В это воскресенье мы, кировоградцы, будем выбирать не только мэра и горсовет, но и имя для нашего города. Хотелось бы не ошибиться с выбором во всех вопросах, но если городского голову и депутатов мы сможем поменять через два или четыре года, то с этим именем нам придется жить долго.
Опрос общественного мнения, который пройдет в это воскресенье, мало будет похож на референдум, скорее на экзитпол или что-то в этом роде. Рядом со всеми избирательными участками, на улице, будут установлены палатки или просто столы с урнами для голосования. Группы, которые занимаются опросом, будут выдавать бюллетень по предъявлению паспорта с пропиской в границах этого избирательного участка. Важный момент: если голосование на участках заканчивается в восемь вечера, то опрос по поводу имени города – раньше, в 17.00. После этого все группы по проведению опроса вместе с одноразовыми картонными урнами приедут в горсовет, где смогут вскрыть урны, посчитать результаты и заполнить протоколы.
С одной стороны, результаты такого уличного опроса выглядят как бы не совсем достоверными. И многие депутаты горсовета считают, что выделять на него средства (в целом на опрос выделено 391 тыс., 288 из них – на зарплату работникам групп) не стоило, мол, какими будут результаты, ведь и без того понятно: большинство проголосует за Елисаветград. Так зачем же огород городить?
С другой стороны, имя города будет утверждать Верховная Рада Украины. Как известно, Институт национальной памяти, который в принципе и заварил всю эту кашу с переименованиями, предлагает назвать город Ингульском. Будь в Украине закон о местных референдумах, дать имя нашему городу без нашего согласия было бы невозможно. Увы, закона о местных референдумах нет. И в Верховную Раду поступит два предложения – от депутатов Кировоградского горсовета и от Института национальной памяти. А Институт национальной памяти – это вовсе не научное учреждение, как можно подумать, а исполнительный орган государственной власти, то есть, по сути, министерство. И здесь возникает вопрос: кто более матери-истории ценен – Кировоградский горсовет, состав которого изменится еще до принятия решения об имени города, или Институт национальной памяти? На чье мнение обратят внимание депутаты ВР, подавляющему большинству из которых совершенно все равно, как называется какой-то там город?
Совсем другое дело – решение Кировоградского горсовета, которое опирается на опрос всех жителей Кировограда, то есть всех тех, кому не все равно. Из результатов социологических исследований мы знаем, что половина жителей города против переименования вообще и просто не пойдет выбирать имя городу. Важно, чтобы вторая половина не прошла в воскресенье мимо групп, которые будут проводить опрос. Важно, чтобы каждый из нас высказал свое мнение.
Впрочем, что касается возможных фальсификаций и провокаций, то председатель комиссии по проведению опроса Сергей Колодяжный, уверен, что их можно свести к минимуму. Во-первых, каждая группа для проведения опроса состоит из четырех человек, и если один из них выступает за вариант Эксампей, например, и хотел бы сам заполнить сотню-другую бюллетеней, то трое других вряд ли его поддержат. Во-вторых, многие общественные организации выразили желание наблюдать за опросом. А, в-третьих, любой заинтересованный житель города может поработать наблюдателем и проследить, чтобы люди не голосовали по нескольку раз, чтобы члены опросной группы не заполняли бюллетени сами и т.п.
Напомним, что выбирать имя городу мы будем из семи вариантов: Благомир, Елисаветград, Златополь, Ингульск, Казацкий, Кропивницкий, Эксампей. Не имеет значения, какой из вариантов вы поддерживаете, если для вас важно, в городе с каким названием вы будете жить, обязательно придите на участок до пяти часов и примите участие в опросе (группы будут находиться не на участках, а рядом с ними – это требование теризбиркома). Это всего лишь опрос общественного мнения – не больше. Но и не меньше! Сергей Колодяжный уверен, что результат такого опроса Верховная Рада проигнорировать не сможет.
Ольга Степанова, «УЦ».