В минувшую субботу на Хуторе «Надія» собралась, наверное, вся область. Уже в 45-й раз здесь прошла торжественная часть фестиваля театрального искусства «Вересневі самоцвіти», который в этом году был посвящен 175-летию Марка Лукича Кропивницкого — актера, режиссера, драматурга, основателя профессионального украинского театра.
В последние пару лет этот праздник приобрел оттенок массовых народных гуляний — его организаторы практически отказались от официоза, за исключением возложения цветов к памятнику корифею. Прямо на входе гостей и участников праздника впервые встречал военный оркестр Кировоградского гарнизона, что было очень неожиданно. Несколько творческих площадок, где выступали поэты и музыканты, коллективы народных самодеятельных театров — участники областного фестиваля «Театральная весна», собирали своих поклонников; ставшая уже традиционной выставка народных мастеров радовала глаз разнообразием талантов наших земляков, да еще и можно было купить понравившиеся вещи. Огромной популярностью, кстати, пользовались выполненные в разных техниках небольшие украшения в национальных цветах нашего флага, которые тут же прикрепляли к одежде, а также флажки Украины и нашего города. Следует отметить, треть гостей праздника и буквально каждый второй ребенок были в вышиванках. То тут, то там под сенью деревьев располагались группки людей — кто-то пел, кто-то перекусывал, кто-то просто лежал на травке, впитывая в себя энергетику этого чудного места… Благо, солнечный и по-летнему жаркий день создавал особое настроение.
Здесь можно было встретить многих кировоградцев, живущих в других городах, но в последние выходные сентября обязательно приезжающих на родину, чтобы побывать на «Вересневих самоцвітах». Однако основное внимание привлекала к себе главная гостья — народная артистка Украины и СССР, Герой Украины, лауреат Шевченковской премии Ада Роговцева. Народные мастерицы с удовольствием дарили ей свои сувенирчики, наш земляк писатель Александр Жовна вручил ей свои книги, Ада Николаевна даже не отказала нескольким желающим в просьбе сфотографироваться. В общем, атмосфера праздника была совершенно домашней, семейной…
Мы как-то по-привычке считаем, что праздник театрального искусства – это мероприятие исключительно для взрослых, хотя каждый год торжества на Хуторе «Надія» открываются именно спектаклем для детей нашего кировоградского театра кукол. В этом году этот коллектив перещеголял кропивничан – маленьким зрителям показали свои спектакли девять украинских театров кукол: из Киева, Черкасс, Кривого Рога, Чернигова и Херсона, Запорожья и Хмельницкого, и даже два зарубежных коллектива – Батумский государственный театр кукол и юного зрителя (Аджария, Грузия) и Паневежиский театр кукол на колесах (Литва).
Взрослых же кировоградцев в этом году порадовали своими спектаклями киевский Молодой театр, полтавский музыкально-драматический театр им. Н. Гоголя и сумской театр драмы и музкомедии им. М. Щепкина. Кроме того, три премьеры подготовили кропивничане. Мы постарались побывать на всех спектаклях и хотим поделиться своими впечатлениями.
Трагический и нелепый?
Фестиваль, который в этом году посвящен 175-летию со дня рождения Марка Лукича Кропивницкого, открылся моноспектаклем по его рассказу «С хлеба на квас» «Дневник актера на пенсии».
