Одесса: вживую и по скайпу

Буря оваций. Аплодирующий стоя зал. Смех и слезы. Всего этого было в избытке 7 ноября в областной филармонии на спектакле «Поезд Одесса-мама». Вот бывает же так: ждешь обычного актерского «чеса», а вместо этого неожиданно получаешь пир духа и именины сердца.

Совсем коротко о сюжете пьесы: всего одна ночь в спальном купе поезда Одесса-Львов резко меняет жизнь главных героев Натальи Тарасовны Горобец (Руслана Писанка) и Михаила Моисеевича Мухимзона (Олег Филимонов). Можно, конечно, передать все перипетии пьесы, созданной легендарными авторами «Джентльмен-шоу» Александром Тарасулем, Евгением Хаитом и Виктором Явником, но что-то мне подсказывает: многоопытный директор филармонии Николай Кравченко наверняка захочет повторить успешный спектакль в ближайшем будущем. Вот для такого случая мне и хотелось бы сохранить интригу и не растаскивать раньше времени замечательный текст на цитаты.

Спектакль явно сделан по «шустовскому» рецепту на «пять звездочек». Точнее, на пять звезд и одну звездочку. Блистательную актерскую игру Русланы Писанки, Олега Филимонова, Виктора Андриенко, Якова Гоппа и знаменитой Ольги Волковой дополняет трогательное пение победительницы конкурса «Голос. Дети» Ани Ткач. При этом весь спектакль зрители видят и слышат Ольгу Волкову… в скайпе. И именно Ольга Волкова играет с Русланой самый драматический эпизод в этой смешной и трогательной комедии. Все, как в нашей жизни: веселое идет рядом с трагическим. И да, скайп для самых любимых и близких людей есть не только здесь, в реальной жизни, но и ТАМ, в другой…

Возможно, если бы наше интервью с актером Яковом Гоппом состоялось после спектакля «Поезд Одесса-мама», все вопросы были бы только о нем. Но разговор состоялся до, и с одним из символов телевизионной «одесской коммунальной квартиры» мы говорили совсем о других вещах.

– Яков, скажите, что для вас роль мужа тети Симы из одесской коммуналки – это судьба, это ваш крест, это только работа или что-то родное и близкое?

– На самом деле это уже было так давно, что кажется – в другой жизни. Началось все в 1991 году, а первые сюжеты были сняты в 1994 году, и пошло-поехало. В итоге мы с моей партнершей Ириной Токарчук стали одним из символов Одессы. Ни одна Юморина, ни одно крупное веселое мероприятие без нас не обходится. Ну вот, карма не карма, но образ нашел актера…


– А если бы открутить время назад и Александр Тарасуль снова предложил бы вам роль Симиного Яши – согласились?

– Да. Безусловно. Как говорится в одной шутке: «Во-первых, это красиво…» Ну и чего скрывать, эта роль принесла нам совершенно дикую популярность. Причем вот интересный момент: Яшу невероятно любили дети. Женщины – жалели, а дети просто обожали. Они вот так же любят добрых клоунов.

– Скажите, а чем образ сценического героя Яши похож на характер актера Якова Гоппа?

– Да практически ничем! Я постоянно обращался к авторам, пытался как-то защитить Яшу: «Ну сколько можно, ребята? Зачем вы его так унижаете? В конце концов, люди ведь отождествляют образ со мной». Ответ был один: «Да не переживай ты, это же только комиксы, клоунада». Вот так они меня постоянно уговаривали. Слава Богу, у меня еще было огромное количество образов. Хотя они тоже были немножко со сдвигом…

– В Одессе многие медики, инженеры, педагоги прошли кавээновскую школу и стали актерами, режиссерами, авторами. Какая бы профессия выбрала вас, если бы не «джентльменское» прошлое?

– Нет, тут без вариантов. Я изначально хотел быть только актером. Еще в восьмом классе я поступил в народную студию киноактера при Одесской киностудии. Судьба, одним словом.

– Яков, вас знает и любит Одесса. Для многих вы и есть часть той, настоящей Одессы. Хочу спросить вас: как изменился город?

– Вы знаете, я уже лет 15–20 повторяю, что Одесса из анекдотов, Одесса тети Сары и дяди Мони – это легенда, это миф. Такую Одессу еще можно увидеть скорей на Брайтоне или где-то в Бруклине. Одессы 60-х годов больше нет, люди ушли в мир иной, уехали. Но мы пытаемся поддерживать этот миф по мере возможностей. Последние два года я возглавляю общественную организацию «Мой дом – Одесса», мы боремся за то, чтобы сохранить облик города. Больно говорить, как у нас поступают с домами, с памятниками архитектуры… Та Одесса уходит. То, что убивалось на протяжении 100 лет, вернуть невозможно. Но мы стараемся поддерживать легенду и сохранить то, что осталось. Те маленькие крупицы. Я ходил по старым дворам, фотографировал. Это непросто, теперь на Молдаванке на каждых воротах – кодовый замок. Одесситы стали более замкнутыми. Но вот я захожу в один двор на улице Болгарской, посреди двора стоит стол. Все суетятся, накрывают – у кого-то день рождения! Боже, еще сохранились традиции старой Одессы! В спальных районах такое уже не увидишь…

– Ну и напоследок вопрос, который сейчас задают всем одесситам: как вы относитесь к Саакашвили?

– Ооо, Миша – это непростой человек! Сопротивление идет жесточайшее, но переломать Мишу невозможно. Он не ожидал такого сопротивления. Он привык быть победителем, у него есть большое доверие от одесситов. Миша очень открытый человек, и это людям нравится. Дело в том, что он поставил перед собой задачи, и он их воплотит. Миша не уйдет из Одессы без победы, и мы на него очень надеемся.

Ефим Мармер, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 46

Добавить комментарий