Резонансное мероприятие культурной жизни Кировоградщины – «Светловодский пленэр», организованный галереей «Елисаветград», – уже стало историей. В течение двух недель восхищали светловодчан и восхищались местными пейзажами художники из Одессы. Но не только одесситы были в этом творческом десанте.
Справка «УЦ».
Василий Иванович Мирошниченко – художник, заслуженный деятель искусств Украины, председатель Днепропетровской областной организации Национального союза художников Украины. С 1979 года он является постоянным участником областных, республиканских, всесоюзных и международных выставок. С 1987 года – член Союза художников СССР. Его пейзажи, созданные в процессе работы в творческих группах пленэрной живописи, экспонировались на персональных выставках в Старгарде (Польша), Киеве, Днепропетровске, Никополе. Полотна Мирошниченко хранятся в музеях и частных коллекциях Украины и зарубежья.
Василий Мирошниченко с супругой приехал из Днепропетровска. Для него это была своеобразная разведка, ведь следующий пленэр будет организован для художников из города на Днепре. Василий Иванович в перерыве между написанием полотен дал эксклюзивное интервью для «УЦ». Говорили не только и не столько о живописи, как о жизни. Хотя для художников живопись и есть жизнь…
– Василий Иванович, какова сегодня роль творческих союзов? Насколько важно для художника состоять в союзе художников?
– Можно просто писать и не быть членом союза, а можно в нем состоять. Хочу сказать, что на сегодняшний день это возможность для художника каким-то образом самореализоваться при помощи коллег, друзей. Это в некотором роде профсоюз, и он был задуман для отстаивания целей и желаний. А их достаточно много, начиная с бытового уровня, содержания и оплаты мастерских. В советское время министерство культуры и дирекция выставок закупали работы по достаточно приличным ценам, а сегодня государство не выделяет деньги на закупки.
Я двенадцать лет являюсь председателем областного союза художников, и уже лет пятнадцать работы для музеев вообще не закупаются. И это трагедия как для художников, так и для государства. Микеланджело знают все, а кто в его времена был Папой и руководил государством, знают единицы. Искусство – зеркало истории, и оно отображает время, в котором живет тот или иной художник. Виктор Пинчук, будучи днепропетровским, приватизировав местные заводы, организовал собственный центр в Киеве и отдает свои средства на показ каких-то иностранных мощей замороженных животных. Я считаю, что это диверсия в отношении страны, культуры, традиций.
Можно ли художнику жить без союза художников? Наверное, можно. Но у него должен быть агент, и он сам должен быть агентом. Ведь союз художников – неприбыльная организация, она не занимается реализацией работ. В свое время была система художественного фонда, которая занималась реализацией произведений в художественных салонах, художественно-производственных комбинатах. Но тогда был социальный заказ, была статья расходов. Сегодня это все отсутствует.
У нас сто пятьдесят членов союза художников. Мы, имея в пользовании помещения, которые являются собственностью национального союза, сдаем их в аренду и на эти средства примерно наполовину дотируем содержание мастерских. А коммунальные платежи для нас сделали, как для коммерческих структур, и это очень большая проблема.
– К вам в союз стремятся вступить или вы зазываете?
– Стремятся. Художник сразу же получает право пользоваться мастерской. А у нас в Днепропетровске сегодня пустуют мастерские. Если в Киеве большая очередь, и люди ждут годами, то мы готовы предоставить помещение сиюминутно. У нас нет достойного высшего учебного заведения. В университете сделали факультет изобразительного искусства, но его уровень ниже уровня нашего художественного училища, выпускники которого продолжают учебу в Киеве, Харькове и пытаются там остаться. В этом есть определенного рода трагедия. Любому художнику проще реализовать себя в столице с ее количеством галерей и выставок, чем в Днепропетровске, и тем более в Кировограде.
– Как часто в вашем городе проходят выставки? Где? Кем они инициируются?
– У нас есть достаточно серьезные выставочные площади. Есть большой выставочный зал. Лет десять назад мне удалось сделать там ремонт: подвесные потолки, замена освещения, остекление. Это позволило проводить там не только областные выставки. Мы учредили и проводим мероприятия всеукраинского масштаба. Уже восьмой раз провели всеукраинскую выставку «Чарівні барви Дніпра», учрежденную нашим правлением и поддержанную городским головой. За счет городского бюджета издаются буклеты.
