Накануне предстоящих местных выборов хотелось поговорить с человеком, неоднократно избиравшимся депутатом Кировоградского горсовета. Выбор пал на Николая Цуканова. Всегда отзывчивый и готовый помочь, Николай Николаевич отказался говорить на предложенную тему, пояснив это тем, что «сделал свой выбор четыре года назад». Но наш разговор все же состоялся.
Владелец галереи «Елисаветград» предложил встречную тему – музеи Кировограда. Тем более что недавно был проведен круглый стол, посвященный их настоящему и будущему. На том и порешили.
– Николай Николаевич, галерея «добралась» до музеев. Почему вдруг?
– Совсем даже не вдруг. Когда я задумывал создание галереи, то совершенно отчетливо и реально понимал, что народ не будет стоять в очереди, чтобы посмотреть произведения искусства. Не модно, сменились приоритеты, никто не привил вкус. Но я совершенно осознанно поставил перед собой несколько целей. Первое – не ограничиваться только живописью, второе – за два года войти в десятку лучших галерей Украины, третье – особое внимание уделить детям. По прошествии четырех лет могу утверждать, что галерея является культурным центром города.
Теперь о музеях. Однажды меня пригласили на слет коллекционеров в Киеве. Увиденное меня реально потрясло: тысячи раритетов на своеобразном рынке антиквариата продаются, меняются. К сожалению, многое «уплывает» за рубеж. Там я наткнулся на переписку одного из наших земляков – Андрея Воликовского. На конвертах стоял адрес «Елисаветград». А датированы письма были 1906 годом. Несмотря на то, что продавец просил дорого за всю пачку писем, меня было уже не остановить. Я знал, что сделаю все возможное, чтобы документы, фотографии, связанные с историей нашего города, возвращались домой.
Сегодня у нас собрано более 1200 различных раритетов. Мы потеснили живопись и создали неплохую экспозицию о городе, его истории, стали проводить тематические выставки.
– Почему круглый стол проходил в галерее, а не в одном из музеев?
– Галерея была инициатором этой встречи. Мы с семьей много путешествуем по стране, посетили более сотни различных музеев, и, честно сказать, меня не совсем устраивает их работа. Вы, наверное, и сами были в ситуации, когда заходишь в музей, а там экскурсовод – какая-нибудь бабулька, которая мучительно долго водит по залам и невнятно что-то бубнит. Создается впечатление, будто эту бедную экскурсоводшу история подвергла долгим и мучительным пыткам.
И другой пример, самый свежий. В Закарпатье мы попали в замок Сент Миклош. Строение, к сожалению, разрушено, но нынешний хозяин замка – Иосиф Бартош – провел такую увлекательную экскурсию, которая сравнима с театральной постановкой. Это нужно любить! И в первую очередь тем, кто работает в музеях. А во многих из них ну неинтересно совершенно.
Мы нашли полное понимание у начальника отдела культуры города Анны Назарец и пришли к выводу, что было бы неплохо собраться в узком кругу, обсудить назревшие проблемы и попытаться конструктивно выработать общую политику, чтобы привлечь к деятельности музеев внимание депутатского корпуса и городской власти. И вот тут, мне кажется, нам здорово повезло. К нам подключилась Лариса Гайда – человек, разбирающийся в музейном деле. Ее энергия и желание что-то изменить стали для нас находкой. Было решено провести инвентаризацию музеев разных форм собственности, включая и школьные. Оказалось, что количество музеев города перевалило за тридцать.
– Их можно назвать полноценными музеями? Там же нет научных сотрудников, не ведутся исследования.
– Вы говорите словами одного из представителей муниципального музея. Он тоже сокрушался, что это не его уровень – общаться с представителями школьных музеев. А я вам скажу свое мнение. Сегодня школьный музей, который посещают сотни детей, имеющих возможность изучать на основе собранных документов ту или иную тему, гораздо эффективней того, у которого по бумагам работа кипит, планы есть, выставки открываются, а эффективность нулевая. Не говоря уже о том, что финансовые затраты несоизмеримые.
