На минувшей неделе в Киеве состоялся съезд Союза секретарей местных советов Ассоциации городов Украины. Инициатором собрания стал секретарь Киевского городского совета Олесь Довгий, который призвал своих коллег защитить местное самоуправление в целом, а в частности — не допустить переизбрания Киевсовета.
На съезде присутствовал секретарь Кировоградского городского совета Руслан Мишериченко, с которым мы поговорили о столичном событии и о наших периферийных страстях.
— Руслан Валериевич, насколько серьезным было мероприятие?
— К сожалению, это собрание не опередило событие, а последовало за ним. То, что в отношении Киевского горсовета все будет развиваться именно по такому сценарию, можно было предсказать, предугадать, собраться немножко раньше и принять упреждающие меры. Но собрались уже после принятого решения. Приятно то, что из девяноста секретарей, входящих в союз, 72 приехали и приняли активное участие.
Рядом со мной сидели секретари горсоветов из Тернополя, Ровно, Белгород-Днестровского, Ровеньков и Лозовой. Все представляют различные регионы и различные политические силы, но в оценке ситуации, которая сложилась в Киеве, все были единодушны. Не знаю, поддерживают ли такую позицию те политические силы, которые они представляют, но все голосовали однозначно в поддержку оценок, высказанных Довгим. Он, в частности, напомнил о «трех гвоздях», которые были вбиты в «гроб» местного самоуправления в течение последних двух лет. Это — замена мажоритарной избирательной системы на пропорциональную, когда была потеряна связь депутатов с избирателями, внедрение императивного мандата для местных советов, а также решение ВР о перевыборах в столице, которое базировалось на политической целесообразности…
— Секретарей волнует, что Киевсовет может стать прецедентом для всей страны?
— Меня в этом плане очень обнадеживает позиция Председателя Верховной Рады Яценюка. Он заявил, что в стране есть вопросы поважнее. И второе, более концептуальное заявление, — не следует заниматься пересмотром результатов выборов 2006 года. То есть позиция достаточно адекватная. Естественно, он как Председатель ВР должен следить за соблюдением законности в этом процессе.
А превращать жизнь государства в бесконечные выборы и перевыборы недопустимо. На примере нашей экономики, когда безостановочно идет инфляционный процесс, мы видим, к чему это приводит.
— Вы общались с коллегами из других городов. Какова ситуация в горсоветах?
— Ситуация везде непростая. И вопросы с применением императивного мандата в той или иной мере присущи всем. Но настолько специфической ситуации, как в Кировограде, нет нигде. И нигде за последнее время не произошло такое кардинальное переформатирование большинства, как у нас…
Секретари являются представителями каких-то политических сил, которые, в свою очередь, понимают специфику своей работы. Он не может быть человеком на веревочке, жестко привязанным. Это представитель всего депутатского корпуса. Даже если он — представитель большинства, он все-таки должен следить за тем, чтобы и права меньшинства соблюдались в должной мере. Это должностное лицо, особый статус которого предусмотрен законом.
В нашем горсовете все фракции претендуют на то, что я должен исполнять их политическую волю. Особенно проявилось это на последней сессии, где пытались выразить мне недоверие. Я заявлял и всегда буду заявлять, что у меня есть собственное мнение по большинству позиций. Если моя точка зрения по некоторым вопросам совпадает с позицией, например, фракции Партии регионов, или социалистов, или нашеукраинцев, то это не значит, что я встал на сторону этой политической силы. Адекватные предложения звучат с разных сторон, и я считаю, что имею право (и закон это позволяет) иметь свое собственное мнение по всем вопросам, которые рассматриваются в совете.
Идеальным был бы вариант, если бы у нас совпадали точки зрения с городским головой и мы работали в тандеме. Меня пытались обвинить в том, что я не поддерживаю позицию городского головы, в частности в кадровых вопросах. Я объясню свое к этому отношение. Безусловно, не подвергается сомнению, что городской голова имеет право подбирать себе команду. Но, во-первых, с моральной точки зрения, я не имел права поддерживать отставку людей, с которыми я шел в одной команде в 2006 году. Во-вторых, у меня есть очень большие сомнения относительно того, что все предложения, в том числе и по замене членов исполкома, это предложения городского головы, а не навязано со стороны. Еще есть много вопросов относительно соблюдения регламента. Поэтому я поступил как поступил…
— Я ни в коем случае не предлагаю вам подводить итоги пребывания в должности секретаря горсовета. Но все-таки, если оглянуться назад, вы все правильно делали?
— Мне сложно ответить на этот вопрос. Было бы интересно услышать оценки со стороны. Конечно, я анализирую, делаю выводы. И опыт, даже если он неудачный, всегда помогает. Тем не менее, мне кажется, что фатальных ошибок я не совершил.
Размолвки с БЮТом у меня были, но сейчас мы находим общий язык и взаимопонимание. Я во многих вопросах вижу поддержку со стороны руководства организации и фракции. В то же время я ищу точки соприкосновения с представителями других политических сил. Моя задача — не сталкивать лбами, а находить моменты, в которых фракции могут сотрудничать в направлении нормализации ситуации в горсовете. Потому что сейчас нельзя говорить о том, что в горсовете нормальная ситуация. Но и утверждать, что в том, что происходит в горсовете, виноват секретарь, неправильно…