Жильцы дома, что в Кировограде, на улице Грузовой двор, 28, взывают о помощи. Об этой неординарной проблеме был снят сюжет областного телевидения, сообщено на интернет-ресурсах, теперь пишет «УЦ». Людей реально жалко.
Собственно о доме – согласно техническому паспорту, который сам по себе является раритетом. Год постройки – 1911-й. Площадь застройки – 1366 квадратных метров. Два этажа: первый и полуподвальный, или цокольный. Фундамент бутовый. Наружные стены каменные. Толщина стен цокольного этажа – 1,05 метра, первого – 0,85 метра. Высота жилых помещений – 3,35–3,65 метра. Пожалуй, этот дом мог бы иметь статус памятника архитектуры, если бы до него кому-то было дело.
Татьяна Самойловна Костина живет здесь с 1985 года. Работала на железной дороге крановщиком, жила в общежитии, где была прописана с детьми. Тем, кто жил в доме на Грузовом дворе, 28, давали квартиры в порядке очереди, а освободившееся жилье занимали те, кто жил в общежитии. Раньше в доме было 40 квартир, сейчас 26: 13 – в цокольном этаже, 13 – на верхнем. Те, кто наверху, прописаны, «подвальщики» – нет.
Узаконить свое право на проживание люди пытались много лет. Писали письма в различные инстанции, вплоть до Кабинета Министров. Письма переадресовывались на местную власть, и уже здесь пытались разбираться в запутанной ситуации. Балансодержатель – Знаменское строительно-монтажное эксплуатационное управление № 3 Одесской железной дороги – настоял на создании комиссии по обследованию условий проживания в доме. Такая комиссия была создана, но люди о ее работе узнали недавно. Согласно акту обследования состояния жилого дома, «квартиры в удовлетворительном состоянии. В некоторых квартирах жильцами выполнена перепланировка. Частично в квартирах самовольно выполнен водоотвод в сливные ямы, которые обустроены с нарушением санитарно-технических норм».
Кроме этого, комиссия зафиксировала, что требует капитального ремонта внутридомовая электрическая сеть; штукатурный слой внешних стен частично разрушен; требуют ремонта водопроводные сети; выявлено затекание кровли; подъезды нуждаются в текущем ремонте. В итоге комиссия рекомендовала балансодержателю сделать ремонт дома, решить вопрос с выдачей ордеров жильцам цокольного этажа, сделать ремонт водопроводных сетей и определиться с поставщиком электроэнергии к дому.
В течение десятилетий никому не было дела ни до строения, ни до людей. Нет, однажды завезли стройматериалы, и у семей появилась надежда на то, что здание будет отремонтировано. Через несколько дней щебень, цемент, шифер были погружены на машины и вывезены в неизвестном направлении. Внутри квартир жильцы производят ремонты сами – кому что по силам. Крыша и стены для них неподъемны финансово.
Газа в доме нет и не может быть – он окружен железнодорожными ветками. «Кировоградоблэнерго» пошло навстречу жильцам и сделало скидку на тарифы, чтоб люди могли отапливать помещения калориферами. Но получилось, что тариф для цокольного этажа не такой, как для верхнего. 45,60 грн. за 100 киловатт платят «цокольники», верхний этаж – 36,60 грн. Кто сделал такую градацию – неизвестно.
Получается, что жильцы дома на Грузовом дворе, 28 узаконены ровно наполовину. С «верховиками», которые прописаны, заключены договора, и они платят за свет и перечисляют квартплату. А «цокольники» боятся, что их отрежут от света. «Мы квартплату не платим, но я говорю, что за тридцать лет, которые здесь живу, заплачу. Разрешите нам вызвать техника, все обмерять и узаконить. За наши деньги. И землю надо узаконить, и сараи, – говорит Татьяна Самойловна. – Мы хотим приватизировать наше жилье, но не можем найти механизм, как это сделать».
Недавно появилась причина для беспокойства и у жильцов верхнего этажа. Совершенно случайно, пытаясь получить какую-то справку, жильцы узнали, что их дом снят с баланса.
26 ноября представители дома-полупризрака поехали в Знаменку к руководству СМЭУ № 3, где им подтвердили снятие с баланса дома еще в апреле 2013 года, но официального документа, подтверждающего этот факт, на руки людям не дали.
Сейчас жильцов упрекают, что они упустили шанс два года назад создать ОСМД. Это не так, люди не были против, но при выполнении некоторых условий со стороны балансодержателя: сделать ремонт крыши, которая течет, фасада и сделать возможной прописку всех жильцов. Естественно, эти условия никто не собирался выполнять.
Наши коллеги-телевизионщики обратились за комментарием к начальнику СМЭУ-3 Игорю Лелеке, который сказал, что «сейчас не владеет этой ситуацией и не может ответить на вопросы». Народ направил письмо руководству Одесской железной дороги и ждет ответ. После этого они намерены обратиться за помощью к депутату горсовета Игорю Голофаеву, которого поддержали на местных выборах, и к городскому голове Андрею Райковичу. Не исключают, что придется писать жалобы в прокуратуру.
«Я элитных домов и квартир не требую. Тридцать лет отработала на железной дороге. В этом доме живут моя дочь, внучка и уже два правнука. Помогите мне и моим соседям узаконить наше проживание в этом доме», – попросила Татьяна Самойловна. Нужно, жизненно необходимо им помочь.
Елена Никитина, фото Павла Волошина, «УЦ».