Праздничные мероприятия Всемирного дня легкой атлетики прошли в минувшее воскресенье в областном центре на обновленной арене стадиона «Звезда». Здесь главный гость праздника Сергей Бубка и губернатор Кировоградщины Сергей Кузьменко встретились и пообщались с ветеранами спорта и войны, а также возложили цветы к памятному знаку павшим в военных сражениях воинам-спортсменам. Необычайно важным моментом сам Сергей Назарович назвал открытие памятной доски, на которой выражена благодарность олимпийской семьи Украины президенту ФК «Зирка» Максиму Березкину за его неоценимый вклад в развитие и популяризацию спорта в нашей области и в Украине. И завершилась насыщенная программа визита представительной спортивной делегации участием в торжественной церемонии открытия командного чемпионата Украины по легкой атлетике среди юниоров и презентацией книги «Жизнь в полете», которую Сергей Бубка написал специально для детей.
И, поверьте, где бы ни проходили встречи Сергея Назаровича с кировоградцами, никто не получил отказа в автографе, фото на память или в простом общении. Но особенно запомнится этот день мальчишкам и девчонкам, которые смогли посостязаться с живой легендой в дендропарке и задать любые интересующие их вопросы на презентации книги на стадионе «Звезда».
Знаковым оказался этот день и для автора этих строк. Ведь мне посчастливилось взять эксклюзивное интервью у самого Сергея Бубки. И, поверьте, это была, пожалуй, одна из самых главных и важных бесед в моей уже достаточно долгой карьере спортивного журналиста.
— Сергей Назарович, чем запомнится вам третий визит в Кировоград?
-У нас сегодня была очень насыщенная программа, включавшая в себя встречи с руководством Кировоградской области и областного отделения НОК Украины, ветеранами спорта, презентации программы «Детская легкая атлетика» и моей книги «Жизнь в полете». Но особое впечатление оставило посещение стадиона «Звезда», где прошло открытие уже третьих в этом году всеукраинских легкоатлетических стартов — командного чемпионата Украины среди юниоров. Я просто восхищен тем, что сделано в Кировограде для развития легкой атлетики. И поэтому хотел бы еще раз выразить огромную благодарность Максиму Станиславовичу Березкину, который вложил не только средства, но и частичку своей души в эту современную арену. Это яркий пример для всех бизнесменов настоящей социальной ответственности перед людьми.
— Исходя из вышесказанного, насколько важна и необходима программа ИААФ «Детская легкая атлетика», которую сегодня вы презентовали?
— Все знают, что легкая атлетика — это королева спорта. Это базовый и универсальный вид спорта, который дает возможность физически развиваться и воспитывать здоровую молодежь. А «Детская легкая атлетика» — проект уникальный, где дети познают наш замечательный вид спорта посредством игры. Все дело в том, как ты заинтересуешь детей. Им нужно открыть двери и сделать это для них интересным и зрелищным. Сегодня вы видели, с каким удовольствием и огромным интересом мальчишки и девчонки соревновались, насколько они смекалисты, как вдохновенно и радостно все делали. Спасибо Международной федерации легкой атлетики, которая создала этот проект.
— Сейчас мы стараемся приобщать детей к легкой атлетике в совсем юном возрасте. А как вы пришли в легкую атлетику и кто повлиял на ваш выбор?
— Вы не поверите, но в легкую атлетику я попал совершенно случайно. Спортом я увлекался с раннего детства. Играл в футбол, баскетбол и даже хотел попробовать свои силы в спортивной гимнастике. Но так получилось, что мой товарищ Слава Малахов, который был на три года старше, начал заниматься прыжками с шестом. И именно Слава реально повлиял на мою судьбу. Ему было тогда 13 лет, а мне только 10. А набирали в легкоатлетическую секцию с двенадцати лет. Но Славка буквально умолял моего будущего тренера Виталия Афанасьевича Петрова и говорил: «Вы должны увидеть этого мальчика». И таки упросил Петрова. Таким образом в 1974 году я открыл для себя легкую атлетику и прыжки с шестом. О чем впоследствии ни секунды не пожалел.
— Впервые вы громко заявили о себе на взрослом уровне в 1983-м году на первом чемпионате мира в Хельсинки. Правда ли, что вместе с другим выдающимся украинским атлетом, будущим олимпийским чемпионом в прыжках в высоту Геннадием Авдеенко вы были включены в состав сборной Советского Союза в последний момент?
— Действительно. Тот первый чемпионат мира был для нас с Геной дебютным. И мы своими победами оправдали доверие главного тренера советской сборной Игоря Тер-Ованесяна, который под свою ответственность рискнул включить молодых прыгунов в состав команды. А ведь до последнего момента вопрос о нашей поездке в Хельсинки решен не был. Я квалифицировался на мировое первенство в Ленинграде на дне прыгуна, бегуна и метателя. Но этого никто не ожидал. А оформление выездных документов в западную страну в то время занимало около шести месяцев. И мой тренер Виталий Петров воспользовался услугами курьерской почты для отправления документов из Донецка в Москву, чего раньше никто не делал. К счастью, у Виталия Афанасьевича все получилось, и на мировое первенство я поехал. Но обо всех этих нюансах я узнал уже после победного окончания состязаний. Ведь до старта наставник старался оградить меня от всех переживаний.
А соревнования в Хельсинки были одними из самых сложных в моей карьере. Прыгать пришлось под проливным дождем и шквальным ветром. А тут еще организаторы допустили в финал без квалификации сразу 27 атлетов, и состязания продолжались семь с половиной часов. Тогда мне единственному покорилась высота 5 метров 70 сантиметров, и я впервые стал чемпионом мира. С этого момента, можно сказать, и началась моя большая спортивная жизнь.
