Месяц назад мы писали о Наталье Севастьяновой и Сергее Филиппове – двух кировоградцах, которые отправились автостопом в Грузию. Путешествие автостопом – затея сама по себе рискованная, да еще осенью, когда идут дожди и ночи могут быть очень холодными, да еще и через две государственных границы – российскую и грузинскую. Наталья и Сергей имеют проблемы со зрением, и если Сергей очень плохо, но видит, то Наташа не видит вообще и много лет болеет сахарным диабетом. Так что их путешествие было не просто экстремальным, а суперэкстремальным.
На прошлой неделе Наташа и Сергей вернулись из своего беспрецедентного путешествия. Изначально они планировали ехать через Крым, но потом знакомые им объяснили, что с украинскими загранпаспортами в Крыму могут быть проблемы, и посоветовали добираться через Белгород, Воронежскую область, Ставропольский край и Кабардино-Балкарию. Так что путешествие вышло немного длиннее и заняло больше времени, чем планировалось.
В первый день ребята собирались добраться до Харькова, но доехали только до Полтавы. Во-первых, не очень везло с транспортом – их подвезли сначала до окружной дороги Знаменки, потом до окружной Александрии, Кременчуга, через города они проезжали на общественном транспорте. А во-вторых, оказалось, что осенью день автостопщика заканчивается в шесть часов, в сумерках машины уже не останавливаются.
— Нам страшно садиться в машины к незнакомым людям, – говорит Наташа. – Но водителям тоже страшно подбирать двух людей на трассе в темноте. Мы долго пытались остановить машину на выезде из Полтавы, но потом сдались, вспомнили о том, что у нас есть в этом городе знакомые, позвонили и напросились к ним в гости. Больше мы по вечерам не пытались останавливать машины, а раскладывали палатку, ужинали и ложились спать, чтобы с рассветом отправиться дальше.
— До границы и после границы с Россией машин очень мало, – рассказывает Сергей. – Мы долго шли пешком, хотя понимали, что 80 км с тяжелыми рюкзаками не пройдем. В конце концов, над нами сжалились две женщины, которые ехали в нейтральную зону, – там много людей назначают друг другу встречи между границами.
— Когда Сергей сказал мне, что перед нами стела «Россия», мне стало страшно, – говорит Наташа. – Казалось, что впереди все чужое и враждебное, а здесь я оставляю что-то родное, теплое. Я еле-еле шла, рюкзак казался очень тяжелым, а ноги ватными. Но почти сразу нас подобрал водитель Дмитрий, очень веселый и симпатичный человек, мы его не останавливали, он сам притормозил, открыл дверь и предложил подвезти. И когда мы ехали по очень хорошей дороге, а он весело рассказывал нам про Белгородскую область, про себя, расспрашивал о Кировограде, Россия перестала казаться мне враждебной.
Через всю Воронежскую область и до Ростова почти сутки Наташу и Сергея вез дагестанец на «Камазе».
— Он все время нас чем-то угощал: кофе с рогаликами, водой, лагманом, – смеются они. – Причем сам ел молочную кашу, потому что во всех блюдах в кафе была свинина, а нам покупал лагман и нахваливал его. Мы пытались отказаться и сами что-то себе купить. Но он, восточный человек, обижался: «Если вы в моей машине, то вы у меня в гостях!» В Ростов мы приехали в пять утра, но он нас не высадил, сказал, что до семи мы можем поспать в машине.
Сергей и Наташа много рассказывают о людях, с которыми познакомились в дороге. И когда слушаешь их, то кажется, что автостоп – это лучшее лекарство от цинизма и разочарования в людях. Автостопщики вынуждены полагаться на других, и эти другие их не подводят, не отказывают в помощи.
— Когда нас высадили в Тбилиси, мы сразу же почувствовали, что мы в Грузии, – рассказывают автостопщики. – Знакомые и до этого рассказывали нам, что в Грузии нет никаких правил автостопщиков, даже правил дорожного движения нет. Но тут мы увидели, как водители выходят из машин посреди дороги и очень эмоционально кричат друг на друга, на улицах очень шумно, очень много людей.
Ребята не остановились в Тбилиси, а поехали в село – в гости к маме своего знакомого Зазы, который живет в Киеве.
— Мы сильно опаздывали, и почему-то не догадались позвонить, – рассказывает Наташа. – И когда мы приехали, то оказалось, что эта незнакомая женщина несколько часов встречала нас на дороге. К нашему приходу были готовы хинкали, хачапури, чахохбили, аджика и т.п. Мы гостили у нее несколько дней, а оттуда ездили в Тбилиси автостопом, и каждый вечер нам готовили какие-то блюда грузинской кухни, угощали вином и т.п.
