении более недели, но силы сторон были неравны. Тем не менее, упорное сопротивление войск генерала Понеделина задержало наступавшие на Киев дивизии Клейста почти на восемь суток. Восстановить истинные масштабы потерь советских войск в Уманском «котле» весьма затруднительно. На 20 июля 6-я и 12-я армии насчитывали 129,5 тыс. человек. По данным штаба Южного фронта на 11 августа, окружения удалось избежать 11 тысячам человек, главным образом из тыловых частей. В плен попали командующие 6-й и 12-й армиями генералы И. Н. Музыченко и П. Г. Понеделин, 4 командира корпуса и 11 командиров дивизий.
Отец нашего проводника-следопыта Александра Пасенко — Александр Иванович Пасенко знает многое из того, что происходило в окрестностях села летом 1941 года. В основном — по рассказам односельчан-свидетелей событий, своих родителей и бабушки. Уже много лет Александр Пасенко-старший вместе с тремя сыновьями занимаются поиском останков советских солдат. Благодаря их стараниям преданы земле тела свыше двух десятков погибших в Уманском «котле» воинов. Александр Иванович говорит, они разыскивают солдат для того, чтобы не оставалось неизвестных погибших, чтобы можно было по-человечески похоронить всех сложивших здесь голову бойцов…
— Наши войска ожидали немцев со стороны Умани, а те подошли с юга, — рассказывает Пасенко-старший. — Советские солдаты, которые стояли у нас за селом возле леса, сразу пошли вдоль Синюхи на Первомайск, вышли из окружения. А те, кто пошел в другую сторону, — напоролись на немцев. В самой Тернивке возле церкви наши поднялись в штыковую атаку, так немцы поставили бронетранспортер, пулеметы и выкосили больше сотни наших солдат. Все они похоронены в селе в братской могиле. Остальные ушли в Чернеев лес. Разведка не проверила брод, и при переправе затонуло много техники и солдат. А потом немцы начали обстреливать позиции укрывшихся в лесу наших дивизий из минометов…
— Скорее всего, остатки армий зашли в лес для перегруппировки отступающих войск, чтобы разобраться, как воевать дальше, — добавляет Павел Фещенко. — Немцы в лес не входили. Подтянули артиллерию и стали «утюжить» лесной массив. Били не только из минометов, но даже из осадных крупнокалиберных, 120-150 миллиметровых орудий. Бетонных укреплений у наших войск здесь не было. Немцы использовали осадную артиллерию для подавления психики бойцов. Чтобы видели, что отсюда нет выхода, и единственное, что остается, это или умереть, или сдаться в плен. Здесь в лесу практически нет целых скелетов бойцов, артиллерийским огнем солдат просто разрывало на части. Поэтому то, что удалось найти почти целый скелет воина с невредимым медальоном-«смертником» — большая удача…
Останки младшего сержанта Владимира Белькевича лежали в земле возле неглубокой ямки метрах в двадцати-тридцати от окопов. Возможно, солдата накрыло, когда он перебегал с позиции на позицию. В ходе эксгумации останков также были извлечены из грунта сохранившиеся детали амуниции, пуговицы, патроны, запал от ручной гранаты, пустой флакончик из-под духов и много осколков, которые, очевидно, и стали причиной смерти воина…
Второго, безымянного солдата — известно только, что он служил в войсках НКВД, — откопали на другом берегу Синюхи. Нашли его останки благодаря тому, что рядом находились винтовочные патроны. На них и среагировали датчики металлоискателя поисковиков. Неподалеку от скелета лежала в земле самозарядная винтовка СВТ-40 — самое высококлассное оружие Красной Армии на момент начала войны. К сожалению, пластмассовый «смертник» бойца развалился на части, так что имя воина установить уже не удастся. С подобной проблемой следопыты-поисковики сталкиваются постоянно. По словам Павла Фещенко, который является руководителем Кировоградской общественной благотворительной организации «Поисковая группа “Звезда”», из всех эксгумированных членами группы погибших во время войны военнослужащих — а это свыше 600 человек! — идентифицировали личность по «смертнику» только в двух случаях…
Бойца НКВД, скорее всего, засыпало землей в результате минометного обстрела. Может быть, для него смерть на поле боя — даже лучшая участь, чем расстрел. Солдат подразделений Народного комиссариата внутренних дел немцы в плен не брали. Их расстреливали на месте, так же, как комиссаров и пулеметчиков. НКВДисты об этом хорошо знали, поэтому всегда бились до последнего…
«Красная» река Синюха
Старожилы Тернивки говорят, что в окрестностях села оставались незахороненными многие тысячи советских и немецких солдат.
