В Одессе завершились съемки художественного фильма, основанного на реальных событиях. Называется он «Пятая терапия». Автор сценария и исполнитель главной роли – Стас Домбровский, «наркоман и поэт».
«Меня многое убивало: общество, наркотики, тюрьма. Но ничто и никто не убивал меня с такой жесткостью и эффективностью, как я сам», – сказал Стас (на фото слева), за спиной которого 20 лет наркозависимости, 11 лет тюрьмы, 7 судимостей.
Режиссер фильма – Алиса Павловская, художник по костюмам – Владимир Уманенко (Ума, на фото справа), наш земляк, рассказавший «УЦ» о работе над народным фильмом, который снимался без денег. Оказывается, такое возможно.
– Это все так прекрасно начиналось. Я уже месяц хожу в упоении – у меня «камбэк», примерно такое было двадцать пять лет назад, когда Делиев и компания без денег начинали снимать кино, а потом уже было финансирование. Здесь то же самое.
В Одессе есть один прекрасный сумасшедший поэт, Стас Домбровский, который много в жизни страдал. Он написал сценарий, нашел такую же сумасшедшую девочку-режиссера, и они затеяли кино. Готовились мало, денег так и не нашли. Нас поддержал один прекрасный человек, кинопродюсер. Денег у него лишних тоже нет, но он помогает техникой, участием, кормит нас. А все остальное – на энтузиазме. Художники бесплатно строят декорации, я принес кучу костюмов, нас пускают везде бесплатно: в кафе, в тюрьму и так далее.
В группе из профессионалов, которые давно знают кино, как оказалось, только я, и меня называют на «вы»: «Ума, вы завтра придете?», и осветитель дядя Коля. Он на пенсии и решил нам помочь. Все остальные – молодежь. Многие из них просто не понимали, что такое кино.
У нас получилось коллективное творчество. Когда снимали сцены с зеками, Стас пригласил своих корешей и сказал им, чтобы пришли, как на этап. Они приходят с сумками, в которых чай, тапочки, штанишки, набор маечек, курточка, простынка, полотенчико. Зеков играют зеки, сидельцы, которым ничего не надо рассказывать. Они режиссеру объясняют, что так он не может зайти в камеру, что он не может так разговаривать, и тому подобное. У меня был опыт – мы снимали «Маски в тюрьме», но это построенный на киностудии павильон, и мы ржали там две недели. А здесь все серьезно, настоящие наколки, ценный опыт.
У каждого из них своя история. Когда они начинают разговаривать, с ними невозможно находиться. Первые пару дней было прикольно, а потом ты начинаешь тихо офигевать, потому что это их мир, он рядом, но мы в нем не живем. Мы не врубаемся, что мальчику пятнадцать лет, это середина девяностых, и вдруг его маме сообщают, что он болен СПИДом. Никто не знает, что это такое, все боятся, – об этом и кино. Что его мама выделила ему отдельную простыню, полотенце, и в его комнату никто не заходит. В этом трагедия. И он понимает, что мир от него отвернулся, жизнь поступила несправедливо, и он берет биту и идет на улицу. Зарабатывает один срок, второй, третий. В перерывах между отсидками бухает, срывается. Но он нашел в себе силы все это бросить, завел семью, пытается быть лидером.
Стас говорит, что не верил в то, что у нас получится народное кино. Это не волонтерство, когда разово помогают. В восемь утра все приходят, в двенадцать ночи уходят. Чай, мед, варенье из дому приносят. Это даже не энтузиазм. Какое-то количество людей, раньше незнакомых, теперь влюблены друг в друга. Я понимаю, что они теперь будут дружить.
Каждый день происходит чудо. Люди, когда хотят, двигают горы. На профессиональных проектах все не так: обед на пятнадцать минут задержали – они выключают свет. Профсоюз работает. А здесь такие безумцы! Привезли по тарелке еды, они на ходу едят. В любом месте они устроят дискотеку, гвалт. Супер!
Алиса Павловская, режиссер, потрясающая. Оператор – Маша Перкунова из Москвы. Две подружки по ВГИКу. Звукорежиссер у нас вообще «убийца» – диджей Сандула, москвич, который живет в Одессе. Снимаем с первого октября в режиме нон-стоп. «Пятую терапию» мы точно увидим на кинофестивале в Одессе, на других фестивалях. Но не раньше февраля. Помнишь «Иглу» с Цоем? Это будет такой же жестяк. Крови и убийств не будет, но будут такие повороты… Зритель увидит результаты нашего сумасшествия.
Елена Никитина, «УЦ». Фото со страницы «Пятая терапия» в ФБ.