— В дальнейшем было громадное количество незабываемых стартов и ярких побед. Но были ли среди них особенные, которые сейчас бы хотелось выделить?
— Безусловно, это покорение высоты 6 метров 13 июля 1985 года в Париже. Трудно даже сейчас передать те эмоции, которые испытал, когда в Сеуле в 1988-м году стал олимпийским чемпионом. Ведь за четыре года до этого из-за бойкота мы не смогли принять участия в Олимпийских играх в Лос-Анджелесе. Уникальной считаю шестую победу на чемпионатах мира, когда выступал в Афинах спустя восемь месяцев после тяжелой операции. Тогда многие меня списали со счетов. Ведь на подготовку практически не было времени. До чемпионата мира лучший результат у меня был 5 метров 61 сантиметр. И один из главных соперников, Максим Тарасов, даже заявил, что у Бубки не хватает силы воли для того, чтобы закончить карьеру. Так что, во многом благодаря Максиму я разозлился и сотворил подвиг, выиграв тот чемпионат с результатом 6 метров 01 сантиметр. А Тарасов остался вторым, преодолев 5 метров 96 сантиметров.
— Часто говорили, что вы соревнуетесь больше с планкой. И все же, кто из конкурентов был самым уважаемым или опасным что-ли и с кем из соперников сейчас поддерживаете дружеские отношения?
— Вы знаете, для меня постоянно одним из главных девизов был: победишь себя — победишь всех. А к своим соперникам всегда относился и отношусь с громадным уважением. Вначале моей карьеры — это был очень устойчивый психологически настоящий боец Константин Волков, затем — Максим Тарасов и Родион Гатауллин. Кстати, так получилось, что я открыл для Родиона еще одну профессию. Ведь вы были свидетелем, как здорово он справлялся с ролью ведущего-шоумена на турнире «Звезды шеста» в Донецке.
— Ваш летний рекорд — 6 метров 14 сантиметров, установленный в 1994 году в итальянском Сестриере, не побит до сих пор. А кто, кроме француза Рено Лавиллени, недавно превзошедшего ваше достижение в залах — 6 метров 15 сантиметров, сегодня способен замахнуться на такие грандиозные высоты?
— Рено реально своими прыжками и своим потенциалом показал, на что он способен. На данный момент мне трудно назвать другого прыгуна, который может сравниться с Лавиллени.
— Вы выдвинули свою кандидатуру на пост президента Международной федерации легкой атлетики. Мы верим, что все у вас получится и вы станете во главе ИААФ. Но тогда придется оставить ваше любимое детище — НОК Украины, где удалось достигнуть многого. А есть ли те, кто подхватит вашу эстафету?
— Скажу без ложной скромности, что НОК Украины — это один из лучших олимпийских комитетов в мире. И это не наша оценка. Высокую оценку работе НОК Украины дают наши коллеги в европейских и Международном олимпийском комитетах. Поэтому я горд и счастлив, что НОК Украины является примером для многих коллег в других странах. Эту работу я люблю и отдаю ей все свои силы, знания и умения. И вне зависимости от того, как сложится моя судьба, я помогал, помогаю и всегда буду помогать олимпийскому движению, спорту и легкой атлетике Украины. А подхватить эстафету, поверьте, есть кому. Главное, чтобы у нас получалось и мы вместе продолжали двигаться вперед…
— В своей жизни вам приходилось часто общаться со многими сильными мира сего. С кем вам действительно интересно было общаться и кто показался вам настоящим человеком спорта в мире и Украине?
— Если говорить о мировых лидерах, произведших на меня незабываемое впечатление, то здесь главенствующую роль, без сомнений, занимает Хуан-Антонио Самаранч. Это был великий человек и великий президент МОК. Я его ставлю наравне с Пьером де Кубертеном, который в 1894 году возродил современное олимпийское движение. А Самаранч его спас во время кризиса и вдохнул новую жизнь в 80-х годах прошлого века. Хуан-Антонио смог переформатировать подходы и отношение к спорту, интегрировать бизнес в мировой и профессиональный спорт. Это человек, который сделал олимпийское движение и мировой спорт такими популярными, какими мы знаем их сегодня. Если же говорить о политиках, то здесь я бы отметил Леонида Даниловича Кучму. Он первый президент на постсоветском пространстве, который понял значимость спорта и наградил спортсмена высшей государственной наградой. И дело не в том, что звания Герой Украины был первым удостоен ваш покорный слуга. Президент Кучма сделал большой шаг и принял важнейшее решение, которое подчеркнуло роль и авторитет спортсменов в обществе, а также наше значение для поднятия имиджа державы.
— Хуан-Антонио Самаранч, о котором вы отозвались столь лестно, назвал именно Сергея Бубку самым выдающимся спортсменом современности. А кого может удостоить такого признания сам Сергей Бубка?
— Я с большим уважением отношусь к ямайскому спринтеру Усейну Болту, который показывает феноменальные результаты и делает легкую атлетику еще более популярной в мире. Могу отметить также великого американского легкоатлета Карла Льюиса и потрясающего баскетболиста Майкла Джордана. Когда я встречался с Майклом, то он поражал своим доброжелательным отношением к людям. В нем нет ни капли звездности, он на равных говорит абсолютно со всеми, может, к примеру, спокойно поболтать с уборщиками, наводящими порядок в раздевалках его клуба, и поинтересоваться их делами. Вообще я уважаю тех больших спортсменов, которые не отрываются от земли, ценят своих поклонников, достойно ведут себя в любых ситуациях и являются настоящими примерами для подражания.
Юрий Илючек, фото Елены Карпенко, «УЦ».