Во времена Кропивницкого моноспектаклей не было – это изобретение современного театра. Да и рассказ о мытарствах провинциальной труппы, которая постоянно переезжает из города в город и еле сводит концы с концами, был написан не для постановки на сцене. Но актер, он же режиссер и сценарист спектакля Юрий Жеребцов сыграл на сцене десятки образов: директора гастролирующей труппы Карпа Ильича, капризной примадонны, распорядителя, изящного господина, который просит «контрамарочку для нас троих», напыщенного хозяина театра, пьяного извозчика и т. п. Играл в клоунском костюме и парике. И этот костюм резко противоречил грустному и горькому отрывку, который звучал вначале, но через пять минут уже никто из зрителей не видел ни парика, ни костюма. Обаяние текста Кропивницкого в сочетании с яркой актерской игрой заставили забыть об условностях. Так, видимо, и театральные зрители конца XIX века забывали о том, что перед ними нищая провинциальная труппа, не имеющая реквизита и перебивающаяся «с хлеба на квас» (в отрывке, который играл Жеребцов, перебивались, правда, с чая на тараньку), забывали, завороженные актерской игрой…
После спектакля Юрий Александрович рассказал нам, что директор труппы Карп Ильич – личность не историческая, но, учитывая созвучность, можно предположить, что Карп Ильич – это и есть Марк Лукич. И пожаловался на отсутствие информации:
– Кропивницкий ведь у нас почти не издается, – говорит актер. – В советском шеститомнике, который есть в библиотеке Бойченко, я нашел только отрывки из этого рассказа. Наверное, он во многом автобиографичен.
Читая воспоминания Марка Кропивницкого и воспоминания о нем, мы представляли себе человека самодостаточного и довольного жизнью, который делал только то, что доставляло ему удовольствие. Жеребцов же создал совсем другую фигуру:
– Он был удачливым актером и режиссером, а к концу жизни стал даже богатым человеком, но жизнь гастролирующей провинциальной труппы – далеко не сахар. Конечно, любовь к своему делу помогала ему преодолеть все, он умел смеяться над трудностями, но…
Кропивницкий для Кировограда – фигура знаковая, но очень уж «запыленная», само слово «корифей» придает ему какую-то скучную академичность, бронзовость. В рассказе же «С хлеба на квас» и в спектакле Юрия Жеребцова Кропивницкий совсем другой – живой и интересный, где-то трагический, где-то нелепый. Нам кажется, что этот спектакль стоит обязательно показывать всем студентам филфака, чтобы разрушить образ сурового корифея, рассказы которого не то что никто не читает, оказывается, никто даже и не издает!
Есть только миг…
Первый большой спектакль нынешних «Вересневих самоцвітів» представил коллектив Полтавского академического областного украинского музыкально-драматического театра им. Н. В. Гоголя. Полтавчане приехали к нам с пьесой «Мить… Життя…», поставленной по произведению американского писателя и драматурга Торнтона Уайлдера. Название постановки состоит из двух слов – и два акта пьесы были своеобразными попытками растолковать смысл каждого.
«Мить…»: первый акт – это калейдоскоп сцен из жизни двух провинциальных семей, обитающих в маленьком городке в начале ХХ века. Пустые домашние заботы и теплая история любви двух подростков Джорджа и Эмили на этом сером фоне. Правда, повседневность съедает и их – действие заканчивается провинциальной свадьбой в местной церквушке. В целом тонкая и филигранная работа именно с бытовыми, кухонными сценами, банальными диалогами и простыми декорациями – основной элемент и изюминка, за которую поклонники театра и ценят американскую классическую драматургию.
«Життя…»: во втором акте зрителю предлагается отойти от созерцания мгновений и посмотреть на жизнь в целом. Поразмыслить над ее смыслом автор и актеры приглашают… на кладбище. Здесь все то, из чего состоит жизнь большинства людей, оказывается неважным. Но, только переступив порог смерти, человек начинает понимать, о чем была его жизнь. Главная героиня Эмили после ранней смерти пытается достучаться до живых родственников – бесполезно. Сквозь призму вечности обыденная сценка – день рождения – окрашивается трагизмом и острым чувством бессмысленности. «Есть ли в мире человек, знающий, что такое жизнь, будучи живым? – Нет, разве что какой-нибудь святой…»
Во время финальной сцены у многих в зрительном зале блестели слезы на глазах. Гоголевцы вполне заслужили последовавшие за ней овации.
И вечная любовь…
Киевский академический Молодой театр на фестивале представлял спектакль «Зачарований» по мотивам пьесы Ивана Карпенко-Карого «Безталанна», которая имеет богатую историю сценических прочтений. Сюжет о сельском парубке Гнате, не нашедшем сил отказаться от роковой любви к Варке и в отчаянии, подстрекаемый злой матерью, убившем жену Софию, в разные времена интерпретировали по-разному.