Наташа мечтала побывать в мандариновом саду, и такую экскурсию ей тоже организовали незнакомые люди. Когда они спросили очередного водителя, подобравшего их на трассе, о садах, то он предложил свозить их в свой собственный сад, где, кроме мандаринов, были еще и киви, которые, оказывается, растут не на деревьях, а на лозе, как виноград.
— Это так красиво, блестящие листья и маленькие зеленые мандаринки, – рассказывает Наташа. А Сергей показывает фотографии счастливой Наташи среди мандариновых деревьев.
Когда мы брали у Наташи интервью перед путешествием, она говорила, что ее мир гораздо ярче и красивее, чем у других людей. Она не видит грязи и мусора, не видит серых домов и дождливого неба, только красоту. И, когда они с Сергеем рассказывали о путешествии, это было особенно заметно. Об «увиденном» Наташа рассказывает гораздо красочнее и ярче, чем Сергей и чем мы сами видим на фото.
— Но особенно нас поразила панорама Тбилиси: огни огромного города на фоне ночного неба, – рассказывает девушка.
А Сергей в это время показывает фотографию панорамы города, но днем: никаких огней, никакого звездного неба. И мы все начинаем понимать: Грузия прекрасна и сама по себе, но Грузия Натальи Севастьяновой прекрасней в сотни раз.
Хотя, конечно, путешествие автостопом – это не бесконечный праздник, но и трудные будни. Идти пешком, ночевать в палатках, часами ждать «своего» водителя – от дорожной романтики можно и устать. Ребята говорят, что оно того стоит, но все-таки рассказывают:
— Последняя ночь в Воронежской области была ужасная. Шел дождь, температура была около нуля, мокрые, замерзшие, спать в палатке мы не могли. Пошли в темноте пешком, дошли до заправки, но там не было ни магазина, ни туалета, просто заправочная станция. Мы попросили у девочек кипятка, они сделали нам чай, и это был самый вкусный чай в моей жизни! – говорит Наталья Севастьянова. – Когда рассвело, нам было уже все равно, что останавливать, лишь бы побыть в тепле хотя бы полчаса. Мы остановили рейсовый автобус Краснодар – Белгород, хотя это противоречит правилам автостопа, попросили довезти нас до ближайшей заправки. Водитель был в шоке: откуда вы взялись? На десятки километров вокруг – поля. Говорим: ночевали в поле, в палатке. Нас разместили в автобусе, а на остановке водитель подошел к нам и предложил ехать с ними до Белгорода, а денег с нас, как с автостопщиков, не взял.
За эту последнюю ночь Наташа с Сергеем так устали и промерзли, что из Харькова ехали уже поездом.
— Мы решили, что это не соревнование, мы никому ничего не доказываем. И раз у нас остались деньги, то мы можем и заплатить за билеты, тем более что температура ночью уже была ниже ноля, – говорит Сергей.
Кстати, за все путешествие в пять тысяч километров, которое продлилось почти месяц, ребята потратили около трехсот долларов. Говорят, что за эту сумму один раз побывали в грузинском ресторане (зашли, правда, случайно, думали, что это просто закусочная), съездили на платную экскурсию по Тбилиси и купили сванской соли домой. Вот и все «излишества», которые они себе позволили.
Слушая Наташу и Сергея, хочется все время повторять: это же невероятно! Потому что мы, здоровые люди, можем годами думать, что хорошо бы куда-то съездить, но, конечно, не сейчас, попозже, когда будут деньги, время, когда ремонт сделаем, когда дети подрастут… А они берут и едут!
«Ложку дегтя» добавил в конце кто-то из зрителей – не специально. Наташу спросили, чем она занимается, девушка замялась и как-то погрустнела: «Раньше я была банковским работником. После того как я потеряла зрение, я получила образование психолога, но работы у меня нет». Об этом же говорили после встречи активисты общества слепых: «Наташа – большая умница, ей бы еще работу, чтобы руки не опускались. Это сегодня пришли все ее слушать, снимать на камеры. Завтра покажут по телевизору. А послезавтра она опять никому не будет нужна». Нам очень хотелось бы обойтись без этого последнего абзаца. Наташа Севастьянова и Сергей Филиппов – очень позитивные и открытые люди, сами они о таких проблемах не говорили, и складывалось впечатление, что уж они-то могут все…
Ольга Степанова, фото Елены Карпенко, «УЦ».