А случилось это в США, в славном курортном городе Оушен-сити в штате Мериленд. История началась с того, что в мае нынешнего года двое кировоградских студентов-программистов поехали в Штаты по программе Work and Travel – мир посмотреть и себя показать.
Роман Заворуев и Саша Кондрашов в марте нынешнего года решили подать документы на участие в программе Work and Travel, активно продвигаемой в Кировоградском национальном техническом университете отделом международных связей.
Роман: – Это было несколько неожиданно, потому что большинство участников программы подали документы еще в сентябре прошлого года и усиленно готовились. А мы решили присоединиться в марте. Почему? А почему бы и нет? Вот он, шанс, вдруг получится? И получилось. Но я думаю, что это потому, что мы не претендовали на какие-то серьезные должности, требующие хорошего знания английского. Поэтому так называемый спонсор, отвечавший за наше пребывание в США, довольно легко и быстро определил нас в Оушен-сити, штат Мериленд, на работу в гостинице. Мы с Сашей занимались благоустройством территории вокруг отеля – уборкой мусора, покраской и починкой забора и так далее. Работа несложная и не требующая каких-то специальных знаний.
– Давайте не будем забегать наперед. Итак, вас отобрали для участия в программе…
Роман: – Когда мы об этом узнали, я поверить не мог. Да что там, мы уже сидели в самолете в Борисполе и то поверить не могли. Правда, дорогу нужно было оплатить самим. По дороге мы делали одну пересадку в Амстердаме. Впечатлений было море, хотя дальше аэропорта нас не пустили. Но сам аэропорт… Он огромен! От одного терминала до другого мы шли 15 минут. Даже промелькнула мысль «А не остаться ли в Нидерландах», но нет-нет, нельзя. Да и США обещали быть ничуть не хуже.
– И как вас встретили Штаты?
Саша: – Это отдельная история. Отель, в котором нам предстояло работать, открывается в 10, а самолет прилетел около 4-х. Куча времени на то, чтобы осмотреться. Оушен-сити – это курортный город, он почти весь вытянулся вдоль океанского побережья. Мы первым делом, конечно же, пошли на пляж. У меня была мечта искупаться в океане, и в первый же день судьба дарит такой подарок… Мы, пока ходили по городу, удивлялись каждому камню, испытали первый культурный шок.
– А в чем он заключался?
Роман: – В Штатах люди ведут себя очень свободно, раскомплексованно. Стоит тебе поднять глаза на другого человека, и он сразу тебе улыбается. В порядке вещей подойти и сказать что-то типа «классный прикид» просто так на улице совершенно незнакомому человеку. Мы поначалу смущались, конечно. В общем, часов до семи утра мы обошли побережье и решили искать себе жилье. Нам показали один из так называемых E-point. Это дом, который сдается в аренду иностранным студентам, приехавшим подзаработать. Наш E-point имел четыре спальни, одну кухню, гостиную и санузел на всех, он был рассчитан на восьмерых человек, а хозяйкой его оказалась женщина из России. Вообще мы, когда ехали в Штаты, думали, что будем полностью в англоязычной среде, но все оказалось гораздо интереснее. Чуть позже вместе с нами поселились две девушки из Западной Украины, еще одна девушка из Венгрии и парень с Ямайки. В общем, мы приготовились усиленно практиковаться в английском, но вместо этого научили ямайца Тони говорить по-украински. Через два месяца он уже знал слова «добридень», «до побачення», «дякую», «смачного» и еще несколько. Да, еще хочу рассказать о том, как американцы в общественном транспорте ездят, это особенно поразило. Мы ежедневно ездили на работу в автобусе, так в Штатах люди в транспорте ведут себя совсем не так, как у нас. Они практически сразу начинают общаться, знакомиться, рассказывать друг другу что-то. Автобус гудит, как улей. Однажды так случилось, что в пятницу вечером мы ехали с работы, а в автобусе тишина. Так водитель взял микрофон и сказал: «Эй, ребята! В чем дело, почему так тихо? Пятница же!» И автобус тут же загудел.
– Что представляет собой Оушен-сити?
