Не успели кировоградцы закончить обмен впечатлениями от «Цыганки Азы» в постановке Евгения Курмана, а в театре корифеев – очередная премьера. Киевский режиссер Игорь Славинский поставил в нашем театре пьесу Анатолия Крыма «Женская логика».
Наверное, уже не одно столетие люди пытаются выяснить, существует ли в принципе женская логика и если да, то на чем она строится. Нынешняя премьера еще раз доказала, что это самое загадочное явление в мире. Судите сами. Потерявшая в авиакатастрофе мужа библиотекарша Надя (актриса Галина Романюк), устав от одиночества, приходит к школьной подруге, а ныне модному экстрасенсу Марго (Виктория Майстренко), которая, говорят, может все. Логично? С учетом нынешней моды на всевозможные эзотерические штучки – вполне. Не пойдет же она на дискотеку! Марго советует ей искать претендента в спутники жизни… на кладбище. Где логика??? Но это срабатывает! В Надиной жизни появляется импозантный вдовец, бизнесмен и банкир Виктор (Николай Игнатьев). Вполне логично на фоне схожести судьбы между ними возникают чувства. И снова, казалось бы, закономерный ход событий нарушен – появляется совершенно безбашенный алкаш Стас (Алексей Дорошев), до этого случайно встретившийся с Надей у Марго после сеанса лечения от запоев и до безумия в нее влюбившийся, с дочкой-подростком Люськой (Любовь Кардаш). Надежда оказывается между двух огней – двух страстно влюбленных в нее мужчин – и, что совершенно логично, должна сделать выбор. Марго – тоже, кстати, одинокая, но довольно прагматичная дамочка – всячески пытается подтолкнуть Надю к состоятельному кавалеру, что вроде бы тоже совершенно логично. Но режиссер сознательно изменил финал спектакля, предоставив зрителю возможность пофантазировать…
Спектакль идет на малой сцене, из пьесы убраны некоторые второстепенные моменты и персонажи, но от этого она не стала какой-то урезанной, ограниченной. Великолепно подобраны актеры! Маленькую худенькую Галину Романенко так и хочется пожалеть, настолько растерянной в этой жизни она выглядит. И наверняка многие женщины, сидевшие в зале, узнавали в ней если не себя, то кого-то из своих подруг, одноклассниц, однокурсниц, соседок точно. Абсолютно потрясающий в спектакле Алексей Дорошев! С каким же мастерством нужно сыграть алкаша так, чтобы, наверное, большая часть зрительниц, выходя из зала, говорили, что выбрали бы именно Стаса, а не миллионера Виктора. Убедительными были и солидный Николай Игнатьев, и Виктория Майстренко – именно такими напористо-нагловатыми блондами в чалмах из платка и в нарядах с блестками чаще всего представляются нам служительницы обманчивого мира магии. Любовь Кардаш хоть и была несколько второстепенным персонажем в драных джинсах, поразила своим ярким и сильным голосом, когда ее Люська в обнимку с папашей пела «патриотичную» «Гей, наливайте повнії чари!».
Публика премьеру оценила положительно. И в фойе после спектакля, и на улице многие активно обсуждали сюжет, «пристраивая» его ко вполне реальным лицам из своего окружения и даже к самим себе.
С учетом того, что режиссер предоставил право выбора финала зрителям, мы не могли не спросить самого Игоря Славинского о том, что он думает о женской логике.
— До того момента, как я начал работать над этим спектаклем, я был уверен, что женской логики нет. Но на этот вопрос дал ответ сам драматург: женщина никогда не может сделать выбор. Она делает несколько дел одновременно – хотя бы три. Я всегда воевал со своей женой: зачем? Она говорила, что тогда не успеет ничего сделать. И так всю жизнь! Женщина априори не может сделать выбор – теперь это и мое субъективное мнение, а все искусство, да и мы сами, естественно, субъективны. Возьмите банальную ситуацию, мне один водитель рассказывал: едешь – и вдруг дорогу перебегает человек. Мужчину нужно объезжать сзади. А женщина начнет метаться туда-сюда и все равно вернется назад! (Смеется.)
Еще одна ситуация: женщина готовит обед и одновременно разговаривает по телефону, тут же смотрит телевизор и еще что-нибудь делает. Я редко сейчас готовлю, хотя умею и люблю это делать, но у меня в этот момент конвейер идет. Видимо, потому, что я режиссер, я люблю выстраивать эту цепочку последовательно. Женщины этого не умеют. Очень редко сейчас встречаются женщины-режиссеры. И хотя на режиссерский факультет поступают женщины, я не уверен, что все они смогут работать в профессии. Их женская логика не позволяет сделать выбор: я хочу именно так, и все. Всегда получается по-другому: может, так? А может, вот так или так? Вот смотрите, Даша тоже кивает головой! (Дарья Ярошенко работала над спектаклем как художник. – Авт.) Анатолий Исакович Крым мне помог кое-что понять. В этой пьесе есть три авторских финала, но сегодня вы увидели четвертый – наш, того коллектива, который работал над спектаклем. Его предложил Алексей Иванович Дорошев, и я согласился. По сути все шло к тому, что Надя не может сделать свой выбор. Мы как-то разговаривали с Крымом, и он говорит: «А помнишь фильм «Покровские ворота»? Семьи уже нет, есть новые отношения, но бывшему мужу все равно не дают свободы. Это женская логика!» И теперь, когда мне говорят, что женской логики нет, что это все придумка мужиков, я с этим не соглашаюсь. Женская логика в том, что женщина не может сделать выбор, она априори к этому не подготовлена, и в этом ее прелесть! – подытожил Игорь Николаевич.
Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод: милые женщины, если хотите посмотреть спектакль про себя и своих подружек, поспешите в театр 4 ноября!
Ольга Березина, фото Павла Волошина, «УЦ»