С Галой Нестеровой мы учились в выпускном классе в начале далеких девяностых. Жили в одном районе, дружили, делились своими мыслями, возвращаясь из школы домой. После окончания средней школы наши пути-дороги как-то разошлись, и только в прошлом году благодаря Всемирной сети узнал, что Гала почти четырнадцать лет проживает во Франции, на берегу Средиземного моря. Есть одиннадцатилетний сын Георгий и восьмилетняя дочь Изабель. С помощью все той же Всемирной паутины мы и общаемся. Как журналист я не мог упустить возможность задать интересующие меня вопросы о житье-бытье в такой интересной стране.
– Как тебя занесло во Францию, да еще в один из самых ярких ее городов – Марсель?
— Я жила в Кировограде, работала на вполне приличной работе – бухгалтером, но со временем стала понимать, что нужно попробовать что-то другое в этой жизни. Вот и решила переехать во Францию.
– Вот так просто взяла и переехала?
— Не все так просто, как кажется на первый взгляд. Даже 13 лет назад было не так легко выехать из Украины. Во Франции, в Марселе, первые чувства были какими-то завораживающими, очаровывающими. Вот она, Франция, вот она, страна мечты. Все казалось сном, красивой сказкой. Это было именно то впечатление, когда ты попадаешь за границу в первый раз, еще не соприкоснувшись с реальностью. Со временем розовые очки с меня спали, ведь, чтобы остаться здесь, нужно было понять, что в этой стране другие правила жизни и нужно набираться новых умений и знаний. Язык пришлось учить заново, потому как та база, которую нам вложили в школе, оказалась недостаточной для проживания.
Первое время было нелегко. Когда ты ни черта не понимаешь и практически не можешь ответить на самые простые вопросы, первое, что спасало, – это улыбка. Во Франции, да и в Западной Европе в целом, все люди добродушные и всегда улыбаются. Здороваются, спрашивают, как дела. Со временем барьер языка был взят, но с работой было так же трудно, как и везде. А когда ты не особо владеешь французским, это создаёт определенные неудобства. Поначалу мы брались за любую работу: услуги по присмотру за детьми и за домом, работа в ресторанах по 12-15 часов в день. И все же, как бы ни было трудно, люди, приехавшие сюда, очень редко возвращались домой, в Украину. Меня спасало наше упорство, которое в нас воспитала наша страна. Как оказалось, мы учимся всему очень быстро. Французы поражались нашим способностям. На данный момент я занимаюсь изучением и практикой психотерапии и психоаналитики. Это то, что я люблю делать, – помогать людям разобраться в собственных неурядицах. Да, теперь я могу себе позволить заниматься тем, что я люблю, и, конечно, наслаждаться жизнью в Марселе, на берегу лазурного Средиземного моря.
– Вспоминаешь о родном городе или вычеркнула его из памяти?
— Конечно, не забываю о нашем Кировограде и об Украине. Все, что происходит там (в Украине. – Авт.), мы отслеживаем и, конечно, переживаем. Да все переживают, даже французы очень интересуются и с большим сопереживанием следят за всеми политическими движениями в стране. О многих событиях мы узнаем из поступающей информации в интернет-изданиях. Во Франции есть украинские ассоциации, которые по мере возможностей помогают Украине медикаментами и медоборудованием. Недавно узнала, что в Лионе открылась украинская школа. Очень радует и то, что при ней работает летний лагерь для детей с украинскими корнями.
– Так уж повелось, что многие наши сограждане считают заграничную жизнь легкой и богатой. Стоит только пересечь границу с правом на жительство в той или иной европейской стране, как польются рекой всякие блага и наконец-то наступит счастье…
— Во Франции все не так безоблачно, как может кто-то подумать. В стране кризис. После не так давно состоявшихся выборов мы тоже, как и в Украине, ожидаем изменений в лучшую сторону. Посмотрим, что нам принесут победившие на выборах республиканцы.
В то же время люди социально защищены. Что бы ни случилось в стране, – это главный фактор, который отличает жизнь во Франции от многих других стран, и уж тем более от Украины. Я уже не говорю о простом и элементарном быте. Последний раз я была в Украине лет шесть назад и получила немного грустные впечатления о Кировограде в целом. А теперешняя ситуация меня расстраивает еще больше. Я поняла, что человек, который пожил за пределами нашей страны, смотрит с сочувствием на все, что происходит в Украине. В украинцах подавили желание быть счастливыми.
Людям, которые сейчас приезжают из Украины к нам во Францию, необходимо несколько месяцев, чтобы начать улыбаться искренне. Научиться пить кофе в кафе по утрам, ездить в общественном транспорте с комфортом, а не стоя друг у друга на голове, как это принято в далеком Кировограде. Те, кто остается жить здесь, не будут переживать о том, что, если они заболеют, им будет нечем платить за лечение. Потому что здесь никогда не оставят больного человека без медицинской помощи и медикаментов. Даже бездомных людей всегда накормят и найдут для них ночлег.
Да, во Франции жизнь не из дешевых. Жилье, несмотря на кризис, так и остается дорогим. Цены особо не падают. Стоимость двух-трехкомнатной квартиры начинается от 150 тысяч евро. И далее – по нарастающей. Образование платное, но доступное почти всем. В этом году студентов в университеты на 60 тысяч больше обычного. Все, что касается питания, – цены такие же, как и в Украине. Быт тоже немного отличается. Просто здесь образ жизни другой, это нужно прочувствовать. И есть настоящая демократия. В Украине, что бы ни говорили политики, демократия только зарождается. У нас, если народ что-то не устраивает, начинается манифестация. И люди, пока своего не добьются, не уйдут с площадей. Будут бастовать день, два, три, месяц, если потребуется.
– В Украине самым главным праздником года все-таки продолжает считаться Новый год. Кировоградцы начинают к нему готовиться тщательно и заблаговременно. Как отмечают его во Франции?
— У нас – рождественские праздники NOEL. Это самый магический праздник для всей Франции, да и Европы в целом. Это елки в домах с начала декабря, много шоколада, фуагра, устрицы, разнообразные морепродукты, икра, запеченная индейка. Это самые традиционные продукты, без которых ну никак нельзя обойтись. И самое главное – это семейный праздник. Французы его проводят в кругу семьи, и в этот день они дарят друг другу подарки, дети ждут Пер Ноэля (французского Деда Мороза. – Авт.), и все становятся счастливыми, как никогда. Так что в чем-то украинцы с французами схожи.
Руслан Худояров, «УЦ».