Роман: – Это довольно большой курортный город на восточном побережье, но вне сезона в нем проживает от силы где-то 4 тысячи человек. Мы работали там как раз в сезон, поэтому отдыхающих было много, в основном из Нью-Йорка и соседних штатов. Кроме основной работы в гостинице, мы устроились на дополнительную работу, но в разные заведения. Там много всяческих закусочных и лавочек фаст-фуда. Я работал в заведении, которое делало большие багеты со всяческой начинкой из мяса и овощей. Саша – в лавке, где продавали пончики.
– И что представляет собой американский фаст-фуд? А то, кроме Макдональдса, мы ведь ничего почти не знаем.
Роман: – Я уже говорил, что всяких закусочных в Оушен-сити много, меня поразило в отношении американцев к еде то, что они всегда стараются держать на прилавке только свежее. Например, нарезанные помидоры должны были стоять не более 3 часов, после этого их убирали и ставили новые. Все, что к закрытию не продалось, выносилось на мусорку. Естественно, мы с Сашей часть этой еды брали в пакеты – и домой. Благодаря этому мы практически не тратились на еду. С меня багеты и овощи, с Саши – пончики, а с девушек из Западной Украины – десерт, они работали в магазинчике по продаже замороженных йогуртов.
– С работой понятно, а как проводили досуг?
Саша: – Ходили в клубы. На побережье довольно много ночных клубов. Но отношение к их работе тоже не такое, как у нас. Там клуб закрывается в час ночи, сколько бы народу в нем ни было. А здесь работает, пока последний посетитель не уйдет. С возрастными ограничениями и дресс-кодом тоже строго – большой парень на входе обязательно проверяет твой паспорт, чтобы удостовериться, что тебе исполнился 21 год и тебе можно пить алкоголь. Насчет дресс-кода: меня, например, не впустили в клуб в шортах с накладными карманами. Вообще в клубы не пускают в пляжной и спортивной одежде, а вот в обычных джинсовых шортах я без проблем проходил.
– США – очень спортивная страна. Сами спортом занимались?
Роман: – Нет, нам было особо некогда. Но насчет того, что страна спортивная, – это 100%. Там хорошо по самим людям это видно, по внешности. Условно людей можно поделить на толстяков, которые спортом не занимаются, и спортивных, подтянутых. Серфинга, правда, не было, хоть и океан, нам объяснили, что это из-за того, что волны слишком опасные, хоть и не очень высокие. Но, например, площадки для пляжного волейбола по всему побережью. И мячи рядышком в корзинах лежат просто так – бери и играй.
– Вы говорили о том, что за вас отвечал некий спонсор. Объясните подробнее.
Роман: – Спонсором мы называли представителя программы Work and Travel, который за нас отвечал. После прилета студент должен в течение недели где-то устроиться на работу и уведомить спонсора об этом. Если студент бросает работу и переезжает на другое место, он тоже должен уведомить спонсора, куда он переехал и на какую работу там устроился. Не работать совсем нельзя – если не устроился в течение двух недель, тебя депортируют.
– Вы покидали пределы Оушен-сити? Посещали другие города?
Саша: – Да, у нас была экскурсия в Вашингтон. Хоть он и столица США, но совсем не похож, например, на Киев. На самом деле Вашингтон небольшой город. Он очень уютный, комфортный, спокойный. В нем нет зданий выше, кажется, пяти этажей. Это потому, что в нем действует закон, согласно которому здания в городе не должны быть выше памятника Джорджу Вашингтону, а сам памятник представляет собой высокий обелиск. К сожалению, у нас не получилось посетить Нью-Йорк и Ниагарский водопад – экскурсии туда пришлись как раз на время, когда нам нужно было лететь домой.
– Куда хотели бы поехать в следующий раз? Вообще, ребята, какую страну вы хотели бы посетить больше всего?
Саша: – Я бы хотел посетить Лондон, увидеть Тауэр с его мостом, королевский дворец, Биг-Бен.
Роман: – В Лондоне и я бы с удовольствием побывал, но во Францию хочу больше. Как-то по духу она мне ближе остальных стран. И французский язык мне очень нравится, если будет достойная мотивация, готов его выучить.
Беседовала Виктория Барбанова, «УЦ».