Но то, что показали киевские актеры, удивило, восхитило и заставило совсем по-другому взглянуть на вечную историю несчастливой любви и бушующих потрясающих страстей. На сцене не было традиционного украинского колорита и привычного многим театралам прочтения драматургического текста. Режиссер-постановщик этого действа, художественный руководитель театра Андрей Белоус пошел по другому пути. Действие разворачивается как бы вне времени, где актеры одеты в костюмы, больше напоминающие средневековые наряды, а сценические декорации – это причудливые деревянные конструкции, которые полностью соответствуют избранной режиссерской концепции. Что касается музыкальной и танцевально-пластической составляющей спектакля, то это нечто особенное. Музыка звучит на протяжении всего представления, добавляя трагизма происходящему на сцене, а драматический балет, когда актеры посредством движений и пластики стараются передать всю гамму своих чувств, играет не меньшую роль, чем бессмертный текст Карпенко-Карого, звучащий со сцены. Это выглядит необычно для украинской классики, но очень современно. При этом в любовном треугольнике на первый план выдвинут зачарованный любовью Гнат, а не обольстительница Варка или покорная и несчастная София. Это позволяет посмотреть на классическую историю в несколько ином ракурсе.
И нужно признать, что кировоградский зритель, заполнивший практически до отказа зал нашего театра, понял и принял такое прочтение классики. По окончании спектакля актеров долго не отпускали со сцены.
Нам же посчастливилось побеседовать с режиссером-постановщиком такого замечательного действа Андреем Белоусом:
– Не кажется ли вам, что трагизма в нашей нынешней жизни и так хватает, а вы снова заставляете своего зрителя переживать историю несчастливой и трагической любви?
– До недавнего времени я придерживался вашего мнения. Но прочитал серьезное научное исследование ученых из института психиатрии Нидерландов. Так вот они доказали, что люди, переживающие трагедию в театре, плачущие на спектакле, через 15 минут после окончания представления вылечиваются от своих психологических проблем. Состояние и настроение людей улучшается, а депрессия уже не ощущается. А вот после просмотра комедии все происходит с точностью до наоборот. Получив дозу адреналина, люди затем впадают в стадию еще большего психологического напряжения и психической неуравновешенности. Так что в наше трагическое время крайне необходимо, чтобы люди именно в театральном зале переживали катарсис, очищались и таким образом восстанавливали свое эмоциональное состояние.
– Не опасаетесь ли вы, что ваша трактовка может не восприниматься поклонниками традиционного Карпенко-Карого со свойственным ему национальным украинским колоритом?
– Абсолютно не боюсь, поскольку поклонников традиционного Карпенко-Карого я уже не нахожу. Невозможно ставить этот текст так, как он был написан. Эстетика и взгляды людей на театр постоянно меняются. Поэтому нужно искать то, в чем Карпенко-Карый вечен, так же, как Шекспир интересен любому поколению. А ведь такие же тексты есть и у нашего великого драматурга. Они интересны сегодня для нашей украинской ментальности, и просто необходимо искать современный взгляд на Карпенко-Карого. Мы попытались это сделать, а как получилось – пусть судит зритель.
– Ваши впечатления от пребывания в Кировограде?
– Я очень счастлив побывать здесь и представить свою работу в вашем прекрасном городе. Тут работают мои друзья, ребята, с которыми я учился. Я увидел, какой чудесный у вас театр. Любая столица, даже в Европе, могла бы гордиться театром такого уровня, как здесь все обустроено, какие приветливые люди работают со зрителями с громадным желанием помочь и сделать все на высшем уровне. Прекрасно понимаю, что в этом громадная заслуга главного режиссера и директора театра, которые набирают эту команду и во всех смыслах строят этот театр корифеев после его реконструкции, для того, чтобы слава о нем звучала не только на всю Украину. А фестиваль «Вересневі самоцвіти» служит подтверждением правильности избранного кировоградцами пути. Я благодарен, что нас уже во второй раз пригласили участвовать в этом празднике, и в будущем мы с удовольствием приедем в Кировоград.