— Боевые действия шли летом, — продолжает свой рассказ Александр Пасенко-старший. — Так что, когда немцы наших из села выбили, тела нужно было убирать как можно быстрее. А как убирать? Сбрасывали убитых солдат в окопы и присыпали сверху землей. От Тишковки до Тернивки наши солдаты укрылись в камышах, так немцы выжигали их огнеметами. Потом местные жители собрали там горы трупов. 240 душ лежат в сельской братской могиле, но это малая часть. Осталось еще очень много непохороненных солдат. Где-то в лесу должна быть братская могила политработников и офицеров — немцы за раз расстреляли человек пятьсот…
А сколько погибло при переправе! Вода Синюхи была вся красной от крови. У наших было только две лодки, а их немцы с самолетов бомбили. Кто раненый был — все утонули. Моя бабка покойная после боев все ходила на реку высматривала дедушку. Она рассказывала, что дамба возле мельницы была запружена телами тысяч солдат. Где они похоронены, никто не знает…
Немцы просто смели наших. Советские солдаты пробовали было прорваться из окружения. Пошел на немецкие позиции один танк, за ним поднялся в атаку полк солдат. А тут всего рота немцев. Танк ворвался в немецкие окопы, многих фрицев подавил. Немцы выкатили из бараков пушку и с первого же снаряда танк подожгли. Т-28 на бензине работали, горели, как спички. Отбили немцы атаку, наши вернулись назад, в лес… Соседнее село Торговица семь раз из рук в руки переходило, то наши немцев выбивали, то немцы — наших. В Торговицком лесу по сей день много солдат в земле лежат. Только в прошлом году пограничники нашли там останки больше сотни воинов.
Говорят, что у наших войск не было снарядов, патронов. Да всего было полно! Не было командования. В составе двух армий служили не вчерашние призывники, а 19-20-летние солдаты срочной службы. Но не было офицеров, некому было руководить и командовать. Старшина-артиллерист, находившийся в окружении (он потом остался жить в нашем селе), рассказывал, что их батарея могла бы одним залпом накрыть наступавшие немецкие танки. Те были как на ладони на подступах к Тернивке. Но батарея уже получила приказ разобрать орудия, чтобы не оставлять врагу. В селе при отступлении советские войска сами сожгли колонну танков, чтобы не достались немцам. Горючее закончилось, двигаться дальше танкисты не могли, вот и пожгли технику. Семь или восемь танкистов застрелились, один из них был с орденом Красного Знамени. Их односельчане похоронили в братской могиле…
Когда наши вошли в село, то начали расспрашивать местных жителей, где они находятся. Оказалось, что у них на карте такого села нет! Вместо Тернивки на картах были обозначены совсем другие села. А у немцев разведка хорошо работала. На Синюхе выше мельницы планировалось строить ГЭС. Ее должны были возвести еще до 1940 года. На самом же деле гидроэлектростанция существовала только в проектах. В августе 1941-го немцы уже бомбили с воздуха тот участок плотины, где должна была находиться и работать ГЭС. На немецких картах уже успели нанести месторасположение ГЭС.
«Война не окончена, пока не похоронен последний солдат»…
Эта приписываемая Александру Суворову фраза служит девизом поисковой группы «Звезда». Ее руководитель Павел Фещенко говорит, что в нашем регионе больше всего останков незахороненных солдат война разбросала по Кировоградскому, Новоархангельскому, Онфуриевскому, Светловодскому, Петровскому, Голованевскому районам. Сколько всего на территории Кировоградщины находится без вести пропавших в Великой Отечественной войне бойцов, никто точно не знает. На позапрошлой неделе «Звезда» «подняла» в Кировоградском районе тела 14 бойцов. Все — безымянные. Останки этих воинов, вместе с останками ранее найденных солдат, вместе с останками обнаруженного возле Тернивки бойца НКВД, в начале мая будут погребены в братской могиле мемориального комплекса Валы в областном центре. Как положено, с соблюдением армейских и общечеловеческих традиций: с панихидой, отпеванием и воинскими почестями. Останки погибшего в окружении под Новоархангельском младшего сержанта Владимира Белькевича похоронят в Житомирской области, откуда боец был родом…
Добрый день,дорогие друзья! Спасибо, что не забываете про погибших солдат!Мой дед Карташев Иван Федотович был участником этих боев. Там же и был контужен и пленен.. Прошел множество лагерей..Извините за сумбур — волнуюсь. Мой папа рассказывал, что со слов деда, во время боя, чтобы выйти из окружения, одна из местных женщин дала им штатскую одежду (иначе они были бы расстреляны как командиры), в тех же местах были закопаны документы и награды..У меня дома сохранилось несколько записей об этом окружении,которые дедушка писал для СМЕРША, куда попал после плена. Если что Вам будет известно, прошу Вас сообщить.Заранее благодарю Вас.