Но я не об этом, а о цели, которую мы ставили, проводя круглый стол. Первое – это знакомство. Второе – полная инвентаризация. Третье – создание сайта «Музеи Кировограда». Четвертое – создание буклета с названиями, адресами и контактами музеев. Есть и пятое, и шестое. Работа уже активно ведется.
Я считаю, что музей – это приглашение к размышлению. В жизни каждого человека в определенный период появляется потребность оглянуться на пройденный путь и что-то понять, узнать. Музей помогает осознать и понять прошлое для того, чтобы разобраться в настоящем. В собранных материалах, которые мы оставляем после себя, формируется облик сегодняшней жизни, какой она предстанет через сто, двести лет. Поэтому наша задача – собирать, хранить, изучать и показывать. Вот четыре основных вектора деятельности.
– Вы сказали, что посещаемость музеев желает быть лучшей. А как сейчас? Люди в галерею ходят?
– Сейчас ситуация значительно улучшилась. Появилось очень много одиночных посетителей и организованных групп. Работаем мы и с педагогами, и с детьми, и с журналистами, и с турагентствами. Много интересных наработок, которые дают свои плоды. Это проведение конкурсов рефератов среди школьников, подписанные договора о сотрудничестве с учебными заведениями, выпуск печатной продукции.
Мне очень хочется, чтобы родители с детьми не ограничивали себя только шопингом и Интернетом. Поэтому мы реализуем самые разные проекты, с помощью которых пытаемся заинтересовать людей, увлечь их, чтобы им захотелось прийти к нам, увидеть много интересного. В рамках действующих выставок создаем креативные комплексные проекты, включающие образовательные программы, концерты, специальные занятия.
– Вы надеетесь, что интерес к галерее и музеям будет расти?
– Интерес будет расти к заведениям, сотрудники которых не будут сидеть сложа руки, как это делает самый авторитетный для нашей галереи партнер – библиотека Чижевского. Это культурный улей нашего города. Там всегда шумно и интересно.
Открытием для меня стало посещение музейного комплекса нашей летной академии. Живой организм со множеством интересных экспозиций. Рекомендую посетить.
А надежда, конечно же, есть. Со временем люди поймут, что надо наращивать именно интеллект, а не материальные блага, приучать детей изучать историю на конкретных документах, артефактах. Я где-то прочел фразу, что культура превращает стадо животных в человеческое общество. Грубовато, но в точку.
– Скажите, а в чем отличие вашего галерейного музея от других?
– Во-первых, у нас нет запрета «руками не трогать». Мы разрешаем знакомиться с экспонатами, картинами, ведем диалог. Делаем все, чтобы и взрослому, и ребенку у нас было комфортно. Часто наблюдаю, когда заводим графонолу и ставим старую пластину, люди преображаются: слушают, пританцовывают, записывают на телефон.
Сегодня галерея «Елисаветград» – это отнюдь не «тихая заводь», как представляется кому-то. У нас прекрасный сайт музея, который виртуально посещают тысячи людей. Мы проводим большую каждодневную работу в социальных сетях. Страничка галереи имеется на 86 форумах Украины. К нам приезжают по обмену опытом, и мы с большой радостью делимся наработками.
– В следующем году галерее исполняется пять лет. Как планируете встретить первый юбилей?
– Это для нас значимое событие, ведь скептики давали нам срок – максимум полгода. Может, это пафосно прозвучит, но галерея и создаваемый музей – самое, наверное, важное, что мне удалось сделать в своей жизни. Поэтому планы огромные. В галерее откроется несколько выставок, в том числе и фотовыставка Глеба Цуканова «Лица галереи», где многие наши друзья смогут увидеть свои необычные портреты. Все секреты не раскрываю. Многое будет впервые.
У нас столько интересных идей и проектов! А вы говорите – политика, выборы…
Беседовала Елена Никитина, «УЦ».