Уроки мужской дружбы
Еще идут премьерные показы «Цыганки Азы», а на малой сцене театра им. Кропивницкого вновь новый спектакль – комедия «Арт». И пьеса, и ее автор хорошо известны искушенному зрителю. Француженка Ясмина Реза – обладатель многочисленных наград в области драматургии, а пьеса «Арт» уже 20 лет считается театральным бестселлером. Но это совсем не та комедия, к которой привык наш зритель.
Полтора часа на сцене громко выясняют отношения трое друзей. Поводом для мощного эмоционального всплеска послужила купленная одним из них картина. И вот уже весь негатив, который накопился за пятнадцать лет их дружбы, выплеснулся в одночасье.
Говоря о нынешней премьере кропивничан, ни в коем случае нельзя делать две вещи: пересказывать сюжет пьесы и описывать изображенное на злополучной картине. Одно несомненно – зрители за время спектакля проходят краткий курс психологии человеческих отношений. Результаты этой наглядной психотерапии индивидуальны, но волшебная сила искусства встряхивает буквально каждого. Безусловно, в этом огромная заслуга трех молодых актеров – Валерия Ланецкого, Александра Малахатько и Евгения Скрипника. Для последнего это еще и режиссерский дебют. К слову, весьма успешный.
Нельзя не отметить, что при внешней скудности декораций и некоторой статичности действа спектакль буквально наполнен актерскими и режиссерскими находками – в этом чувствуется мощное влияние главного режиссера театра корифеев Евгения Курмана.
Мы привыкли к пьесам о любви, о семейных ценностях – о дружбе со сцены говорят редко. А ведь она реально занимает в нашей жизни огромное место. Если вы захотите «поговорить об этом», то обязательно окажетесь среди зрителей комедии «Арт».
В заключение цитата из спектакля – на самом деле она гениальная:
«… Никогда нельзя оставлять друзей без присмотра.
За друзьями всегда надо присматривать…
Иначе они от вас ускользают…»
Раны войны
Творческий коллектив сумского театра драмы и музыкальной комедии им. М. С. Щепкина привез на театральный фестиваль свой самоцвет – одноактную драму «Остання сповідь». Созданная на основе реальных событий, пьеса в прямом смысле заставила зал рыдать. В центре повествования – история женщины-остарбайтера, потерявшей свою маленькую дочь в вихре войны. Через многие годы бабушку находит уже ее внучка. История расплетается, как тугой клубок: немецкий плен, четверо пленных летчиков, среди них один – француз, ставший единственной любовью юной героини; вход советских войск в Германию, освобождение из плена – и утрата связей с любимым и новорожденной дочерью; тяжелая и полная страха послевоенная жизнь, вынужденное замужество за советским офицером и жизнь в пустоте – искать родную кровь нельзя, иначе репрессивная машина перемелет тебя, не оставив ничего: «Страх перед ворогом – великий, але душа літає. Страх перед своїм вбиває душу й позбавляє сил». Потеряв дочь, героиня усыновляет маленького племянника своего мужа. Ребенок родился в результате связи его сестры с одним из немецких офицеров во время оккупации и чуть не умер от издевательств в родной семье. Долгие годы история скрывалась из-за того самого страха перед своими. В финале драмы главная героиня произносит очень эмоциональную молитву, в которой связывает жертв Великой Отечественной войны с погибшими на Майдане и в войне на востоке уже независимой Украины.
– Цю п’єсу написала наша, сумська журналістка Богдана Олександровська, – рассказала исполнительница главной роли, народная артистка Украины Евгения Серебрякова. – А наш театр поставив її вперше три роки тому. В кінці молитва головної героїні звучала інакше: «Війну проклинаю – проклинаю, заклинаю! Не повторись. Не повторись. Не повторись». Але, на жаль, війна вже повторилася, нові фашисти знову плюндрують нашу землю. Тому тепер фінальна молитва інакша. «Останню сповідь» ми не ставили вже досить давно, але саме зараз час говорити про війну та її наслідки. І це, як самі бачите, не лише ті, хто загинув. Для тих, хто лишився живий, війна триває.