УДАЧИ ВАМ!!!ДАЙ БОГ ВАМ ЗДОРОВЬЯ!
Добрый день!Меня зовут Никонорова Наталья, я проживаю в России в Республике Карелия!Разыскиваю родственников моего дедушки Пастушенко Михаила Даниловича, 1927 года рождения, которого ещё в военные годы вербовали в Республику Карелия. У него в селе Торговица, по улице Ленина, дом 75 проживает или проживал его племянник О(А)ргелян Евгений (сын родного брата), так же мне известно,что у дедушки там проживает 2 сестры и 3 брата, ещё я знаю, что у него там осталось 3 детей, но к сожалению, связь со всеми ими прервалась давно!Дедушке уже 83 года и очень бы хотелось его порадовать вестями от его родных из Украины!А лучше всего, конечно же, встретиться!Помогите,пожалуйста,!!!!!С уважением, Наталья!
Смотрите и обращайтесь сайт — MODUSBOOK.RU
Новая книга с иллюстрациями "Тайники Великой Отечественной. Командарм Понеделин и другие" Ю.А. Лискин. Москва. 2010. С.502.
Все документально. Приведены данные архивного уголовного дела на Павла Григорьевича Понеделина. Новые уникальные фото и карты.
c большим интересом прочитала статью.Ядавно разыскиваю своего деда ,который воевал в тех местах и попал в плен.К моему большому сожалению я не знаю точн его фамилию по документам Яровенко Владимир Николаевич (шальнов).родом из Астрахани.На сайте ОБД Мемориал я нашла данные но очень мало.Его судьба после освобождения из плена неизвестна.Воевал в составе 12Армии 54АП 61 СД.Может кто остался в живых ,кто помнит его!!!
Хорошо делают, что ищут. В лесу и без раскопок находятся еще и патроны, и осколки. В этом году находила, вернее, сами в руки попали. Вечная память всем православным воинам, погибшим на поле брани в наших местах и всем воинам, их же имена, сам, Господи, знаешь . Со святыми упокой, Христе, души усопших раб твоих и сотвори им Царствие Небесное.
….я жыву в городе Луганске, хотя сам родом и долгое время прожывал в Умани, а точнее село Ятрановка 15 км от Умани. Когдато давно, когда у меня появилась машины, нанимают меня молодые люди (два парня) отвезти их в Подвысокое, в лес, и потождать их там нада было пол дня. Помню что заежали к какомуто вроди леснику, и хоть это не красиво — но удалось подслушать, речь шла о какомто боевом транспортере, который вез из Львова золото и драгоценности (когда отступали) и гдето он там и затонул в лесах. Хотелось бы узнать — правда ли это или слухи, но автоматы карабины каски я видел, и их много было.
Зеленая брама — это название леса возле села Подвысокое, где фрицы наших разбили. а Евгений Долматовский — сослуживец и приятель упомянутого в материале разведчика ВАсилия Новобранеца. это так, для информации
Не один раз читал книгу известного советского поэта Евгения Долматовского "Зеленая брама".Всем ,кто интересуется настоятельно рекомендую. Это не просто книга.Автор сам побывал в "Уманском котле",а затем и в "Уманской яме".(Для молодежи-не все советское плохое.Литература була настоящая.И поэты были настоящие.) Ну,а причины разрома советских войск в начале войны весьма сложны и многогранны.В том числе и те,что указаны В.Суворовым в его книгах.Сложно это все и неоднозначно.Но умирать советские солдаты могли!