Провели пять скульптурных пленэров. В некоторых уголках города поэтапно проводилась реконструкция. В частности, группа архитекторов за реконструкцию набережной получила государственную премию. Я доказал, что иностранными светильниками или чем-то типовым сложно удивить, и мы выполнили ряд скульптур с привлечением серьезных художников из всей Украины. Это народный художник Юлий Синькевич и его сын, и наш известный Юрий Павлов, и Петр Куценко, и Юрий Щедров. Все это вызвало большой интерес окружающих, которые даже ночью приходили смотреть и восторгаться скульптурами. Открытие было приурочено ко Дню города. Поэтому без союза художников можно обойтись, но, думаю, лучше с ним.
– Переключимся на тему Кировоградщины. Вы у нас впервые или уже бывали?
– Когда-то в студенческие годы я был здесь недолго – участвовал с друзьями в октябрьской демонстрации. А так проездом из Днепропетровска в Киев и обратно бываю в Александрии и Знаменке.
Николай Николаевич (Цуканов. – Авт.) ранее общался с нашими художниками старшего поколения и предложил в следующем году провести у вас пленэр для днепропетровских художников. А в этом году пригласил меня, чтоб я влился в коллектив, в вашу среду. Я был на пленэрах в Тростянце, Сумах, Одессе и в Седневе. Стараюсь не отказываться от подобных приглашений, потому что такие мероприятия дают возможность, абстрагировавшись от всего, заняться только своим любимым делом. И после этого остается что-то в мастерской. Какая-то общественная работа и любые другие усилия остаются незамеченными. А если ты сделал работу – тебе есть что показать. Для меня это очень важно и серьезно.
– Как вы оцениваете наш первый пленэр?
– Это очень серьезное событие. Я искренне верю в то, что оно станет традиционным. Работа оперативная, масса экскурсий, встреч, информации – и всего две недели. Для меня как для творческого человека это мало. Я участвовал в пленэрах, которые длились полтора месяца. Тогда у тебя есть время настроиться, сосредоточиться, расписаться. А здесь все должно быть выполнено в «десятку».
– Вы не политический аналитик, а творческий человек. Художник по-особенному смотрит на мир, на происходящее. Расскажите, что сейчас происходит на Днепропетровщине? Какая там ситуация?
– Для меня и как для гражданина, и как для художника вполне понятно, что происходит. Я лично считаю, что кому-то в России очень не хочется оказаться в ситуации, в которой оказался Янукович, поэтому искусственно инициированы события и в Крыму, и на востоке страны. Те люди, которые поддались на призывы, оказались в открытом военном конфликте. Нет у них домов, и противоположная сторона не компенсирует им ни материальные средства, ни утерянные годы.
Что касается Днепропетровска как форпоста, я могу сказать со стопроцентной гарантией: если бы Днепропетровск не встретил в упор противника, эта волна уже была бы в Киеве. Если Коломойский при всех его достоинствах и недостатках оплачивал сданных московских сепаратистов (люди получали по десять тысяч долларов), то это имело эффект. Сдать автомат Калашникова – тысяча долларов. И люди получали за это деньги.
Мой ближайший друг записался в добровольцы, и таких очень много. Да, русскоязычные люди отстаивают интересы нашего государства и каждого человека.
– Что изменилось после ухода Коломойского и его команды?
– Я ехал с кировоградскими ребятами, участвующими в АТО, общался с ними. Знаю, как кировоградцы пострадали, сколько ребят погибло, что они терпят там. Коломойский заправлял танки, полностью обеспечивал всех мобилизованных. Еврейская диаспора в Днепропетровске имеет очень большой вес, а Коломойский прежде всего гражданин Украины. Его реакция на первые шаги Путина была высказана в прессе, и она не подразумевала никаких компромиссов.
– Политика отражается на творчестве, на настрое и настроении?
– Не может не отражаться. Можно писать пейзажи, передавать красоту нашего края и этим умножать патриотизм. Это очень просто. Я был в Тростянце, маленьком городе, и его мэр, молодой парень, открывая пленэр, сказал, что не все горожане понимают, зачем организовывать такое мероприятие за бюджетные деньги в такое сложное время. Но они это сделали, одну работу передали в коллекцию краеведческого музея – в счет оплаты за проживание и питание. Вторую продали, а средства направили на поддержку участников АТО. Кто, как не он, прав на тысячу процентов? И, опять-таки, не умножая любовь к своему краю, не чтя культурные традиции и наследие, любая страна будет обречена на погибель и самоуничтожение.
– Когда мы снова встретимся?
– С благословения Николая Николаевича, думаю, через год на таком же пленэре. Я буду рад и счастлив и приложу максимум усилий для того, чтобы наши художники приехали и достойно в творческом процессе отразили всю красоту вашего кировоградского края.
Записала Елена Никитина, фото Елены Карпенко, «УЦ».