Подарок от Актрисы
Народная артистка Украины Ада Роговцева провела блистательный творческий вечер в театре корифеев. Это была уже не первая творческая встреча большой актрисы с нашими зрителями в этом году, но и на сей раз она была королевой зала. Ада Николаевна говорила со зрителями как с родными. Говорила о простых вещах – о жизни, о войне, об Украине и украинцах.
По словам главного режиссера театра Евгения Курмана, участие Роговцевой в нашем фестивале имеет огромное значение.
– На простых людей ее появление сначала на Хуторе «Надія», а затем на театральной сцене произвело неизгладимое впечатление, – говорит Курман. – Актрисы такой величины, обращаясь непосредственно к людям, говорят о важных вещах без всяких формальностей. Ее видят как простого человека, она разговаривала с ними как добрый сосед. Это вдохновляет и помогает жить. Ее творческий вечер прошел почти как домашний. Люди плакали от простых вещей. Она сама много пережила трагического. И это правда, что великие актрисы должны страдать. Господь так делает, что их талант все более раскрывается.
Директор театра имени Кропивницкого Владимир Ефимов также высоко оценил появление актрисы на Хуторе «Надія».
– Это расширило формат всего фестиваля, – уверен Ефимов. – Люди понимают, что участие такой актрисы, как Ада Николаевна, в нашем празднике придало бОльшую значимость фестивалю. Она дала толчок для местной власти повернуться к культуре лицом. Напомнила нелишний раз, что в нашей области зарождался театр корифеев. Что это родина фундаторов украинского театра. И, как говорила Ада Николаевна, здесь должна быть вся Украина. Это ведь уникальный фестиваль. Подобного в Украине нет.
Она отработала два часа на сцене, но пролетели они незаметно. Для кировоградского зрителя это поистине стало подарком…
Шикарный финал
Вполне ожидаемо на второй премьерный показ «Цыганки Азы», который стал закрытием фестиваля, в театре в воскресенье вечером был, мягко говоря, переаншлаг. Были проданы ВСЕ билеты, включая приставные стулья, невозможно было выпросить даже «стоячий», без места. Перед третьим звонком зрительный зал был полон и напоминал большой улей. Мы буквально на минутку отвлекли главного режиссера театра Евгения Курмана, попросив ответить на один-единственный вопрос, много ли изменений было внесено в спектакль после первой, весенней премьеры.
– Современный театр – это современный мир, и, исходя из его психологии восприятия, какая-то коррекция есть, – рассказал нам Евгений Васильевич. – Во-первых, у нас поменялась одна из главных героинь. Артистка Урванцова, исполнительница одной из главных ролей, оставила Кировоград, проработав с нами один сезон, – я считаю, это нормально, люди должны искать свое место, свой театр. На роль Гали ввелась Даша Завгородняя и прекрасно ее делает. Сегодня мы будем видеть ее премьеру. Она много работает над собой, развивается, раскрывая в себе какие-то новые стороны. А кроме того, немножко изменили некоторые мизансценки – это можно назвать оптимизацией спектакля. То есть мы сделали его еще лучше. Ну а дальше судить зрителю. Приятно, что и сегодня такой ажиотаж, и на 10 октября билеты почти проданы, хотя мы сегодня поняли на репетиции, что играем спектакль только ВТОРОЙ раз. А уже такой резонанс!..
Словом, если вы хотите увидеть яркое, красочное и в то же время драматическое действо – поспешите в театральную кассу.
На фестивале побывали Ольга Березина, Ольга Степанова, Виктория Барбанова, Ефим Мармер, Юрий Илючек, Руслан Худояров, «УЦ». Фото Елены Карпенко, Ирины Романовской, Павла Волошина.