Всю последнюю неделю республиканские СМИ настойчиво внушали мысль украинскому электорату о возможности “разморозить” его замороженные ранее накопления. Бодрая тональность не оставляет сомнений, что вопрос об этом уже решен. Но в то же время ряд других материалов, поданных теми же СМИ со ссылками на те же официальные органы власти, настраивает на совсем иные, минорные вопросы.
Два ключевых момента. Первый — утверждение, что бюджет-2005 необходимо принять еще до выборов 31 октября. Второй — озвученное во вторник телевидением заявление премьера Виктора Януковича о том, что “тому, кто не верит в реальность бюджета-2005, не место в Кабмине”. В чем скрытый смысл этих двух моментов?
Ответ дает, в частности, статья 45 проекта закона “О Государственном бюджете Украины на 2005 год”. В ней идет речь о возможности “погашения обязательств державы по обесцененным денежным накоплениям граждан в учреждениях Сберегательного банка бывшего СССР и государственных ценных бумагах бывшего СССР”. В ней же предложена схема: государство “вернет” сбережения путем списания вкладчикам их долгов, накопившихся за период до 1 сентября 2004 г. за потребленные электричество, тепло, воду, газ и т.д. Предприятия-поставщики коммунальных услуг, в свою очередь, получат (на сумму 6 млрд. грн.) списание налоговых и других долгов перед государством. Тем гражданам, у которых нет долгов перед предприятиями-поставщиками, “расчеты проводятся в счет оплаты исключительно этими гражданами 20 процентов стоимости текущих платежей…” Чистенько, красиво — почти как любая схема — и… совершенно неконкретно. Иначе не понадобилась бы заключительная фраза статьи 45: “Порядок проведения означенных расчетов определяется Кабинетом Министров Украины”.
После чего и возникает подозрение, что “реальность бюджета-2005” (по крайней мере, в этой его части) можно оценивать лишь по правилам карточной игры “верю — не верю”.
Поводы для сомнений добавляют цифры. Первая: общая сумма долгов за потребленные газ, электричество и т.д. составляет около 8 млрд. грн. То есть 2 млрд. так и повиснут в воздухе? Вторая: общая сумма замороженных вкладов (соответственно, и обязательств державы) составляет около 130 млрд. грн. Какое же это, к черту, “размораживание”? По какому принципу? Пропорционально сумме замороженных накоплений или сумме коммунальных долгов конкретного гражданина? И результат несомненно будет разным в зависимости от того, что поставить во главу угла: погашение обязательств по вкладам или погашение долгов.
В связи с этим стоит привести и такое мнение: статья 45 проекта бюджета-2005 на самом деле смешала в одну кучу четыре разных процесса. Один — погашение налоговых долгов коммунальных предприятий перед бюджетом. Другой — погашение их же долгов по бюджетным же кредитам и займам. Третий — возврат обесцененных вкладов и займов. Четвертый — погашение долгов населения за полученные коммунальные услуги. Не напоминает ли это птичку, у которой то клюв увязнет, то хвост?
Даже если плюнуть на обманутых вкладчиков, интересы которых удовлетворить “по справедливости” статья 45 никак не сможет, то что получит в результате ее реализации государство? Да, наверно, почти ничего. Ну “простит” долги, которые несмотря на все предпринимаемые меры, включая затеянную “реструктуризацию”, в значительной мере и так останутся безвозвратными. Понесет потери налоговых сборов — за счет тех 20%, которые станут недоплачивать обманутые вкладчики, остающиеся, несмотря ни на что, добросовестными плательщиками…
В заключение очень хотелось бы предложить свой, проверенный жизненным опытом рецепт: прежде всего отделите, господа министры, мух от котлет. Возвращайте украденные у людей вклады пусть по частям, но реальными, живыми деньгами. И активизируйте сбор коммунальных платежей. Только в этом случае будет соблюдена социальная справедливость и в выигрыше останутся добросовестные плательщики — они же обворованные вкладчики.